...А дома – лучше!
«В родном городе пенсионерам-норильчанам жить проще, нежели на материке», — уверена бывшая норильчанка Валентина Глухова.

...А дома – лучше!

— Живя в Норильске, мечтаешь из него уехать, переезжая, мечтаешь в него вернуться, — начала беседу Валентина Степановна, позвонив в редакцию.Выяснилось, что женщина, 20 лет отработав на комбинате, пять лет назад переехала в село под Самарой — на квартиру в городе заработанных на Севере денег не хватило.— И в селе я чувствую себя не в своей тарелке, — призналась бывшая норильчанка, — здесь люди моего возраста, около 60, либо инвалиды, либо пьяницы. Опять же в огороде все горбатятся, хотя по логике и исходя из простейших математических расчётов, ту же картошку выгодней и дешевле купить в магазине. В общем, совместных интересов у меня с соседями совсем нет.Конечно, на северную пенсию на материке приобретёшь намного больше, чем в Норильске, но остро стоит проблема общения.— Дети в Норильске остались, друзья–норильчане по всей России разъехались, а для односельчан я — чужая.Сейчас Валентина Степановна приехала в Норильск в гости к дочке.— Хорошо хоть по федеральной программе можно теперь билеты купить недорогие. Хотя и с покупкой билетов со скидкой для пенсионеров у нашей землячки возникли проблемы.— Я обратилась в представительство S7 в Самаре, а там о программе субсидирования авиаперевозок и знать не знают.Зато в Норильске дочка Валентины Степановны, предъявив копию паспорта матери–пенсионерки, без проблем приобрела для неё билеты со скидкой.Поразило пенсионерку и отношение норильских врачей к своим больным.— Я — гипертоник, и, пока в Норильске жила, всегда стояла на учёте. Так мне письма присылали с просьбой прийти на осмотр, звонили из поликлиники, справлялись о самочувствии.Привыкнув к тому, что главное — это профилактика высокого давления, бывшая норильчанка пошла вставать на учёт в поселковую больницу. Там очень удивились и посоветовали обращаться к врачу только тогда, когда «припрёт», и понапрасну людей от работы не отвлекать.Ещё Валентина Степановна рассказала, что, когда внук гостил у неё в селе и заболел, его врач принимать не хотела — полис, видите ли, норильский, кто ей потом приём оплатит? В итоге мальчика, у которого оказался аппендицит, повезли в городскую больницу на такси.Помня о нежелании медработников обслуживать иногородних, Валентина Степановна, у которой в Норильске поднялось давление, боялась обратиться в поликлинику, думая, что ей откажут. В итоге всё–таки дочь отвела её на приём к врачу — и бывшую норильчанку радушно принял терапевт, назначил физиопроцедуры и уколы.— Я, собственно, зачем звоню в редакцию, — подытожила пенсионерка, — хочу, чтобы вы написали в газете, что, ругая Норильск, многие не понимают — есть места в России, где людям живётся намного хуже. Это не означает, что в Норильске всё идеально, но нужно быть готовым к тому, что, уехав, норильчанин столкнётся с большими, чем на Севере, проблемами — в медицине, коммунальном хозяйстве и, главное, в отношении людей друг к другу.

