Дизель–электроход
«Мончегорск», один из пяти арктических контейнеровозов «Норильского
никеля», вернулся из экспериментального рейса в Юго–Восточную Азию на
десять дней раньше запланированного срока. Судно первым в мире прошло по
Северному морскому пути без ледокольного сопровождения.
Как
уже писала «Заполярная правда», 16 сентября «Мончегорск» отправился по
маршруту Мурманск — Дудинка — Пусан — Шанхай — Находка — Дудинка. Ровно
через два месяца, 16 ноября, судно вернулось в Дудинку. Рейс был
уникальным, ранее никто через Арктику в Азию без проводки ледоколами не
ходил. «Мончегорск» отвез металл «Норильского никеля» в Китай, то есть
непосредственно потребителю.На дорогу до Шанхая и
обратно дизель–электроход потратил 58 суток, а если считать только общее
ходовое время, то есть когда судно не стояло в портах, а шло, — 41
сутки. Если сравнить с обычным маршрутом, через Суэцкий канал, то общее
ходовое время в этом случае обычно равнялось 84 суткам. Таким образом,
новый маршрут более чем в два раза сэкономил время доставки металла
потребителю. Это, естественно, экономит и деньги компании.Во
время обратной дороги «Мончегорск» поставил своеобразный рекорд для
столь поздних сроков навигации: расстояние от мыса Дежнева, это
северо–восточная оконечность Азии на Чукотском полуострове, до Дудинки
им было пройдено чуть больше чем за семь суток. Всего в этом рейсе по
трассам Северного морского пути (СМП) «Мончегорск» прошел 5162 морские
мили, из них половину — в ледовых условиях. Средняя скорость судна была
около 13,7 узла.
Директор Заполярного транспортного филиала «Норильского никеля» Игорь Уздин:
— Для компании этот рейс — событие. Как известно, основные потребители
продукции «Норильского никеля» находятся в Юго–Восточной Азии: это
развивающиеся усиленными темпами Китай, Индия и другие страны. Доставка
готовой продукции до них обычно осуществлялась через европейские порты
Роттердам и Гамбург. Но с этим рейсом впервые осуществлена поставка
напрямую конечным потребителям, без посредников. Анализ рейса будет
сделан позже. Но уже сегодня можно сказать, что это выгодно, ведь
скорость доставки сокращена почти в 2,5 раза. В следующем году мы будем
продолжать прямые рейсы в Юго–Восточную Азию через Северный морской путь
без сопровождения ледоколов. |
![Арктика-Азия — транзит Арктика-Азия — транзит](http://gazetazp.ru/arhiv/2010/177/pic/6-3.jpg) Из
Китая «Норильский никель» будет привозить производственное
оборудование. В этот рейс, например, «Мончегорск» привез 102 контейнера
нового типа ISO–CX. Если стандартный контейнер ISO имеет высоту 2 метра
40 сантиметров, то новые — вполовину меньше. Учитывая, что стандартный
пакет с металлом около метра в высоту, то в контейнере ISO он занимал
только половину места. А два пакета положить друг на друга не позволял
лимит по весу. В новых контейнерах–«половинках» больше не придется
«возить воздух», и за счет этого при перевозке металла будет экономиться
грузовое пространство на судне.Восточный сектор
Арктики, по которому в одиночку прошел дизель–электроход «Мончегорск»,
труден для судоходства из–за многолетних льдов. Наиболее тяжелая встреча
«Мончегорска» с такими паковыми льдами произошла на обратном пути.
