Сможет ли Skype решить свою главную проблему за счет пользователей Facebook http://www.forbes.ru/tehno-column/internet-i-telekommunikatsii/57763-skype-i-facebook-mogut-obedinitsya-chto-dalshe На
днях принадлежащий Dow Jones блог All Things Digital сообщил, что в
ближайшее время Facebook и Skype объявят о разностороннем партнерстве.
Интеграция платформ затронет, в частности, службы SMS,
голосовых и видеозвонков Skype и сервис Facebook Connect, при помощи
которого пользователи социальной сети авторизуются на сторонних сайтах.
Иными словами, пользователи Facebook получат возможность общаться вслух и
писать SMS, а пользователи Skype — удобный доступ к
профайлам своих собеседников в социальной сети. Представители компаний
пока что отказываются комментировать эту информацию.
На первый взгляд интеграция двух популярных
сервисов — первый шаг на пути к мировому господству. Количество
зарегистрированных пользователей каждого из них уже превышает
полмиллиарда. Вместе получать пользовательскую базу, рядом с которой
померкнут и Google, и Yahoo, и онлайн-сообщество Microsoft. Facebook
разживется голосовой связью и таким образом сможет предоставлять
пользователям все мыслимые социальные услуги «под ключ», а Skype — в
преддверии скорого IPO — еще больше увеличит пользовательскую базу и
оставит далеко позади конкурентов вроде Google Voice.
Если партнерство, о котором написали десятки СМИ,
станет реальностью и компании выпустят совместный пресс-релиз, то он
будет читаться как бизнес-план «Барбаросса». Что-нибудь вроде:
«Facebook,
самая популярная социальная сеть в мире, и Skype, лидирующая компания
на рынке интернет-коммуникаций, объявили сегодня о партнерстве, которое
даст пользователям Facebook возможность общаться при помощи голосовой
связи. Объединив ХХХ млн активных пользователей Facebook и ХХХ млн
зарегистрированных пользователей Skype™, это партнерство превратит две
популярнейших социальных платформы в единое, крупнейшее в мире
онлайн-сообщество».
Если мой гипотетический пресс-релиз выглядит
правдоподобно, то это не моя заслуга: я не умею сочинять пресс-релизов.
Это вполне реальный текст, выпущенный в 2007 году PR-департаментом
Skype, в котором при переводе было заменено только одно слово. В
оригинале должно было быть «MySpace, самая популярная социальная сеть в мире, и Skype…»
Три года назад очевидная идея объединить телефонный
сервис Skype с возможностями самой популярной в мире социальной сети
уже была реализована. Тогда у Skype было 220 млн зарегистрированных
пользователей (сейчас — 560 млн), а у MySpace — 110 млн активных (у
Facebook сейчас — 500 млн). Участники партнерства — и тогда, и сейчас —
лидировали на своих рынках, не торговались на бирже и были не слишком
прибыльны. И хотя, скорее всего, нынешняя попытка будет заметно
отличаться от предыдущей, какие-то выводы из нее точно можно сделать. По
меньшей мере для Skype.
В результате сотрудничества с MySpace Skype
приобрел 20 млн новых пользователей — примерно 9% к пользовательской
базе, имеющейся на момент подписания соглашения. Неплохо — если бы это
было все, что нам известно. Из 20 млн новых пользователей только 1 млн
стали «активными пользователями», то есть логинились в Skype хотя бы раз
в месяц. Это меньше 1% от 124 млн активных пользователей, которыми
Skype располагает сейчас (цифры взяты из заявки на IPO, поданной в
Комиссию по ценным бумагам в августе).
Учитывая бешеную популярность Facebook, на этот раз
Skype может рассчитывать на больший приток пользователей — положим
оптимистично, что в 10 раз больший. В таком случае у сервиса появится
200 млн новых подписчиков, 20 млн из них — «активных пользователей».
Много ли денег принесут 20 млн «активных
пользователей»? В случае Skype — вряд ли. Если верить документам к IPO,
из 124 млн «активных пользователей» Skype только около 8 млн подписаны
на платные услуги. 20 млн новых пользователей принесут таким образом еще
1,5 млн платных пользователей. Что еще хуже, 86% выручки Skype приносит
услуга SkypeOut — звонки из сети на стационарные и мобильные телефоны.
Практически наверняка среди пользователей, пришедших из Facebook, доля
людей, желающих позвонить в офлайн, будет ниже, а не выше.
Совсем недавно Skype объявил о партнерстве с
компанией Avaya — поставщиком решений голосовой связи для корпоративных
клиентов. Avaya будет предустанавливать Skype на планшет собственного
производства, предназначенный для корпоративных переговоров. Этот
(заметим, уже точно совершенный) шаг действительно логичен: Skype
испытывает недостаток не в пользователях, а в платежеспособных клиентах.
Партнерство с Facebook может только усугубить проблему, с которой Skype
борется уже много лет: как превратить популярный сервис в сервис
прибыльный.
Источник: http://www.forbes.ru/node/57763/print |