Норильск был задуман как система архитектурных ансамблей
Норильск, расположенный в условиях тундры полуострова Таймыр на 69 параллели северной широты, входит в пятерку самых северных городов планеты. Это второй по величине город Красноярского края – в Большом Норильске (Едином муниципальном образовании «город Норильск», созданном в 2004 г.), проживает около 213 тыс. человек1.

Генплан Норильска.
Авторы: Г.Ломагин (ГАП), А.Шаройко,
В.Непокойчицкий, совместно с М.Мазманяном,
при участии Ф.Страшинского, Г.Кочара, Ф.Усова, Л.Миненко.
Перспективный рисунок - В.Непокойчицкий. 1940 г.

Возникновение города связано с открытием богатых месторождений никеля и меди. Геологоразведка территории началась в 1919 г., а в 1935 г. советское правительство приняло решение о строительстве Норильского комбината, и в том же году был основан рабочий поселок Норильск. В 1953 г. Норильску присвоен статус города. Тогда в Норильске жило 77 тыс. человек, подавляющее большинство которых – почти 68 тысяч – были заключенными Норильлага.
Как и многие новые города СССР, Норильск возник как поселок при промышленных разработках. Сначала был построен Аварийный поселок (теперь это старая часть Норильска). Генплан и проект детальной планировки района первой очереди строительства города Норильска (уже «нового» города) были подготовлены в 1940-1943 годах. Над проектом в Норильске работала бригада архитекторов проектного отдела (архитектурного сектора) Управления проектирования Норильского комбината НКВД СССР (Г.А.Ломагин, А.Е.Шаройко, В.С.Непокойчицкий, М.Д.Мазманян, при участии Ф.М.Страшинского, Л.В.Миненко, Ф.М.Усова, Г.Б.Кочара). В середине 1943 г. проект был рассмотрен и фактически утвержден в Москве экспертной комиссией Академии архитектуры СССР с участием вице-президента АА СССР К.С.Алабяна, академиков архитектуры А.В.Щусева, В.Н.Семенова, Н.Я.Колли, а также известных архитекторов А.Г.Мордвинова, С.Е.Чернышова и др.
Формирование образа города Норильска, как вспоминал главный архитектор проекта города Витольд Непокойчицкий (1910-1987)2, началось еще при выборе площадки для строительства. Уже на стадии составления генерального плана была установлена органическая связь будущего города с окружающей природной средой. Для Норильска к числу таких компонентов, прежде всего, относятся озеро Долгое и группа небольших живописных озер, расположенных в юго-западном районе города. Эти обстоятельства были учтены при определении планировки города, структуры уличной сети, направления главных магистралей, места, конфигурации и размеров городских площадей и жилых кварталов.
Наравне с выбором площадки для строительства и составлением генерального плана особое значение при проектировании Норильска архитекторы придавали формированию основных архитектурных ансамблей города.
По первоначальному замыслу ведущее композиционное значение в структуре Норильска было отдано организующей оси города – главному проспекту. Для достижения высокого архитектурного качества протяженной главной магистрали города авторами проекта был принят принцип ее ритмического членения-акцентирования крупными пространственными «паузами» в виде площадей. Так главная улица связала систему последовательно разворачивающихся площадей – архитектурных ансамблей, включающих общественные, административные и жилые здания.
В период составления генерального плана и проекта застройки первой очереди месторасположение всех основных промышленных предприятий комбината было уже зафиксировано вблизи гор Рудной, Барьерной и Двугорбой. Здесь же располагался и вокзал узкоколейной железной дороги. Все транспортные связи между городом и промышленной площадкой, а также внешним миром осуществлялись по Октябрьскому шоссе, которое на вершине холма за озером Долгим завершается одноименной площадью, являющейся истоком Ленинского проспекта – главной магистрали города.
Такая градостроительная ситуация предопределила основное назначение Октябрьской площади как пространства, организующего въезд в город и образующего вместе с застройкой бывшей Южной линии его главный фасад. Возникла задача выявить идею въезда средствами архитектуры. Проектом учтена возможность обозрения всего ансамбля не только с различных точек площади, но и при значительном удалении от нее. Поэтому архитектура фасадов решена в крупных вертикальных членениях, оптически хорошо воспринимаемых как вблизи, так и на большом расстоянии. Общественный характер площади подчеркивается метрическим рядом колонн и пилонов в уровне пятого этажа. Первый этаж решен в виде цоколя, принимающего нагрузку ордерной системы. Большой ордер, через угловые ризалиты, переходит в метрический ряд эркеров, которые, сохраняя мотив вертикали, придают фасадам камерный характер архитектуры жилого дома. Арочные проемы, расположенные во флангах по обеим сторонам площади, нарушают некоторое однообразие метрического ряда и, раскрывая неглубокие видовые перспективы, обогащают пространство площади.

