Миллионы из воздуха

Сегодня промышленность судорожно ищет новые идеи и нередко с ужасом понимает, что нужной суммы–то на реализацию этих инноваций нет. В итоге на экспорт уходит российское сырьё, ну в лучшем случае – товар первой ступени производства. На этом, казалось бы, можно поставить жирную точку на российской промышленности, ориентированной на конечный продукт.
 

 
Миллионы из воздуха
Нелли Личман
 
Но не будем торопиться: не перевелись ещё кулибины на Руси, даже если они — представительницы прекрасной половины человечества. Так презентованный на днях норильским учёным Нелли ЛИЧМАН проект вызвал огромный интерес у местных властей и предпринимателей. Именно потому, что он инновационный, недорогой и уже проверенный. Как говорится, бери и воплощай.
 
Автор разработки — коллектив Норильского индустриального института. В своё время проект возглавляла кандидат технических наук Лидия Васильевна Кухаренко, которая теперь живёт и работает в Сочи. Сейчас исследованием руководит Нелли Викторовна Личман — кандидат технических наук, доцент кафедры металлургии цветных металлов Норильского индустриального института, член–корреспондент Международной академии наук экологической безопасности.
 
За практическую часть проекта — тесты, опыты — отвечал коллектив Центральной строительной лаборатории ООО «Заполярная строительная компания» под руководством Натальи Николаевны Плехановой.
 
Нелли Викторовна представила максимально простую идею, которая позволит решить две самые большие проблемы местной инфраструктуры — недолговечность строений и дорожного полотна. Как отмечает сама кандидат технических наук, простота — это вершина айсберга, под водой скрыт 15–летний научный труд, десятки опытов, сотни расчётов. Суть проекта сводится к тому, чтобы производить прочный и недорогой бетон, основой которого будут техногенные отходы — шламовый песок, зола и, главное, сера. Именно сера позволит заменить недешёвые битум и цемент и обеспечит прочность новому виду бетона.
 
Однако обо всём по порядку.
 
Отходы или сырьё?
 
Общеизвестный факт, что побочным продуктом норильского комбината является обычная техническая сера.
 
– Для комбината сера — это отходы производства, которые требуют определённых затрат по их хранению и утилизации. Для грамотного предпринимателя — недорогое сырьё, на котором можно построить несложный и выгодный бизнес, — отмечает Нелли Личман. — Многие спрашивают: почему производство бетона из серы я называю несложным, ведь вещество это при определённой температуре становится опасным? Поясню. Для того чтобы получить из сырья серный бетон, достаточно стандартной асфальтобетонной установки. А в ней нагреть серу до опасной температуры технически не удастся. Да и в принципе хочу развеять опасения норильчан по поводу того, что сера будет «пахнуть» и «травить» нас. В серобетоне её не больше 18%, и запаха от неё куда меньше, чем от битума. Навредить организму она также не может. И это не голословные утверждения, а результаты многочисленных исследований, которые проверялись российскими и международными экспертами.
 
Скажу даже больше. Пообщавшись со специалистами дорожного хозяйства, я пришла к следующему выводу: для того чтобы освоить новый вид деятельности, им не нужно проходить переобучение.
 
Риск или реальная выгода?
 
Зачастую промышленные инновации так и остаются теорией, поскольку рассчитаны на крупные предприятия, а следовательно требуют огромных финансовых и временных затрат. Производитель же далеко не всегда готов вкладывать свои кровные в ещё «не обкатанный» проект. В итоге инновационные разработки умирают в столах руководителей компаний и чиновников. Нелли Личман к такой позиции относится с пониманием и рассчитывает заинтересовать преимущественно малый и средний бизнес. Благо возможность для того есть.
 
– Конечно, в идеале нужно поставить производство серного бетона на промышленный поток. Но для этого требуются весьма значительные суммы. Их город может прождать не один десяток лет, — подчёркивает специалист. — Поэтому я хочу поделиться нашей разработкой в первую очередь с малыми и средними предприятиями, которые очень мобильны. Им реализация подобного проекта по силам и по средствам. Ведь основой инновационного производства служат промышленные отходы комбината и достаточно простая в обслуживания техника, а именно асфальтобетонная установка вместимостью пять кубометров. Всего–навсего.
 