Надежда САВЕЛЬЕВАФото Владимира МАКУШКИНА

заполярная правда


Источник: http://infa24.ucoz.ru/publ/6
Категория: Норильск | Добавил: infa24 (08.09.2010) | Автор: infa24 W
Просмотров: 843 | Комментарии: 13 | Теги: норильск | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 13
avatar
0
1 1 • 21:12, 08.09.2010
Вот! Правильно говорит женщина! А то ломятся все старые норильчане на материк после 30-40 лет жизни на севере, а зачем? Кто их там ждет, какое общество, какие связи, никому там старики не нужны, а здесь хоть все привычное. Администрации бы только сбагрить переселить на юг людей, а им вообще то и здесь можно жить
avatar
0
2 2 • 21:13, 08.09.2010
Полностью согласна с бабулей! У нас норильчане пальцами небо подпирают (независимо от возраста, кстати), потому что в других города х не жили. У нас садики самые лучшие, школы - хорошие, да и в больницах, несмотря на очереди - отношение более внимательное, чем на материке. Да и сами больницы, особенно стационары, на порядок лучше даже столичных, поверьте, довелось лежать в Москве - там в хирургию можно просто так пройти - никто и внимания не обратит. Так что люди-норильчане, живите и будьте благодарны судьбе, что в нашем городе все так хорошо устроено. Спабибо Заполярке за такие материалы. Они норильчанам озлобленным нужны. и не озлобленным - тоже. Для поднятия духа. Быть на материке в отпуске - одно дело. А вот жить там - абсолютная противоположность. Люблю наш маленький провинциальный Норильск.
avatar
0
3 3 • 21:14, 08.09.2010
если человек родился и вырос в городе то для него труд в огороде ,на даче покажется каторгой .так как наши Норильчане привыкли после работы выпить чашечку кофе,принять ванную,и залечь перед телевизором на диван.получил зарплату проел.и все на этом.и больше им ничего не надо
avatar
0
4 4 • 21:14, 08.09.2010
"наши Норильчане привыкли после работы выпить чашечку кофе,принять ванную,и залечь перед телевизором на диван.получил зарплату проел.и все на этом.и больше им ничего не надо"
Не согласна с этим высказыванием. Норильчане привыкли путешествовать, ходить друг к другу в гости, в театр и в кино. Переехав в деревню они этого лишаются, потому что там это непринято, там принято если в гости - то на пьянку, или кости соседям перемыть. И в огороде ковыряются не потому что они такие работящие, а потому что других интересов нет. А в город если наши переезжают, то все равно не могут себе позволить по театрам и кино расхаживать - и расстояния большие, и билеты дорогие. Сравните цены на спектакль в Норильске и в любом другом материковском городе - в два раза там дороже. Мою маму в Саратове буржуйкой соседи считают, не здороваются, потому что она путешествует много - то в Турцию с внучкой полетит, то в Астрахань поплывёт, то к нам в Норильск приедет. А там людям из деревни лень и дорого до города доехать, они в перемещениях смысла не видят так же как мы в капании в огороде. В том то и дело что Норильск позволяет людям иметь интересы, которые на материке себе могут позволить лишь богатеи.
avatar
0
5 5 • 21:15, 08.09.2010
Я родилась и прожила в Норильске 40 лет. И сказать честно, если бы я переехала в село, то наверное тоже там не прижилась бы (для меня огород и все летающие и ползающие "твари" просто кошмар, только комаров и мошку воспринимаю после Норильска). А переехав в Питер, я ни на одну секунду не пожалела, хотя всегда была уверена на все 100%, что с любимого города НИКУДА! 9 месяцев в году я принимаю своих друзей-Норильчан, соскучиться толком не успеваю:-). Согласно с одним, что медицина в Норильске на супер высшем уровне, но это и неудивительно, еще бы на Севере, да в такой экологии, была бы медицина, как на "материке", долго бы никто не протянул бы. А вообще, всем желаю выезда на "материк", в те районы, где есть работа, родня, друзья и т.д.
PS: по приезду в Питер, у меня тут не было, ни одной родной и знакомой души, все приходит с годами.
Всем УДАЧИ!
avatar
0
6 6 • 21:15, 08.09.2010
Связь с материком нужно держать всегда,не надо отрываться от корней и родственников-тогда и общаться будет с кем и в гости пойти к кому-нибудь!А норильчане все путешествуют,по заграницам в основном,а потом окажется,что после 20 лет работы на комбинате не хватает денег на квартиру.Стыдно было слушать выступления норильчан на встрече с Путиным,что без его помощи им отсюда не выбраться!Вы посмотрите сколько пожилых людей в Норильске сидят годами в своей квартире не выходя из дома и ждут когда им соцработник приенсет продукты.Этой участи хотя уважаемые читатели?Неужели непонятно,что Норильск АБСОЛЮТНО непригоден для постоянного проживания.Хватит дурить людей манной небесной!Пожил,зарабатал,уехал!И как можно быстрее.Как это сделали ВСЕ ранее работавшие начальники разных уровней.Бабуле непонятно до сих пор,после 5 лет на материке что такое встретить рассвет,босиком походить по траве,испить колодезной воды...Проще в Норильске из-под крана.
avatar
0
7 7 • 21:16, 08.09.2010
Прочитав статью и комменты не совсем ясно зачем все эти программы переселения,если у нас так все прекрасно!Вы зайдите на кладбище и посмотрите(колумбарий):в основном умирают молодые люди,30-50 лет.Наверно от хорошей жизни в Норильске.Ведь тут не пьют и наркоманов нет,работы полно молодежи.
