Когда Леонида Иванова спрашивают, где он провел
отпуск, тот отвечает: «В Заполярье и... в «Заполярье», в первом случае
было здорово, во втором — очень скучно». Неудивительно, что Лёне,
заядлому тундровику и снегоходчику, было скучно на пляже сочинского
«Заполярья». Понятно, что путешествовать на квадроцикле по Заполярью
настоящему ему гораздо интереснее. Особенно если учесть, что он был в
гостях у наших соседей и коллег. И не менее интересно потом на зависть
друзьям рассказывать о своих похождениях.
–
Кольский полуостров — это тоже наше Заполярье, но за счет Гольфстрима
погода там помягче. А красоты не хуже, чем у нас. Природа Кольского на
таймырскую одновременно и похожа, и нет. Ландшафт там другой: сопки,
поросшие лишайниками, фьорды, как в Норвегии. Крупных гор, подобных
нашим, там нет, но зато есть Баренцево море. А растительность — точно
наша, тундра и есть тундра. Надо отдать должное организатору тура, мы не
только гнали на квадрах, но и вдоволь насмотрелись, налюбовались,
нафотографировались.Места на Кольском такие же
дикие, как на Таймыре, все города расположены на перешейке, а на самом
полуострове никаких сел–деревень нет вообще. Стоит только пара
действующих воинских частей, куда мы, естественно, не заезжали. И много
следов пребывания вояк: брошенные гарнизоны, береговые батареи до сих
пор стоят кое–где. Там же и следы охотников за цветметом, тоже как у
нас.
| Леонид Иванов | –
Просто мне захотелось отпуск провести активно. Я как раз думал о
покупке квадроцикла, лазил по Интернету, читал профильные форумы. На
одном увидел, что набирается группа в квадропутешествие по Кольскому
полуострову с элементами экспедиции. Я честно написал организатору, что
опыта езды на квадроцикле у меня почти нет, но зато есть опыт серьезных
зимних экспедиций на снегоходе. Какую–то роль сыграло и то, что я
работаю спасателем. В общем, взяли меня. А вообще на Кольском
полуострове служил мой отец. Он мне многое рассказывал, захотелось
увидеть это и вживую.На маршруте –
Кольский полуостров, конечно, не такой большой, как Таймыр. Но и там
есть где погонять. В программе было девять экспедиционных дней. Пробег
за это время — больше 760 километров. Но это в сумме, единой нитки
маршрута у нас не было, а были радиальные выезды из нескольких
стационарных лагерей. На Кольском можно вдоволь и на исторические места
посмотреть, и красотами полюбоваться.
| План-схема военных действий на Кольском полуострове |
Полуостров
полон следов Великой Отечественной войны. Немцы хотели захватить
Мурманск, перерезать ленд–лизовский поток. Были мы, например, на высоте
«Яйцо», которую в 1942 году сводная рота наших морских пехотинцев не
отдавала немцам. Рассказывают, что тогда кровь ручейком стекала в губу
Кутовую... Были на хребте Муста–Тунтури. Это реально памятник военной
истории, музей под открытым небом. Там с войны почти ничего не
изменилось, все укрепления стоят такими, как были 65 лет назад. Были на
мысе Немецкий — это самая северная континентальная точка европейской
России, без малого 70–й градус северной широты. На норильской параллели,
в общем, мыс лежит. На Немецком стоит очень красивый маяк, и еще там мы
не могли не окунуться в Баренцево море. Оно хоть и не такое, как
Черное, температура всего плюс два градуса, но зато одно из самых
соленых. Ну и плюс по всему Кольскому смотрели водопады, обрывы —
совершенно марсианские пейзажи, краски безумные. | Маяк на мысе Немецкий |
Кольский
полуостров — наш форпост для выхода в Атлантику, там постоянно несут
службу войска ПВО, постоянно стоит на рейде подводная лодка. Кольский —
погранзона, людей там почти нет, потому и природа нетронутая, и следы
военной истории сохранены: доты, траншеи, окопы. Вообще, свидетельств
противостояния русской и немецкой армий очень много. И бои, шедшие там,
хоть менее известны, чем Сталинградская или Курская битвы, но в
Заполярье тоже было очень «жарко». Артефакты просто лежат под ногами:
позиции целы, россыпь осколков, гильз, снарядов. До сих пор там работают
поисковые отряды, до сих пор хоронят останки бойцов — и наших, и
немецких.
| Братские могилы у подножия хребта Муста-Тунтури |
–
Самые сильные и глубокие ощущения от Кольского у меня связаны именно с
военной историей. Стоишь и почти видишь немца, который в базальте, в
граните выколупал окоп и через маленькое окошечко из пулемета лупит. Как
его можно было оттуда выкурить? А наш русский солдат внизу сидит, по
голым камням на него лезет. Сколько же там легло народу! Вот эти
впечатления меня больше всего и цепляли. | Так выглядят места, где когда-то дислоцировались воинские части | Мой
отец там служил сразу после войны. И четыре года он там хоронил
погибших. Мне потом рассказывал: «Вот как война прошла, так все и
осталось. Как убил русского солдата пулеметчик, так через шесть–семь лет
я его и нашел. Так и лежит наш воин: скелет в сапогах и шинели. Как
накрыло немца–пулеметчика миной, так за пулеметом я его и обнаружил.