Однако даже качество продукции вовсе не означает, что она станет конкурентной. Как отмечает Нелли Викторовна, в норильском строительном и дорожном рынке не просто существует свободная ниша для продукции из серного бетона — город испытывает нехватку такого товара.
 
Серный бетон может быть использован в производстве:
 
– искусственного щебня;
 
– бордюрного камня;
 
– дорожных и тротуарных плит;
 
– материала для покрытия дорог;
 
– монолитных фундаментов;
 
– фундаментных блоков и т. д.
 
– Применение серного бетона практически не имеет ограничений. Но даже это не главное его достоинство. В отличие от своих «собратьев» (цементного и битумного) серный бетон имеет ряд «северных» преимуществ, — рассказала «Заполярной правде» кандидат технических наук. — Во–первых, он быстро набирает прочность. Поясню: обычному бетону для окончательного затвердевания требуется 28 суток, серному — пара часов. Представляете, насколько сократится, к примеру, срок ремонта дорог?! Кроме того, серный бетон имеет высокую морозостойкость, а значит, его можно использовать для ремонта даже поздней осенью. Ну и самое главное: водонепроницаемость и коррозионная стойкость материала — это долговечность.
 
По словам Нелли Личман, если использовать серный бетон при реконструкции зданий (даже промышленных построек, находящихся в химически агрессивной среде), они смогут эксплуатироваться без дополнительного ремонта как минимум пять лет.
 
Миф или факт?
 
Согласитесь, так и хочется в духе Станиславского сказать: «Не верю». Впервые услышав о проекте и будучи дилетантом в этой науке, я себя поймала на таком желании. Мои сомнения развеяли результаты проведённых экспериментов и представители строительных компаний Норильска, которые весьма серьёзно заинтересовались инновационным проектом.
 
– Это изобретение проверено и запатентовано. Кто–то спросит: почему город не знал о нём раньше? Отвечу: пока мы не провели все необходимые тесты, мы его не могли презентовать, — поясняет Нелли Викторовна. — Теперь мне есть что показать предприятиям, которые будут с нами работать. К примеру, участок дороги из серобетона, который мы покрыли в октябре 2003 года. 48 тонн серного бетона были уложены на дорожное полотно рядом с хлорно–кобальтовым цехом. В итоге этот участок исправно прослужил четыре года. Не нужно объяснять, что обычный асфальт в северных условиях с такой задачей не справился бы.
 
 
Миллионы из воздуха
Алексей РУЖНИКОВ
 
Проектом недорогого производства серного бетона заинтересовался присутствовавший на презентации Алексей РУЖНИКОВ. Глава администрации Норильска уточнил, насколько затратна технология производства серобетона. Он отметил, что проект достойный и недорогой:
 
– Удивительно, что он никогда не проявлялся раньше. Тем более что сырья — серы — в городе действительно много. Главное — чтобы при наличии спроса она существенно не поднялась в цене.
 
 
Миллионы из воздуха
Олег ЛОБАНОВСКИЙ
 
Олег ЛОБАНОВСКИЙ, заместитель главы администрации Норильска по району Талнах:
 
– Производство продукции из серы, которую нам не нужно везти с материка, — проект перспективный. Мне кажется, и вероятнее всего так мы и поступим, нужно создать экспериментальную площадку и обкатать проект на ней. Если действительно серобетон сохраняет своё качество в щелочной среде и в наших морозах, то этот проект можно будет рассматривать серьёзно.
 
 
Миллионы из воздуха
Геннадий ЕНЧИК
 
Геннадий ЕНЧИК, заместитель главы администрации Норильска по району Кайеркан:
 
– Меня проект, представленный Нелли Личман, конечно, заинтересовал. Обязательно поручу специалистам, занимающимся ремонтом дорог, рассмотреть его подробно. Ни для кого не секрет, что в ремонт дорожного полотна мы вкладываем значительные суммы, а значит, нужно искать возможность экономить. Если серобетон действительно обладает всеми названными качествами и при этом недорог, мы будем применять его. В любом случае нужно стремиться к модернизации дорожного хозяйства.
 
 
Елена МУЖАЙЛОВА
 

Фото Владимира МАКУШКИНА

источник Заполярная правда



Источник: http://infa24.ucoz.ru/publ/6
Категория: Норильск | Добавил: infa24 (29.11.2009) | Автор: infa24 W
Просмотров: 1572 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
avatar