avatar
0
8 8 • 21:16, 08.09.2010
Живу на "материке" на селе 12 лет , земли 0,32 га , свой домик в 100 м2 , туалет , ванная , горячая вода - занимаюсь пчелами , красота. Летом кочую с ними по средней полосе,жена на усадьбе командует. Пчелки дают хороший приварок к пенсии. О Норильске вспоминаю только в отношении рыбалки и охоты. Там жить нельзя. Если руки растут не оттуда , то на селе делать нечего!
avatar
0
9 9 • 21:17, 08.09.2010
В огороде старики пропадают не потому что интересов других нет, а потому что жизнь заставляет. Я думаю, что и "материковские" пенсионеры с удовольствием бы и в театры ходили или в Турцию отдыхать летом ездили, если бы позволяли средства. Материальный достаток чудесным образом расширяет круг интересов, это наверное заметил каждый ))
avatar
0
10 10 • 21:17, 08.09.2010
Интересен образ мыслей отдельных норильчан.Далеки они от жизни людей материковских поэтому и тяжело им там.В Норильске ходят в театры и гости(обсуждать постановки,наверное),а деревенские-только на пьянку или косточки перемыть!Чушь собачья,уважаемый читатель!Там тоже живут нормальные люди,со всеми их проблемами.И в кошмарном сне они видели Норильск.Замечу,там живет 99% жителей России!А мы все ищем где лучше,мечемся туда-обратно!Каждый судьбу сам себе выбирает.Мы- "особого склада люди"!Кто в эти сказки верит теперь?
avatar
0
11 11 • 21:18, 08.09.2010
Уважаемая Надежда Савельева!Вы подняли интереснейшую тему,спасибо.Но акцент,мне кажется, должен быть смещен все таки на правильности переезда из Норильска,особенно пожилых людей и молодежи.На всех уровнях об этом говорят,давайте продолжим тему.Не ломиться надо норильчанам на материк после 30-40 лет жизни на Севере,а сделать это гораздо раньше,когда есть еще силы и возможности начать жизнь сначала.Норильск отпускает тяжело и неохотно людей,многие не доживают до этого дня.А молодежь не дождавшись освободившихся рабочих мест,ударяется во все тяжкие.Посидите пару минут около пульта дежурного УВД или 03!Но уезжать надо!Я сам задержался на 20 лет и сожалею об этом.Но решение уже принято,надеюсь еще босиком походить по траве...Многие скажут - нет квартир и средств у людей,согласен,но отчасти.Все можно сделать если захотеть.Я знаю массу примеров.Хотя людям надо и помогать.А помогают,к сожалению,не тем.Странно узнавать,что нет квартиры у шахтера,проработавшего 25 лет под землей...Если за это время не заработать на квартиру,то я что-то не понимаю.А вот одиноким и многодетным нужна помощь от властей.Вот они заложники Севера!
avatar
0
12 12 • 21:18, 08.09.2010
Не я это писал,для читателей думаю будет интересно:
"Здесь природа всегда была против нашего присутствия. Мы героически преодолевали обмороженные трудности, а потом, переехав на "материк", сорокалетние мужики умирали от инфарктов и инсультов. Природа упрямо гнула свою линию. Мой отец так ушел… И сам не зарекаюсь.
Но раньше нас, этих странных норильчан, хоть немного уважали и, бывало, завидовали. "Брат с севера приехал!" Помните?
Ныне мы все здесь Филиал. Вот потеха. Здесь всегда что-то было эдакое. Раньше - ЗОНА, позже - ЗАКРЫТЫЙ ГОРОД, теперь ФИЛИАЛ. К оскалу природы люди добавили адские дымокурни. Стране нужен металл? Даем!
Теперь металл нужен лондонской бирже, и филиальный коллектив все так же, по-советски натужно, его выдает, дружно вдыхая кислотную пыль. А московский калькулятор, с глазами добрыми, как оптический прицел, рулит деньгами-потоками, играет в шахматы-человеки. Он ведь Центр, голова, не дающая покоя здешним мозолистым рукам.
И пусть будет так… Пусть в эту цветную металлическую игру будут завязаны все, кого это устраивает. И те, кто готов терпеть до корпоративной пенсии. И те, кому миллиард - это мало.
А я буду ни пешка, ни игрок, ни клетка.
Уеду, и сын даже не вспомнит, что такое пуховик, санки, "актировки".
Буду слать сюда мэйлы (после "собаки" - norcom точка ru или что другое, но с буквами N, O и R), а в тех письмах - солнечные фотки, море, горы, лес."
И буду ни богат, ни беден. Заработаю на жизнь. Себе и родным. Сад посажу фруктовый, с весны буду ждать неуехавших в гости. А они изредка будут приезжать, с норильской отпускной размашистостью швырять кровные за шашлыки, будем напиваться пьяными, песни петь… Потом буду увозить их в аэропорт, обниматься с такими загорелыми и грустными…
Потом вернусь домой, сяду в саду и сочиню очередной опус. Или не сочиню. Но буду точно знать, что мне совсем не хочется в Норильск.
Что навсегда - это фатально, но не так уж плохо порой.
avatar
0
13 13 • 21:19, 08.09.2010
Спасибо, что прочитали и высказали своё мнение. Я с Вами согласна, отчасти. Меня лично задевает, что многие думают, что все их проблемы только от того, что они именно в Норильске живут, а не в Москве, например. Многие надеются: перееду на материк, где трава зелёная и деревья большие, газа нет и тепло, и сразу, расправив крылья, воспарю, заживу в полную силу. Переезжают - и сталкиваются либо с такими же проблемами либо с ещё большими. Проблема - в голове.
avatar