Сегодня промышленность судорожно ищет новые идеи и нередко с ужасом понимает, что нужной суммы–то на реализацию этих инноваций нет. В итоге на экспорт уходит российское сырьё, ну в лучшем случае – товар первой ступени производства. На этом, казалось бы, можно поставить жирную точку на российской промышленности, ориентированной на конечный продукт. | Нелли Личман | Но не будем торопиться: не перевелись ещё кулибины на Руси, даже если они — представительницы прекрасной половины человечества. Так презентованный на днях норильским учёным Нелли ЛИЧМАН проект вызвал огромный интерес у местных властей и предпринимателей. Именно потому, что он инновационный, недорогой и уже проверенный. Как говорится, бери и воплощай. Автор разработки — коллектив Норильского индустриального института. В своё время проект возглавляла кандидат технических наук Лидия Васильевна Кухаренко, которая теперь живёт и работает в Сочи. Сейчас исследованием руководит Нелли Викторовна Личман — кандидат технических наук, доцент кафедры металлургии цветных металлов Норильского индустриального института, член–корреспондент Международной академии наук экологической безопасности. За практическую часть проекта — тесты, опыты — отвечал коллектив Центральной строительной лаборатории ООО «Заполярная строительная компания» под руководством Натальи Николаевны Плехановой. | Нелли Викторовна представила максимально простую идею, которая позволит решить две самые большие проблемы местной инфраструктуры — недолговечность строений и дорожного полотна. Как отмечает сама кандидат технических наук, простота — это вершина айсберга, под водой скрыт 15–летний научный труд, десятки опытов, сотни расчётов. Суть проекта сводится к тому, чтобы производить прочный и недорогой бетон, основой которого будут техногенные отходы — шламовый песок, зола и, главное, сера. Именно сера позволит заменить недешёвые битум и цемент и обеспечит прочность новому виду бетона. Однако обо всём по порядку. Отходы или сырьё? Общеизвестный факт, что побочным продуктом норильского комбината является обычная техническая сера. – Для комбината сера — это отходы производства, которые требуют определённых затрат по их хранению и утилизации. Для грамотного предпринимателя — недорогое сырьё, на котором можно построить несложный и выгодный бизнес, — отмечает Нелли Личман. — Многие спрашивают: почему производство бетона из серы я называю несложным, ведь вещество это при определённой температуре становится опасным? Поясню. Для того чтобы получить из сырья серный бетон, достаточно стандартной асфальтобетонной установки. А в ней нагреть серу до опасной температуры технически не удастся. Да и в принципе хочу развеять опасения норильчан по поводу того, что сера будет «пахнуть» и «травить» нас. В серобетоне её не больше 18%, и запаха от неё куда меньше, чем от битума. Навредить организму она также не может. И это не голословные утверждения, а результаты многочисленных исследований, которые проверялись российскими и международными экспертами. Скажу даже больше. Пообщавшись со специалистами дорожного хозяйства, я пришла к следующему выводу: для того чтобы освоить новый вид деятельности, им не нужно проходить переобучение. Риск или реальная выгода? Зачастую промышленные инновации так и остаются теорией, поскольку рассчитаны на крупные предприятия, а следовательно требуют огромных финансовых и временных затрат. Производитель же далеко не всегда готов вкладывать свои кровные в ещё «не обкатанный» проект. В итоге инновационные разработки умирают в столах руководителей компаний и чиновников. Нелли Личман к такой позиции относится с пониманием и рассчитывает заинтересовать преимущественно малый и средний бизнес. Благо возможность для того есть. – Конечно, в идеале нужно поставить производство серного бетона на промышленный поток. Но для этого требуются весьма значительные суммы. Их город может прождать не один десяток лет, — подчёркивает специалист. — Поэтому я хочу поделиться нашей разработкой в первую очередь с малыми и средними предприятиями, которые очень мобильны. Им реализация подобного проекта по силам и по средствам. Ведь основой инновационного