Дом инженерно-технических работников (ДИТР) в Норильске, ул. Октябрьская, 7. 1941-1942 гг.
Архит. В.Непокойчицкий, Л.Миненко, В.Пестов. Фото 1940-х гг.

Со ссылками на примеры из истории мировой архитектуры норильские архитекторы В.С.Непокойчицкий и Л.В.Миненко предложили свое композиционное решение идеи въезда, получившее выражение в двух вертикалях башен, расположенных на Октябрьской площади по флангам выхода на главную магистраль. Архитектурная значимость въезда подчеркивается двумя четырехколонными портиками, поставленными по осям башен и выявляющими главные входы в здания.
Далее при движении по Ленинскому проспекту возникает новая архитектурная композиция, образованная группой домов, ограничивающих створ улицы.
Следующая в линии Ленинского проспекта площадь – Гвардейская – устроена в месте излома оси проспекта. Ее отличает циркульное строение плана и, соответственно, периметра формирующей застройки. Пространственную композицию образуют три объема зданий, из которых два противостоящих почти повторены в зеркальном отражении. Повышенная этажность и выразительный силуэт административного здания, поставленного на площади по оси главной магистрали, выявляют его общественный характер и подчеркивают значение архитектурной доминанты ансамбля. Главенствующее положение композиционного центра закреплено симметрией полукружий прилегающих к нему корпусов и нейтральностью членений фасадов. Относительно большая протяженность этих корпусов, визуально увеличенная циркульной линией их очертания в плане, единство абсолютных отметок основных горизонтальных членений и венчающих карнизов придают цельность и законченность всей композиции ансамбля. Пилястры большого ордера, повторяющиеся в разряженном ритме на фасаде по проспекту, переходят на Гвардейской площади в учащенный метрический ряд раскрепованных полуколонн, подчеркивающий ее градостроительную значимость по сравнению с рядовыми участками Ленинского проспекта.
Авторы высказывали сожаление по поводу неудавшейся полной реализации первоначального архитектурного замысла Гвардейской площади (с запроектированной высотной доминантой – 12-этажным корпусом), который, в нарушение утвержденного проекта, подвергся произвольному искажению. Несмотря на то, что фундаменты и стены центральной части будущего высотного здания уже были возведены с учетом восприятия нагрузок от двенадцати этажей, было принято конъюнктурное решение о снижении ее высоты до пяти этажей. В то время широкое распространение получило научно необоснованное огульное отрицание необходимости строительства зданий повышенной этажности. Вследствие этого ошибочного представления и боязни «как бы чего не вышло» был нанесен ущерб архитектурному облику не только Гвардейской площади, но и всего города в целом. Спустя десятилетия была предпринята попытка устранить эту градостроительную ошибку – возведена 12-этажная панельная башня института «Норильскпроект».

Норильск.
Перспективный вид на Ленинский проспект
с Гвардейской площади.
Фото 1980-х гг.

