Абоненты сотовых операторов все чаще не
разговаривают, а обмениваются различными данными, причем по безлимитному
тарифу. Чтобы не упустить рынок, операторы готовятся установить разные
цены на разные данные: разговор в аське, звонок по Skype и скачивание
фильма будут стоить по-разному
проводит тендер на закупку биллинговой системы, способной различать виды контента и тарифицировать их по отдельности, рассказал «Ведомостям» президент МТС Михаил Шамолин. Ориентировочная стоимость проекта с учетом внедрения — $10-20 млн.
Сейчас
любая передача данных тарифицируется одинаково вне зависимости от того,
что это — общение в социальной сети, скачивание видео, текста,
получение письма по электронной почте и т. д., объясняет представитель
оператора. Новая система позволит брать с абонента разные деньги за
передачу разных данных (по сути — за разные услуги); в частности, МТС сможет отдельно тарифицировать IP-телефонию, например Skype.
«Существует
колоссальный спрос [на передачу данных], он растет экспоненциально, но
если применять нынешнее ценообразование, то рост выручки будет
нулевым», — предупреждал в недавнем интервью «Ведомостям» гендиректор Vimpelcom Ltd. Александр Изосимов. «Рынок
голосовых услуг мобильной связи насыщен, индустрия растет в основном за
счет передачи данных, а операторы до сих пор тарифицируют все данные
одинаково, по мегабайтам, — соглашается с ним Шамолин. — Если не
изменить принцип тарификации этих услуг, мы рискуем упустить рынок».
Ни один из операторов не раскрывает свою рентабельность по видам услуг (сколько
приносит передача голоса, сколько — данных). Но доля данных в выручке
операторов растет явно медленнее, чем распространяется сама услуга. Так,
за год доля доходов от передачи данных в выручке МТС выросла в 1,5 раза
с 3,3% в 2008 г. до 4,9% в 2009 г. («» и «Мегафон» и эти цифры не раскрывают). А у всех операторов «большой тройки» — чуть больше чем в полтора раза: с 3,85% в IV квартале 2008 г. до 6,36% в IV квартале 2009 г. (данные AC&M Consulting). За это же время трафик данных у «Мегафона», например, вырос в 5,5 раза (данные компании).
По
данным Comnews Research, интернет-трафик в российских сетях сотовой
связи вырос с 2007 по 2009 г. в 5,3 раза с 2,6 до 13,9 петабайта, а
доходы операторов от мобильного интернета — всего втрое: с 13,5 млрд до
41,6 млрд руб. По оценкам J'son & Partners, к 2013 г. количество
активных пользователей мобильного интернета в России вырастет в 12 раз с
5,8 млн человек в 2009 г. до 71 млн. При этом доходы операторов от
мобильного интернета вырастут только вчетверо — с 40 млрд до 170 млрд
руб.
Рост трафика данных несет в себе риски превращения оператора в «трубу» —
транспортную сеть, зарабатывать на которой будут не операторы, а
компании, предоставляющие высокомаржинальные услуги, считает партнер
iKS-Сonsulting Константин Анкилов.
Операторы могут пострадать и от перетекания голосового трафика в
IP. Минута разговора по Skype с мобильного устройства, по подсчетам
Анкилова, стоит абоненту от 0,5 до 2 руб., которые он платит сотовому
оператору за трафик. А звонки, например, в Европу с мобильного стоят для
частных абонентов порядка 30-45 руб. Понятно, что выберут абоненты и
чем это грозит операторам.
Сейчас Skype, по сути, бесплатен —
абонент оплачивает только интернет-доступ, часто по безлимитному тарифу,
говорит представитель МТС. Теперь у МТС появится возможность
зарабатывать и на IP-телефонии, и на другом контенте отдельно.
МТС не первая внедряет новый биллинг — у других операторов «большой тройки» уже установлены аналогичные системы. «Мегафон» применяет разное тарифицирование трафика данных, говорит представитель оператора Роман Проколов. В частности, с его помощью реализован бесплатный трафик для всех абонентов «Мегафона» при использовании «Яндекс.карт». Работающая на сети «Мегафона»
платформа тарификации пакетного трафика может также различать
Skype-трафик, трафик от торрентов или социальных сетей, добавляет он. «Вымпелком» умеет тарифицировать трафик в зависимости от IP-адресов, говорит представитель оператора Анна Айбашева. В частности, так реализован бесплатный для абонентов трафик при доступе на сайт Facebook, говорит она.
Skype
уже сталкивалась в других странах с дополнительными наценками на свой
трафик и считает это недобросовестной практикой по отношению к
разработчикам приложений и, что важнее, к потребителю, говорит директор
по развитию Skype в России и Восточной Европе Радж Пател.