Логинов Алексей БорисовичРодился в феврале 1906 года в селе Зимницы Ульяновской
области. В 18 лет Логинова выбрали секретарём сельсовета. В 1928 году он
приехал в Ленинград, был грузчиком в порту, литейщиком на заводе
«Красный выборжец». В 1936–м Логинов окончил обогатительный факультет
Ленинградского горного института, три года работал в нём научным
сотрудником, участвовал в исследованиях по переработке медно–никелевых
руд. В 1939 году Логинов становится главным инженером кобальтового
завода комбината «Североникель», в 1941–м вместе с другими мончегорцами
эвакуируется в Норильск. Логинов возглавлял здесь кобальтовый сектор,
затем Малый металлургический завод. С 1943 по 1948 год руководил
управлением металлургических заводов, потом — управлением обогатительных
предприятий. В 1954 году Логинов стал директором Норильского комбината.
Через три года ушёл с должности по состоянию здоровья.Для Норильска* В годы войны
Логинов возглавлял кобальтовый сектор в Норильске, начиная со
строительства опытной установки «Норильский кобальт» и заканчивая
эксплуатацией кобальтового завода (сейчас ХКЦ никелевого). «Отец»
норильского кобальта.* Логинов проработал
директором комбината всего три года. В это время ему пришлось
перестраивать всё хозяйство: комбинат перешёл из ведения МВД в
Министерство цветной металлургии. Вместо бесплатной рабсилы теперь
привлекались вольнонаёмные специалисты. На комнатную систему
перестраивались лагерные бараки, где размещались тысячи новосёлов. При
Логинове осуществилась промышленная, правовая, техническая революция.* При его участии ещё в 1953-м давались задания по
проектированию бассейна, больницы, телецентра, Дворца культуры.
Благодаря Логинову стали перевозить работников комбината на отдалённые
предприятия — возник НПОПАТ.ОказываетсяИнженер–капитан Алексей Логинов (а в лагерные времена
все руководители комбината носили погоны) отправился в числе 20
металлургов в США перенимать опыт. По возвращении делегации — к Сталину.
Увидев вождя, все остолбенели, Сталин говорит: «А кто всё же может
доложить?». Выходит Логинов и быстро по полочкам раскладывает: видели
такую–то технику, это нам нужно, а это не нужно. Сталин — в конце:
«Спасибо, инженер–полковник». Повысил, значит, в должности.Маслов Георгий ДмитриевичРодился 28 августа 1915 года в селе Сухарево Уфимской
губернии, в деревенской многодетной семье. В 1932 году поступил в
Казанский промышленно–экономический техникум, одновременно доучиваясь на
рабфаке. Через два года — геологический факультет Казанского
университета. В 1939 году молодого геолога приняли на работу в
Куйбышевский гидроузел, а затем, в Москве, в Главгидрострой. В начале
войны Маслова командировали в Норильск: с 1942 по 1954 год он работал в
геологическом отделе комбината, возглавлял работы по поиску и разведке
нерудных полезных ископаемых. С 1954 по 1958 год Маслов учится в
аспирантуре при Геологическом институте АН СССР. После этого он был
назначен начальником Имангдинской партии, через год — начальником
геолого–стратиграфической партии, в 1960–м — заместителем главного
геолога Норильской экспедиции. Во время открытия Талнахского
месторождения он исполнял обязанности главного геолога.Для Норильска* Благодаря Маслову
решилась проблема обеспечения комбината местными стройматериалами, в
первую очередь кирпичом. Он открыл новое керамическое сырьё —
алевролиты. После предложения Маслова использовать сланцы ручья
Разведочного комбинат получил надёжную сырьевую базу и широко развернул
строительство. В 1946 году по инициативе Маслова было пересмотрено
Каларгонское месторождение известняков, перспективное для цементного
производства.* Под руководством Маслова были
составлены геологические, металлогенические и прогнозные карты на никель
по Норильскому району, которые и сейчас являются основой при
планировании работ.* Маслов первым из норильских
геологов выделил Норильско–Хараелахский разлом, первым указал на
перспективный талнахский участок. За вклад в открытие и развитие
Талнахского месторождения он признан Героем Соцтруда, его именем названа
улица в Талнахе.ОказываетсяНе секрет, что в прошлом году ООО «Норильскгеология»
представило на госэкспертизу крупное месторождение медно–никелевых руд,
не только вкрапленных, но и богатых. Эта площадь, а затем и
месторождение были названы Масловскими, потому что Георгий Маслов
указывал на их перспективы ещё в 1962 году, но до 2009 года они имели
статус рудопроявления. |
Матвеев Владимир ЗосимовичРодился в 1897 году в Ташкенте. В 1920 году ушёл на
фронт с армией Будённого. С 1924 года работал в НКВД. На Таймыр Матвеев с
женой и детьми отправился 12 июня 1935 года; вместе с ним – первая
сотня строителей и изыскательская группа «Моспромтранса». К Дудинке их
пароход подошёл 1 июля, и уже 2 июля Матвеев подписал первый приказ — о
вступлении в должность начальника норильского строительства и ИТЛ НКВД.
