По термином "туристический бизнес” скрываются весьма различные виды
деятельности, у каждого из которых - своя специфика. Давайте определимся
в главных характеристиках туристического бизнеса.
Туристская индустрия, в соответствии с
российским законодательством, представляет собой совокупность гостиниц и
иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного
питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного,
делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций,
осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также
организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги
гидов-переводчиков. Индустрия туризма располагает солидной
материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа
людей и взаимодействует со всеми отраслями экономики.
Наиболее заметную роль в туристской индустрии играют организации,
занимающиеся формированием и продажей туров, а также подготовкой и
проведением экскурсий, оказанием иных услуг.
В настоящее время на туристическом рынке действуют два вида таких
организаций: туроператор и турагент.
В соответствии с Законом РФ "Об основах туристской деятельности в РФ”
под туроператорской деятельностью подразумевается деятельность по
формированию, продвижению и реализации туристского продукта,
осуществляемая юридическим лицом. Туроператоры выполняют ведущую роль в
международном туризме, так как именно они формируют туристский продукт, в
который могут входить услуги по предоставлению транспорта, размещения,
питания, экскурсионные услуги и т.д.
Кроме формирования туристского продукта туроператоры осуществляют его
продвижение путем участия в специализированных ярмарках, выставках,
организации рекламы, издания каталогов, буклетов и т.п.
Реализация сформированного турпродукта может осуществляться
несколькими способами.
Туроператор может реализовывать турпродукт через турагентов. При этом
на него ложится ответственность за качество реализуемого турпродукта и
достоверность предоставляемой информации перед туристом. Кроме этого,
туроператор может реализовывать не весь комплекс услуг, входящих в
турпродукт, а его часть, то есть конкретную услугу (например, размещение
в отеле).
Не все туроператоры одинаковы. Существуют туроператоры, которые
отправляют туристов за рубеж по договоренности с принимающими
операторами или с поставщиками услуг. Такой туроператор формирует
сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в
разных местах посещения, обеспечивает проезд и организовывает
предоставление внутримаршрутного транспорта. Другие туроператоры
работают на приеме, то есть формируют туры и программу обслуживания в
месте приема туристов. При этом используются прямые договора с
поставщиками услуг (гостиницами, развлекательными заведениями и т.п.)
Турагенты, как правило, занимаются только реализацией турпродукта
туроператора. Это организация-посредник, работающая непосредственно на
туристском рынке с туристами и получающая комиссионное вознаграждение.
Под турагентсткой деятельностью, в соответствии с Законом РФ "Об
основах туристкой деятельности”, понимается деятельность по продвижению и
реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или
индивидуальным предпринимателем.
Существенная разница между туроператором и турагентом состоит в том,
что турагент не формирует турпродукт, а покупает его у туроператора
готовым к реализации. Особенности реализации турпродукта турагентом
состоят в следующем:
Турагент реализует туристу сформированный туроператором тур, то есть те
условия, которые предлагаются туроператором. При этом турагент является
только посредником между туристом и туроператором. Предел его
ответственности ограничивается надлежащим предоставлением полной
информации о условиях путешествия, правах и обязанностей туриста,
третьих лиц и т.п. При наличии у туриста каких-либо претензий по
качеству предоставленного туристского обслуживания, по объему оказанных
туристских услуг, их рассмотрение осуществляется туроператором в
порядке, предусмотренном договором. При непосредственном взаимодействии с
туристом турагент может подобрать того туроператора, предлагающего
турпродукт того качества и в том объеме, который необходим в данном
случае.
В предпринимательской деятельности в сфере туризма наиболее часто
встречается совмещение функций туроператора и турагента в одной
туристической организации. Например, туристическая фирма предлагает
сформированный ею тур по Испании, выступая как туроператор. В то же
время она реализует тур в Финляндию, сформированный другим
туроператором, выступая как турагент.
Кроме того, туризм делится на въездной, выездной и внутренний:
1. Въездной туризм - путешествия в пределах России лиц, постоянно не
проживающих на ее территории;
2. Выездной туризм - путешествия граждан России и лиц, постоянно
проживающих на территории России за рубеж;
3. Внутренний туризм - это путешествия в пределах России граждан России
и лиц, постоянно проживающих на ее территории.
ВАЖНО:
Для туроператоров
В соответствии с требованиями Федерального Закона "Об основах
туристской деятельности в РФ” с 1 июня 2007 года осуществление
туроператорской деятельности допускается при:
1. наличии у юридического лица финансового обеспечения в форме договора
страхования гражданской ответственности или банковской гарантии, на
сумму:
- для туроператоров по международному туризму - 5 млн. руб. (с 01.06.08
- 10 млн. руб.),
- для туроператоров по внутреннему туризму - 500 тыс. руб.
2. Сведения о туроператоре, имеющем финансовое обеспечение, вносятся в
Единый федеральный реестр туроператоров.
Для турагентов
Предлагается регистрация в добровольном Общероссийском генеральном
реестре турагентов. Держатель реестра Российский Союз Туриндустрии,
техническая поддержка "Тонкости продаж”, юридическое сопровождение и
выдача бланков Юридическое Агентство "Персона Грата”
Источник: http://catalog.biznew.info/varianty_biznesa/turagentstvo-kak-biznes/chto-takoe-turisticheskij-biznes.html |