производства служат промышленные отходы комбината и достаточно простая в обслуживания техника, а именно асфальтобетонная установка вместимостью пять кубометров. Всего–навсего. Однако даже качество продукции вовсе не означает, что она станет конкурентной. Как отмечает Нелли Викторовна, в норильском строительном и дорожном рынке не просто существует свободная ниша для продукции из серного бетона — город испытывает нехватку такого товара. Серный бетон может быть использован в производстве: – искусственного щебня; – бордюрного камня; – дорожных и тротуарных плит; – материала для покрытия дорог; – монолитных фундаментов; – фундаментных блоков и т. д. | – Применение серного бетона практически не имеет ограничений. Но даже это не главное его достоинство. В отличие от своих «собратьев» (цементного и битумного) серный бетон имеет ряд «северных» преимуществ, — рассказала «Заполярной правде» кандидат технических наук. — Во–первых, он быстро набирает прочность. Поясню: обычному бетону для окончательного затвердевания требуется 28 суток, серному — пара часов. Представляете, насколько сократится, к примеру, срок ремонта дорог?! Кроме того, серный бетон имеет высокую морозостойкость, а значит, его можно использовать для ремонта даже поздней осенью. Ну и самое главное: водонепроницаемость и коррозионная стойкость материала — это долговечность. По словам Нелли Личман, если использовать серный бетон при реконструкции зданий (даже промышленных построек, находящихся в химически агрессивной среде), они смогут эксплуатироваться без дополнительного ремонта как минимум пять лет. Миф или факт? Согласитесь, так и хочется в духе Станиславского сказать: «Не верю». Впервые услышав о проекте и будучи дилетантом в этой науке, я себя поймала на таком желании. Мои сомнения развеяли результаты проведённых экспериментов и представители строительных компаний Норильска, которые весьма серьёзно заинтересовались инновационным проектом. – Это изобретение проверено и запатентовано. Кто–то спросит: почему город не знал о нём раньше? Отвечу: пока мы не провели все необходимые тесты, мы его не могли презентовать, — поясняет Нелли Викторовна. — Теперь мне есть что показать предприятиям, которые будут с нами работать. К примеру, участок дороги из серобетона, который мы покрыли в октябре 2003 года. 48 тонн серного бетона были уложены на дорожное полотно рядом с хлорно–кобальтовым цехом. В итоге этот участок исправно прослужил четыре года. Не нужно объяснять, что обычный асфальт в северных условиях с такой задачей не справился бы. | Алексей РУЖНИКОВ | Проектом недорогого производства серного бетона заинтересовался присутствовавший на презентации Алексей РУЖНИКОВ. Глава администрации Норильска уточнил, насколько затратна технология производства серобетона. Он отметил, что проект достойный и недорогой: – Удивительно, что он никогда не проявлялся раньше. Тем более что сырья — серы — в городе действительно много. Главное — чтобы при наличии спроса она существенно не поднялась в цене. | | Олег ЛОБАНОВСКИЙ | Олег ЛОБАНОВСКИЙ, заместитель главы администрации Норильска по району Талнах: – Производство продукции из серы, которую нам не нужно везти с материка, — проект перспективный. Мне кажется, и вероятнее всего так мы и поступим, нужно создать экспериментальную площадку и обкатать проект на ней. Если действительно серобетон сохраняет своё качество в щелочной среде и в наших морозах, то этот проект можно будет рассматривать серьёзно. | | Геннадий ЕНЧИК | Геннадий ЕНЧИК, заместитель главы администрации Норильска по району Кайеркан: – Меня проект, представленный Нелли Личман, конечно, заинтересовал. Обязательно поручу специалистам, занимающимся ремонтом дорог, рассмотреть его подробно. Ни для кого не секрет, что в ремонт дорожного полотна мы вкладываем значительные суммы, а значит, нужно искать возможность экономить. Если серобетон действительно обладает всеми названными качествами и при этом недорог, мы будем применять его. В любом случае нужно стремиться к модернизации дорожного хозяйства. | Елена МУЖАЙЛОВА Фото Владимира МАКУШКИНА источник Заполярная правда
Источник: http://infa24.ucoz.ru/publ/6 |