Капитан дизель–электрохода «Мончегорск» Сергей Кудрявцев:–
В западном секторе Восточно–Сибирского моря, в трехстах километрах от
Большого Ляховского острова, что в архипелаге Новосибирских островов, мы
встретили мощные трех–четырехметровые льды. С ними пришлось побороться,
используя все возможности нашего судна: и двигаться вперед кормой, и
включать все три двигателя. Но вообще–то ледовая обстановка и погода
были благоприятные. |
В
течение всего рейса в Юго–Восточную Азию капитан Сергей Кудрявцев
размещал свои впечатления и фотографии в блоге «Норильского никеля». В
этом ему помогали и члены экипажа, а потом и корреспондент
корпоративного журнала «Норильский никель». Естественно, постоянными
читателями блога были родные и близкие команды «Мончегорска». Из виртуального дневника дизель–электрохода «Мончегорск» на блоге «Норильский никель»: 29 сентября Широта / долгота — 70 41,3 северной / 164 20,4 восточной.Курс / скорость — 104 градуса/ 12,9 узла.От порта Дудинка пройдено — 1846 миль. Погода:
ветер западный–северо–западный — 9 м/сек., волнение моря — 3 балла,
температура воздуха –2, видимость — 0. Идет сильный снег, туман.«...
Продолжаем следовать Восточно–Сибирским морем. Вчера, впервые за время
нашего вояжа, повстречали первое судно. Теплоход со сладким названием
«Зефир» — гидрографическое судно, производящее сейсмические исследования
в обширном районе Арктики. Ребята оказались очень приветливыми, с
радостью поддерживали беседу. Приятно осознавать, что все–таки
продолжили исследования Арктики именно россияне. Хочется верить в то,
что мы будем продолжателями славных традиций полярных исследователей и
капитанов! Как бы там ни было, Арктика — это магическое место, со своими
суровыми красотами и завораживающим небом. И наш дизель–электроход с
огромными надписями по бортам ARCTIC EXPRESS поистине живет в
Арктических водах, он бежит к цели, минуя неожиданные заряды снега и
суровые воды трассы СМП».17 октября, порт Шанхай «...
Наш экипаж просто онемел на несколько секунд в шанхайском порту,
увидев, как споро принялась за работу команда фирмы–агента, принимающей
груз. «Ни фига себе налетели!» — было прервано секундное замешательство
кем–то из наших моряков. Всего за пару часов контейнеры с металлом
«Норильского никеля» для азиатского рынка оказались на земле.Теперь
членам экипажа кроме обязательных работ остается ждать только погрузки
товара, который «Мончегорск» повезет в Норильск. Часть груза составят
необходимые в металлургическом производстве химикаты, а другую часть —
продукты для НПР. Вернувшись на борт «Мончегорска», полный впечатлений
(и сувениров, чего уж там) экипаж до поздней ночи понедельника готовился
к торжественной части. 19 октября судно «Норильского никеля» с
экскурсией посетят аж три делегации — ученые–полярники (да–да, в Китае
есть такие специалисты!), дети из школы при дипломатическом
представительстве Российской Федерации в Шанхае (их ждет «Урок
географии» об Арктике) и местные судостроители».11 ноября Широта / долгота — 73 45,7 северной / 148 43,5 восточной.Курс / скорость — 313 градусов / 14,0 узлов.От порта Мурманск пройдено — 12 064 мили.За сутки пройдено — 247 миль. Погода: ветер юго–западный — 7 м/сек., лед — 10 баллов, температура воздуха –5, видимость — 6 миль. «...
Трасса СМП и конкретно Восточно–Сибирское море вчера показали нам свои
«зубки». (За спиной оказался старпом: «Ничего себе зубки, натурально
бивни!»). Не хочется сглазить (моряки очень суеверны), но отделались
легким испугом: шесть часов нервной схватки с враждебной ледовой
стихией, будто ополчившейся на одинокое судно, вдруг попавшее в его
владения в такой поздний срок, когда все моря в этом районе уже покрыты
льдом. А тут оранжевый «дерзила» бесцеремонно нарушил их покой, за что и
получил... (как в анекдоте — «по своей наглой, рыжей морде»). Но мы не
унываем, пока отдыхаем и готовимся к встрече со следующим соперником —
морем Лаптевых (до пролива Санникова — 48 миль). И как это вам ни
покажется странным и нелепым, но нам тяжело смотреть, как наш красавец
выворачивает двух-трехметровые льдины из–под своего корпуса, накреняясь
на борт, медленно переваливаясь. Но он наш и мы вместе с ним: это и есть
трасса Северного морского пути».
Светлана ГУНИНА.
Фото автора и команды дизель–электрохода «Мончегорск»
Источник: http://infa24.ucoz.ru/publ/6- |