Жилые дома, формирующие перетекание пространства Гвардейской площади в проспект, завершаются двумя симметрично решенными объемами. Здесь вновь возникает тема главных фасадов и находит свое пластическое завершение в виде пилястр со слабо выраженным рельефом. Включение прилегающих зданий в общий ансамбль достигнуто через «принцип сквозной взаимосвязи». Единство геометрического построения создано выравниванием абсолютных отметок цокольных тяг, промежуточных и венчающих карнизов. При этом повышены отметки угловых частей здания до шести этажей, с сохранением пятиэтажной высоты основного объема. Этот прием позволил придать зданию интересный, запоминающийся силуэт. Взаимная связь облика зданий построена на включении фрагмента большого ордера в архитектуру шестиэтажных ритмически повторяющихся ризалитов на следующем участке Ленинского проспекта (до очередной пересекающей его улицы Павлова). Наряду с этим на фасадах зданий появляются элементы новой архитектурной темы, которая становилась основной при решении застройки следующего квартала, до Советской улицы. Некоторые из этих элементов для усиления взаимосвязи органически вошли в архитектуру фасадов жилых домов, расположенных на противоположной стороне проспекта.
Формирование застройки следующей площади – Комсомольской – происходило несколькими этапами и претерпело значительные искажения по сравнению с проектом. Ленинский проспект не пересекает площадь, он лишь касается одной из ее сторон. Поэтому главная композиционная ось площади не совпадает с осью проспекта, а перпендикулярна его направлению. Равнозначность зданий, ограничивающих пространство площади, плоский рельеф земли и принятая схема генерального плана обусловили симметричность композиционного строения ансамбля относительно поперечной планировочной оси. Направление поперечного луча акцентировано повышенной высотой угловых ризалитов и центральным положением здания музея (первоначально – здание кинотеатра им. Ленина), которое посредством малых архитектурных форм (статуя Ленина, Доска почёта) органически связывалось с фланкирующими его жилыми корпусами. Эту ось по другую сторону Ленинского проспекта замыкает здание Дворца культуры горно-металлургического комбината.
Архитектура Комсомольской площади в какой-то степени разделила судьбу застройки Гвардейской площади и также носит на себе следы борьбы с излишествами. Так, если фасады жилых домов, расположенных на юго-восточной границе площади, выполнены в соответствии с проектом, то застройка противоположной стороны уже произвольно изменена, а Дом техники так и остался не законченным наружной отделкой.

Дворец культуры
Горно-металлургического комбината
(Клуб горняков) в Норильске, Ленинский пр., 9. 1952-65 гг.
Архит. Л.Миненко, В.Непокойчицкий.
Фото 2001 г.