Задачей у нас была оружие на металлолом собирать, чтобы не валялось, и
останки хоронить». Эти рассказы отца я вспоминал на Кольском. Все, что
там происходило, само вставало перед глазами. |
| Дот, построенный финнами еще в прошлом веке |
Квадролюди –
Теперь о людях. Компания подобралась разношерстная: из Москвы, Питера,
Самары, Караганды, Сургута. Руководитель изначально набирал группу
человек 15, а получилось нас порядка двадцати. Такая толпа — это
все–таки многовато. Мы ведь переезжали огромное количество рек, ручьев,
болот, и это все переправы — слишком длинный хвост образовывался. Были
дни, когда мы ехали вообще без дорог, по пересеченке. Были даже места,
которые сам организатор проходил с нами впервые.Сразу
скажу, что вся наша квадробанда состояла из достаточно обеспеченных
людей, я на их фоне голодранцем выглядел. Ведь это путешествие в 70
тысяч мне встало: сам тур, питание, аренда квадра. Большинство мужиков,
правда, со своей техникой приехали, но и доставка машины на Кольский
тоже денег стоит. В общем, такой экстремальный отдых — удовольствие
недешевое. Но желающих много, люди едут. Кстати, сейчас растет прослойка
русских, которым уже надоели Мальдивы и тем более Турции–Египты. Все
больше людей, которые активно и красиво отдыхают в России.Костяк
группы был знаком меж собой, они привыкли проводить свой отпуск именно
так. Большая же часть видела друг друга впервые. Но никаких проблем с
психологической совместимостью не было. Перезнакомились, все же люди
взрослые, свои скелеты оставили дома в шкафах, а привезли с собой только
позитив. Команда подобралась отличная, уж не знаю, каким чутьем наш
организатор людей отбирал: желающих–то на форуме больше заявлялось. Был,
наверное, какой–то кастинг заочно–виртуальный.
| 13-летний гонщик |
Кроме
взрослых мужиков были и два 13–летних пацана. Все дети 1 сентября в
школу пошли, а они — в путешествие на квадроциклах. Ехали они за рулем
сами, наравне с взрослыми. Один парень вообще нам фору давал. Он уже
четыре года участвует во всех соревнованиях на квадроциклах и мотоциклах
в России. Отец его реально «заточен» на то, чтобы сделать из сына
чемпиона. Парень полдороги вообще на двух колесах проехал: тренировался,
нравилось ему так.
Большинство
из нас были знакомы только по интернет–форуму. Даже имен настоящих друг
друга не знаем. Как быстро всем перезнакомиться? Нашелся отличный
способ, рекомендую в больших компаниях. Прошел первый день путешествия,
первый ужин. Достается бутылка водочки или кто что пьет. Каждый в свою
очередь поднимается и вместо тоста начинает называть имена остальных
мужиков. К концу вечера уже всех знаешь, и общение гораздо проще идет. |
Общаться
нашей квадробанде помогали и общие интересы. Понятно ведь, что в таком
путешествии увлечения у всех похожие. Если ты ездишь на квадроцикле,
значит, у тебя должен быть и снегоход, и, скорее всего, — лодка. Отсюда
общие темы: где ездишь, какая охота, какая рыбалка. У меня были с собой
фотки Таймыра, мужики как увидели нашу природу, как узнали, что в мае мы
еще вовсю ездим по тундре... Желающие приехать к нам сразу нашлись, у
нас же тут полный экстрим, девственная природа. Но если серьезно, то
этот бизнес требует очень больших вложений. Чтобы возить на Таймыр
людей, нужны снегоходы, нужна связь, нужны проводники. Цена на билет
таких мужиков не пугает, я уже говорил, что квадро– и снеготурами
увлекаются люди небедные. Но им нужен сервис, им нужны гарантии
безопасности, и еще они не могут себе позволить застрять в Норильске на
неделю по нелетной погоде. | Мертвый кашалот |
Помимо
интересных людей на Кольском я видел и интересных зверей. Встречались
огромные стада северных оленей, гуси–лебеди пролетали, морские котики и
киты плавали. Обнаружили мы даже дохлого кашалота на берегу. Большой
такой лежит, почему–то белый, запах от него был, конечно... Я по запаху
его и нашел. Еду, чувствую вдруг струю вони, знакомой такой. Как на
работе, думаю. (Зря смеетесь, спасателям часто приходится лезть в такие
места, куда больше никому не хочется: в коллекторы, подвалы, бомжатники
всякие). Так вот, выехал я на бугорок, смотрю, что–то лежит. Кит, что
ли? Догнал мужиков, они мне не верят: «Откуда тут белый кит?». Я говорю,
что он цветом белый, а не породой. Не знаю, то ли он альбиносом был, то
ли выгорел, пока лежал. Но мужики есть мужики, что еще делать с мертвым
китом? Только фотографироваться на его фоне. |
Четыре колеса –
Квадроцикл — отличная, надежная техника. У нас, правда, были брендовые
модели, в основном «Ямахи» разной мощности. Отказов и поломок на
маршруте не было, только проколотые шины, которые достаточно быстро
«лечились» прямо в пути. Было несколько утоплений, когда квадрики глохли
в воде. Технику вытаскивали, сливали воду, меняли масло и ехали дальше.
