08:48 Впервые за 8 лет россияне стали тратить на продукты более половины доходов | |
Из-за растущего уровня бедности россияне - и малообеспеченные, и представители среднего класса - отказались от покупок второстепенной важности и стали тратить более половины своих доходов на продукты. Об этом сообщается в ежемесячном мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при президенте России.
Доля продовольствия в общем объеме покупок россиян устойчиво растет с января 2008 года, отмечают авторы. Рост этого показателя и привел к тому, что в феврале 2016 года доля пищевых продуктов превысила долю непродовольственных товаров в розничной торговле. Предыдущий максимум, которого достигало продовольствие в общем объеме покупок, был зафиксирован в мае 2009 года и составил 49,6%.
Падение потребительской активности населения - это ответ на негативные экономические явления, утверждают они. По данным РАНХиГС, доля бедных жителей России, которые вынуждены экономить на товарах и услугах, в марте 2016 года выросла до 89%, а число представителей среднего класса увеличилась до 79,3%. В течение следующего года продукты могут еще больше увеличить свою долю в общем объеме расходов россиян, считают эксперты. Это может произойти, в частности, потому, что доходы будут и дальше сокращаться, а люди - все чаще тратиться на товары первой необходимости.
По данным исследователей РАНХиГС, в первом квартале текущего года цены на продукты выросли меньше всего, в отличие от других категорий товаров, — на 6,9%. Стоимость непродовольственных товаров возросла на 9,7%, услуг — на 8,5%. Год назад и в тот же период ситуация была противоположной: тогда продовольствие подорожало на 22,4%. В РАНХиГС указывают, что оценки возможных изменений экономической ситуации в основном пессимистичны. По опросам, проведенных среди россиян, видно, что в ближайшие год-два ухудшения ситуации в стране ожидают более 40% россиян, а еще 30-35% респондентов опасаются сокращения зарплаты и потери работы. Эксперты Sberbank CIB, в свою очередь, подсчитали, что индекс потребительской уверенности россиян в первом квартале 2016 года составил минус 22%. Аналитики отмечали, что чувствительность населения к уровням цен все так же высока, и наблюдается тенденция к переходу на более дешевые товары. | |
|
Всего комментариев: 0 | |