Позже итог работы Матвеева в сообщении Ежову подвёл А. П. Завенягин:
«Положение стройки хуже, чем указывалось в отчёте... На стройке вскрыто
явное вредительство». Матвееву это стоило свободы, а потом и жизни. В
апреле 1939 года он был осуждён на 15 лет с поражением в правах сроком
на пять лет и с конфискацией всего имущества. Наказание Матвеев отбывал в
селе Талагахе под Архангельском, на лесоповале. Заболел сначала
воспалением лёгких, потом туберкулёзом, умер в 1948 году. В 1955 году
все обвинения против него были отменены.Для Норильска* Матвеев,
специалисты и «прибывшие» 1200 человек заключённых 23 июня 1935 года
получают, по сути, невыполнимый приказ: первую очередь завода пустить
через четыре года! И это тогда, когда в Норильске вообще ничего не было.* Понимая это и то, что условия содержания заключённых
были невероятно суровыми, Матвеев постоянно подчёркивает, что люди не
обеспечены тёплой одеждой, питанием, что не выделяются средства на
изготовление нар и утепление палаток и т. д. и т.
п. Такая реакция Матвеева, конечно, не устраивала руководство НКВД.* Вместе с тем при Матвееве были построены пекарня в
Дудинке, мерзлотная станция, кирпичный завод; созданы химлаборатория и
проектное бюро «Норильскстроя»; заложены железная дорога на Дудинку,
подземный рудник «Угольный ручей»; открыты месторождение «Медвежий
ручей», временная железная дорога Норильск — Валёк, начальная школа;
установлена телефонная связь.ОказываетсяТе, кто встречался с Матвеевым после ареста, сохранили
для истории разные его отзывы о северном городе. Так, в воспоминаниях
разведчика–нелегала Дмитрия Быстролётова, Матвеев называет первых
норильчан и себя «белыми неграми». Вместе с тем в последнюю случайную
встречу с дочерью, уже на лесоповале, он сказал ей: «Жаль, что я не
доживу до будущего Норильска, а будущее его большое». |
Непокойчицкий Витольд СтаниславовичРодился в 1910 году в Ленинграде. После окончания
средней школы в 1927 году поступил в Ленинградский государственный
художественный промышленный техникум, который окончил в 1931 году,
получив специальность художника. В 1932 году Непокойчицкий поступил в
Ленинградский институт инженеров промышленного строительства. В начале
1939 года он приезжает в Норильск. В это время здесь шло освоение
площадки и намечались контуры будущего города. С 1939–го и до конца 1973
года Непокойчицкий работал в проектной организации комбината ведущим
архитектором по жилищному и гражданскому строительству, а затем главным
архитектором проекта города. С 1955 года избирался депутатом Горсовета,
вёл значительную общественную работу.Для Норильска* Под руководством
Непокойчицкого в 1940–1943 годах был разработан современный план
Норильска: с организующей осью города (проспект) и ритмическим членением
(«паузы» в виде площадей). При этом именно Непокойчицкому принадлежит
идея строительства города при озере Долгом.* По
инициативе Непокойчицкого разработаны и научно обоснованы приёмы
архитектурно–планировочных решений, которые легли в основу ветрозащитной
застройки городов Крайнего Севера.* Под
руководством Витольда Станиславовича был спроектирован Талнах.* Непокойчицкий выступил организатором отделения Союза
архитекторов СССР в городе Норильске и много лет был его председателем.ОказываетсяНорильская
жизнь для Витольда Станиславовича Непокойчицкого и его супруги, Лидии
Владимировны Миненко, началась с небольшого приключения. Паровоз из
Валька довёз их до Норильска. Погода случилась тогда пасмурная и
холодная. Шёл частый дождь. Готовясь выйти из вагона, Непокойчицкий
увидел перрон, покрытый чёрным, мокрым от дождя асфальтом. Как он потом
вспоминал, тогда он с удивлением подумал: «Культурно строят: сразу же и
асфальтируют». Ступил «на асфальт» и провалился по колени в обыкновенную
болотную грязь. Культурно стали строить позже. | С архивом Музея истории освоения и развития НПР работали Светлана Гунина, Елена Мужайлова
заполярная правда
Источник: http://infa24.ucoz.ru/publ/6 |