Для Норильской тундры летом квадрик — тоже вариант оптимальный. Потому и
у нас эта техника становится популярной. Хотя
раньше я не путешествовал на квадре, но норильского опыта экспедиций на
снегоходе мне хватило, особых сложностей не было. Мало того, скажу, что
норильские снегоходчики имеют приличные преимущества. На материке людям
ведь ездить зимой особо некуда, они кружочки помотали — и в гостиницу, а
таймырские просторы позволяют организовывать полноценные экспедиции.
Наши люди едут на неделю и больше, уходят в полную автономку,
рассчитывают только на себя. Плюс у нас сезон снегоходный длится дольше,
с ноября по июнь практически. Этот экспедиционный опыт и дает нам
преимущества перед материковскими путешественниками. | Вытаскивают утонувший квадроцикл |
На
Кольском у нас тоже была автономка, но организованная, искусственная,
что ли. В любой момент, после звонка по спутниковому телефону, за нами
приехала бы машина. При любом форс–мажоре, например, приступе
аппендицита у кого–нибудь, нас бы быстро сняли с маршрута. Мы были в
полной безопасности. Все это было прописано в договоре. За свои немалые
деньги мы, с одной стороны, получали экстрим, а с другой — необходимый
комфорт. Медстраховка была у каждого, запчасти для техники
предоставлялись. Питание — по принципу «много и хорошо, олл инклюзив».
Приезжаем в промежуточный лагерь, а там для нас уже приготовлен обед из
нескольких блюд. Сервис был на уровне, все необходимое предоставляли, с
собой я брал только личное снаряжение. Кстати, спутниковая связь была не
только у организаторов, но и у многих мужиков. У каждого ведь бизнес, и
на каждой остановке они звонили, продолжали рулить своими делами. Это я
поехал конкретно отдыхать, выключив телефон, чтобы меня никто нигде не
нашел, хотя мобильной связи там и так не было. | Носовая часть сухогруза «Виктор Корякин», который в шторм был выброшен на косу |
Еще
в договоре было прописано все, что организаторы обязаны нам показать:
было сказано «подводная лодка на рейде» — вынь да положь. Да,
действительно, вон стоит «ядреная» подводная лодка, за супостатом глядит
в оба. Так что все, что нам обещали, мы увидели, даже сверх того. | После купания в Баренцевом море |
Единственное,
чего не случилось, — это дня рыбалки. Мы должны были на рафтах выйти в
море, дойти до острова и там половить скумбрию. Но произошла накладка,
которую никто не мог предугадать: в тех местах начались военные учения
со стрельбами. Лодка ядерная пришла, какой–то крейсер занял
полгоризонта, служивые понаехали. И тут мы на своих буржуйских квадрах, в
шлемах, с фотоаппаратами выскочили прямо на них. Вы бы видели рожи их
командиров:– А–а–а... А почему с той стороны? Там же дорог нет!– А нам дороги и не нужны. Мы вообще на острова едем. — Какие... острова?! У нас тут ученья, мы же струлять тут будем завтра, сваливайте быстро отсюда!Хорошо еще, что они по нам не начали палить, приняв за шпиенов. |
| Ледокол «Ленин», ныне музей | Рыбалку
пришлось отменить, но я и не жалею. Этот оставшийся день мы провели в
Мурманске, сходили на ледокол «Ленин», который стал музеем благодаря
усилиям «Норильского никеля». Посетили другие достопримечательности
Мурманска: музей, рубку подлодки «Курск», были у «Алеши» — это памятник
защитникам Заполярья. В общем, путешествие получилось разносторонним. Квадробайки слушала Светлана ГУНИНА. Фото предоставил Леонид Иванов
Источник: http://infa24.ucoz.ru/publ/6 |