Made in малая Родина!
Каждый регион имеет право на инициативу, а значит, какой, собственно говоря, будет поддержка, зависит от профессионализма специалистов на местах. Кто–то в этом случае предлагает создать внутрирегиональный бренд качества, использовать который имеет право только местное предприятие. Кто–то настоятельно рекомендует торговым точкам обратить внимание на близкого, как минимум территориально, производителя и при этом не гарантирует никакой поддержки самим торговым сетям. В итоге, как отмечают ведущие федеральные издания, представленность продуктов «made in малая Родина» на внутреннем рынке может достигать 70 процентов. Конечно, такое вполне возможно без вреда для потребителя там, где к тому располагает не только замысел, но и экономическая ситуация — климат, позволяющий выстроить полную цепочку АПК, промышленная инфраструктура, наличие конкуренции в сфере грузоперевозок. В этом случае региону хвала и стабильные поступления в бюджет.
Но как быть таким территориям, как Норильск? Для северного города 70 процентов внутренних продуктов на прилавках обернутся тем, что норильчане будут питаться исключительно олениной, рыбой, хлебом и молоком.
 
Справка
Сегодня в Норильске представляют свою продукцию на внутреннем рынке 30 предприятий пищевой промышленности. Это мясоперерабатывающие компании, производители молочных продуктов, безалкогольных напитков, хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерских изделий, продукции из рыбы, сухих завтраков. Самые многочисленные в их составе хлебопёки — таких предприятий в городе 16. По три компании «на счету» имеют производители безалкогольной продукции и колбасных изделий.
 
Расширять номенклатуру местных продуктов питания не представляется возможным. Ведь чтобы организовать в городе, к примеру, компанию, специализирующуюся на выращивании овощей, не говоря уже о фруктах, нужно изначально вложить в неё огромный объём средств и технологий. И даже это не исключает риска. Продовольственный рынок — структура очень чуткая и подвижная. В первую очередь, потому что производитель всего лишь через одно звено цепочки — торговую сеть — контактирует со своим непосредственным клиентом. Если на товар не будет спроса или цена будет слишком высока для покупателя, что при таком проекте вполне вероятно, — предприятие обанкротится. Возможен и другой вариант: постоянная внешняя (государственная, краевая) поддержка или периодическая финансовая реанимация подобного бизнеса — в неестественной для Норильска сфере и с убыточными для предприятия ценами. Тогда мы получим производство ради производства.
Однако собственно ситуация — не повод для паники. Север есть Север, со своими минусами и плюсами. Среди продовольственных минусов узость местной продуктовой линейки, в ряду плюсов — качество товара: норильчане в большинстве своём отдают предпочтение, к примеру, местному молоку, хотя в магазинах более чем 50 процентов молочной продукции — это привозные марки.
 
Справка
Согласно статистическим данным управления потребительского рынка и услуг, выпуск молока, кисломолочных продуктов и майонеза в Норильске в отличие от ряда других производств остаётся стабильным. В прошлом году на прилавки города поступило порядка шести тысяч тонн молочных продуктов общей стоимостью свыше 270 миллионов рублей. Растёт объём потребления кондитерских изделий — ежегодно норильчане съедают свыше 400 тонн тортов и пирожных местного производства. В размерах потребления хлеба и хлебобулочных изделий горожане стабильны — каждый год город покупает порядка 7,5 тысячи тонн данной продукции.
 
Конечно, не стоит забывать о том, что Норильск как муниципальное образование Красноярского края участвует в региональных программах и поддерживает «продовольственные» инициативы.
В летнюю речную навигацию город активно покупает сельхозпродукцию в крае. В первую очередь ту, которую приобретать выгодно — картофель, свёклу, морковь, капусту. Реализатор, вполне естественно, рассчитывает привезти товар не только качественный, но и недорогой, чтобы со своей ценой остаться конкурентоспособным на продовольственном рынке Норильска, перенасыщенном сегодня более чем вдвое.
– Не все продукты, которые производятся в нашем крае, интересны норильским предпринимателям. Потому что некоторые аналогичные продукты в другом регионе стоят дешевле, причём настолько, что это полностью перекрывает расходы на доставку, — рассказывает председатель правления Союза промышленников и предпринимателей города Норильска Александр ПЕСТРЯКОВ. — Ситуация с экономической точки зрения вполне логична: себестоимость сельхозпродукции из другого региона может быть значительно ниже, потому что там более подходящие климатические условия или высокий урожай. И предпринимателю выгодно работать вне края, это и есть рыночная экономика и закон о защите конкуренции в действии.
...Безусловно, торговый бизнес города был бы заинтересован поддержать регионального товаропроизводителя в большом объёме, если бы мог рассчитывать на некоторую помощь. Министерство сельского хозяйства края в июле текущего года разработало законопроект, позволяющий увеличить долю местных производителей на полках крупных магазинов. Согласно проекту, торговые сети получают субсидии на закупку продовольствия у местных производителей и компенсацию ставки по кредитам. Однако это нововведение коснулось лишь крупных торговых сетей, которые на территории Норильска не работают.
Что примечательно, сами производители на отсутствие возможности представить свой товар на местном рынке не жалуются. Если на продукт высокий спрос, торговая точка сама заинтересована брать его на реализацию. В этих условиях крупный производитель без труда может себе позволить иметь мощную торговую сеть. А как чувствуют себя небольшие предприятия?
По мнению Марины КИСАЕВОЙ, директора магазина «Витамин», при котором работает производство мясных полуфабрикатов, в небольшом городе малому предприятию достаточно одной торговой точки:
– У нас, к примеру, не крупные объемы производства и есть свой магазин. Реализовывать продукцию в других торговых точках мы не видим смысла. Ведь здесь, когда цех находится в одном здании с пунктом реализации, мы всегда можем поставлять на прилавок только самую свежую продукцию и постоянно мониторить её качество. Нас знают и приезжают из разных частей Большого Норильска. Проблем со сбытом у нас нет.
...Получается, что проблема как таковая в Норильске решается сама собой. Местный производитель не «пробивает» себе дорогу в торговую сеть, а довольно спокойно чувствует себя на местном рынке, поскольку та продукция, которую он поставляет, более привлекательна по качеству и цене. Рынок сам заинтересован брать на реализацию «спросовый» товар. Довести же «представленность» на местных прилавках товаров краевого производства до ста процентов вряд ли получится, ведь предпринимательский рынок — конкурентная среда: торговая сеть всегда будет искать, где выгодно приобрести продукцию, а значит, будет представлять на норильском рынке не только региональных производителей. В свою очередь, и у потребителей, каким бы востребованным ни был внутренний продукт, должен быть выбор.
 
Елена МУЖАЙЛОВА


Источник: http://infa24.ucoz.ru/publ/6
Категория: Норильск | Добавил: infa24 (23.10.2009) | Автор: infa24 W
Просмотров: 776 | Теги: норильск | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0