Комсомольская площадь и Советская улица является своего рода рубежом, на котором завершился этап формирования архитектурного облика Норильска в формах сталинской неоклассики.
Следующий этап отражает коренную перестройку всего архитектурно-строительного дела, перевод его на новые индустриальные пути развития. Дальнейшая застройка проспекта, так же как и всего города в целом, производилась на основе типовых проектов. Нужно отметить, что в Норильске применению типовых проектов предшествовал переходный период, связанный с осуществлением постройки ряда кварталов по ранее выданным проектам.
При строительстве по типовым проектам в Норильске особое внимание уделялось объемно-пространственной композиции проектируемых кварталов и микрорайонов и выявлению наиболее рациональных планировочных приемов, направленных на создание благоприятных условий для населения с учетом своеобразия природно-климатической обстановки. В этот период опробованы строительные приемы ветрозащитной застройки, реализованы методы, обеспечивающие гарантийную устойчивость зданий, возводимых на вечномерзлых грунтах. Наряду с этим были разработаны и внедрены основные принципы организации первичной жилой группы, формирующейся вокруг детского дошкольного учреждения, расположенного в зоне затишья, образованного прилегающей к ней многоэтажной застройкой.
Архитекторы понимали, что в этих обстоятельствах исключительно важное градостроительное значение приобретает строительство отдельных уникальных зданий и организация городских центров.
Город является сложным и непрерывно развивающимся организмом, и в нем, как и во всяком другом организме, имеется главные и второстепенные составляющие. В Норильске такими главными составляющими являются районные и общегородской центры, объединенные главной магистралью города – Ленинским проспектом.
Формирование облика центральной части Норильска происходило в период освоения классического наследия. Всеобщее увлечение классикой, ставшее официальным направлением отечественной архитектуры, отразилось на архитектурном облике города. Архитекторы, по замечанию В.С.Непокойчицкого, не пошли по пути «уважаемого» формотворчества, основанного на бездумном копировании образцов классической архитектуры. В своей работе они стремились переосмыслить наследие прошлого и придать новое звучание принимаемым решениям. В орбиту поиска включались не только крупные городские ансамбли, но и фрагменты и детали того или иного здания или сооружения. Стремясь к предельной выразительности общей композиции, проектировщики исходили из единства формы и содержания, уделяя особое внимание не только внешнему облику, но и планировочному построению как всего комплекса в целом, так и образующих его структурных элементов.
В 1960-1970-е гг. Норильск опять стал крупной площадкой для разработки смелых архитектурно-градостроительных идей. Проекты экспериментальных жилых домов-комплексов «Поляр», «Пирамида» (авторы А.Шипков, Е.Шипкова, Я.Трушиньш) стали прорывом в проектировании жилой среды для Заполярья. Важным социальным объектом стал детский сад – экспериментальное детское учреждение на 280 мест с крытым внутренним двором, плавательным бассейном и зимним садом, «ЭДУ-280», спроектированный Л.Назаровой и Я.Трушиньшом. 1970-1980-е гг. были отмечены постройкой крупных общественных объектов. Это Дворец спорта «Арктика» на набережной Урванцева (М.Битадзе и др.), новое здание Заполярного драматического театра им. В.Маяковского (А.Чернышёв, В.Шихов, В. Болезин, А.Захаров, В.Зезюля). А в 1990-е гг. в Норильске появились первые церкви, мечеть (архит. Е.Солнышкин).
В середине 1980-х в Норильске возникла проблема с сохранением архитектурного наследия. Городская общественность вступилась за уникальные объекты жилой архитектуры. Однако практически всю улицу Севастопольскую – ансамбль 3-этажных жилых домов, построенных по проектам М.Д.Мазманяна, В.С.Непокойчицкого, Л.В.Миненко – так и не удалось сохранить. Жесткий полярный климат, вечная мерзлота, издержки в технологии и качестве строительства в суровые сороковые годы сделали свое дело. На их месте теперь возвышаются многоэтажные панельные дома, принципиально изменившие этот участок исторического центра Норильска.

Норильск.
Перспективный вид на центральную часть города (Октябрьская площадь, улица Орджоникидзе, Гвардейская площадь).
Фото 2000 г.

Сегодня главное градообразующее предприятие горно-металлургический комбинат «Норильский никель»3 заявляет об обеспокоенности по поводу сохранности первых архитектурных ансамблей Норильска. В соответствии с перспективным планом реконструкции и развития города, основное внимание будет уделено историческому центру – Октябрьской, Гвардейской площадям, Ленинскому проспекту. Принято решение сохранить первозданный облик исторической застройки старой части Норильска – от Октябрьской площади до улицы Советской – и поэтапно ее реконструировать. Это означает, что дошедшие до нас исторические архитектурные ансамбли, составляющие неповторимый и запоминающийся архитектурный образ одного из самых северных российских городов, будут сохранены для потомков.



Источник: http://archvestnik.ru/ru/magazine/ab-6-99-2007/norilsk-byl-zaduman-kak-sistema-arkhitekturnykh-ansamblei
Категория: Норильск | Добавил: infa24 (08.12.2011) | Автор: infa24 W
Просмотров: 2411 | Теги: норильск | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar