Мы строили и строили
75 ПИСЕМ О ЛЮБВИ
Без малого 40 лет моей жизни связаны с Норильским
горно-металлургическим комбинатом и городом. 18 октября 1971 года я по
направлению треста «Шахтспецстрой» вместе с Даниилом Никитичем
Волкодавом летел в Норильск, где нас уже ждал Николай Викторович
Поппель, в то время начальник Норильского строительного
шахтопроходческого управления треста «Шахтспецстрой».
К тому времени Поппель успел
подтянуть из Караганды многих специалистов: проходчиков, горных
мастеров, начальников участков, и в целом коллектив был готов к
строительству вертикальных стволов на рудниках «Комсомольский» и
«Октябрьский». Волкодав летел с поручением руководства треста создать в
Норильске горный цех от донецкого управления, а я был назначен
заместителем начальника норильского управления по экономике.
Поезд ушел В связи с нелетной погодой рейс несколько раз откладывали, и наконец мы с суточной задержкой приземлились в Алыкеле. В аэропорту нас никто не встречал, автомобильного сообщения тогда не было, и мы вместе со всеми пассажирами направились к электричке, которая ждала прямо у здания аэропорта. Нас предупредили, что поезд отправится не сразу, а будет ждать другие рейсы из Москвы и Красноярска. Мы зашли в вагон, расположились и, поскольку ожидание грозило растянуться на несколько часов, решили перекусить. Я направился в вокзальный буфет за продуктами. Отстояв приличную очередь и загрузившись покупками, вышел на крыльцо здания аэропорта и, к моему удивлению, увидел красные огни уходящей электрички! Мороз стоял за минус 40 градусов. Люди начали возмущаться, кто-то побежал выяснять отношения, и в это время по громкоговорителю объявили, что электричка прогревает буксы, чтобы они не замерзли. Через некоторое время поезд вернулся на станцию, пассажиры вошли в теплые вагоны. Я разыскал Даниила Никитича, мы с удовольствием подкрепились, тем более что у нас «с собой было», и благополучно прибыли на Октябрьскую площадь, где нас встречал Николай Поппель с товарищами. Не учите нас проходке Мы быстро включились в работу, времени на раскачку не было, руководство комбината требовало невозможного, сроки строительства по материковским понятиям определяли фантастические: средние темпы проходки стволов – 80 и более метров в месяц при установленных нормативах 35 метров в месяц. Забегая вперед, скажу, что норильчане справились благодаря четкой организации работ, высокой степени оснащенности и механизации, самоотверженному труду людей. Скоростные проходки стволов с темпами 150–200 метров в месяц стали реалиями стройки, соревнование между бригадами Манзенюка из горного цеха «Кривбассшахтопроходки» и Мовшина, Умарова, Прокофьева, Жеребятьева из Норильского управления треста «Шахтспецстрой» принесло результаты. А пока обстановка была накаленной, руководители комбината, Минцветмета и Минмонтажспецстроя держали на строгом контроле сроки строительства и требовали сокращения отставания от графиков. На одном из партийно-хозяйственных активов директор НГМК Николай Машьянов резко и не совсем справедливо критиковал коллектив «Шахтспецстроя». Выступивший следом Поппель рассказал о принимаемых мерах и планах по форсированию строительства и обратился к директору комбината: «Николай Порфирьевич, не учите нас проходить стволы!» Можете представить, какая последовала реакция: по тем временам это была неслыханная дерзость! Машьянов потребовал немедленно заменить руководителя управления, и только благодаря дипломатическим усилиям управляющего трестом Дмитрия Солодовникова конфликт удалось уладить. После успешной работы на сооружении талнахских рудников Николай Викторович Поппель в апреле 1976 года был назначен на должность заместителя директора комбината по строительству. Юбиляр и другие официальные лица В преддверии славной даты особо хочется сказать об Анатолии Васильевиче Филатове, которому 28 мая тоже исполняется 75 лет! Ему, ровеснику комбината, было суждено сыграть особую роль в судьбе этого крупнейшего предприятия цветной металлургии. Еще в бытность главным инженером в 1985 году Филатов стал Героем Социалистического Труда, что в советское время являлось исключительным событием. В 1988 году он стал первым директором комбината, которого избрал трудовой коллектив. На долю Анатолия Филатова выпали экономические и политические реформы, он стал основателем государственного концерна по производству цветных и драгоценных металлов «Норильский никель» и его первым генеральным директором. Это позволило сохранить основные предприятия никель-кобальтовой подотрасли цветной металлургии и выстоять в трудные времена рыночных преобразований экономики страны. Филатов – почетный гражданин Норильска. Отмечая его заслуги, мы не принижаем роли ни одного из директоров комбината, на плечи которых ложились сложные проблемы. И все-таки наиболее знаковые периоды выпали на долю Авраамия Завенягина (по существу начало строительства и производственной деятельности комбината), Алексея Логинова (расформирование Норильлага и перевод предприятия на вольнонаемных специалистов), Владимира Долгих (открытие и освоение Талнаха, по существу второе рождение НГМК), Бориса Колесникова (форсированное строительство рудной базы, Надеждинского металлургического завода, Талнахской обогатительной фабрики, реконструкция действующих никелевого и медного заводов и связанное с этим развитие инфраструктуры). В этом же ряду стоит и фигура Анатолия Филатова. Честь и хвала всем им и каждому в отдельности. Чтобы помнили Пишу эти строки и думаю, что было бы правильным к 75-летнему юбилею Норильского комбината увековечить имена самых заслуженных норильчан, ушедших их жизни. В первую очередь, по моему убеждению, это относится к Борису Ивановичу Колесникову. Хорошо, что его именем назван НМЗ, но почему в городе нет улицы, носящей имя этого выдающегося человека? Почему на доме №11 по Ленинскому проспекту не установлена мемориальная доска, а рядом с бюстом Завенягина в вестибюле управления комбината нет бюста Колесникова? А может быть, стоит принять решение о создании в Норильске памятника Борису Ивановичу? На здании управления строительства комбината в первую очередь нужно поместить мемориальную доску в память о Сергее Павловиче Агафонове, возглавлявшем строительство комбината в 1951–1961 годах, – о первом норильчанине, удостоенном звания Героя Социалистического Труда. Думаю, что мемориальные знаки в честь выдающихся людей украсят город и будут иметь большое воспитательное значение для будущих поколений норильчан. заполярный вестник Источник: http://infa24.ucoz.ru/publ/6 | |||
| |||
Просмотров: 932 | |
Всего комментариев: 0 | |