В списке профессий будущего, регулярно составляемом одним солидным американским журналом, в 2009 году на первом месте значится инженер. Лучшая профессия выбирается ежегодно исходя из показателей, включающих ее перспективность, чувство удовлетворения, которое она приносит, легкость или сложность овладения ею и, конечно же, получаемый доход. Отдается должное инженерным специальностям и в прогнозах отечественного рынка, но пока в стране из-за распада системы специального и высшего технического образования ощущается дефицит технарей.
Во все времена студенты технических вузов испытывали трудности в освоении математики, физики, начертательной геометрии, сопромата. Поговорка «Сдал начерталку – можешь влюбиться. Сдал сопромат – можешь жениться» до сих пор актуальна. Но преподаватели Норильского индустриального института из года в год призывают вчерашних школьников выбирать трудный путь... Можно влюбиться Суворовской максимы о том, что «тяжело в ученье – легко в бою», придерживается и профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой механики и инженерной графики Норильского индустриального института Виталий Куровский. – Все мы знаем о том, что в стране в последнее время сократился объем материального производства, в аутсайдерах такие отрасли, как станкостроение, машиностроение – в общем, все... Но это не может длиться вечно. Возрождение уже началось, а чтобы возрождать, нужны специалисты. И главные в этом деле – инженеры. Пока инженерные специальности в дефиците, и не только в Норильске, но и на материке, зато сегодняшние первокурсники, будущие инженеры, к окончанию института будут иметь большие возможности выбора места работы. Сам Виталий Куровский по образованию тоже инженер-механик. Выпускник технологического института в украинском городе Хмельницкий остался работать ассистентом на кафедре инженерной графики. С тех пор и преподает общенаучные предметы и занимается теорией и историей педагогики. По этой теме защитил докторскую диссертацию. Уже в Норильске. – Преподавать начертательную геометрию не проще, чем ее изучать. Надо сидеть, решать задачи. Методика решений нарабатывается годами, с молодых лет. В зрелом возрасте, без опыта, предмет дается трудно даже знающим инженерам. А вот обойтись без начерталки нельзя. Это та же азбука, только техническая. А таблица умножения? Современных студентов обучать общенаучным и общеинженерным дисциплинам непросто. Опыт преподавания в НИИ привел профессора к выводу, что в школах Норильска уже два десятилетия как следует не учат ни физике, ни математике... – Выпускники норильских школ приходят на вступительные экзамены в институт без знания таблицы умножения и в большинстве – с отсутствием навыков логического мышления. В школе должна быть профориентационная работа, отличная от той, которая сегодня больше декларируется, чем проводится. Больше следует сотрудничать с местным вузом, а не с иногородними. Я понимаю: приезжают столичные эмиссары, заключают договоры на платное обучение, а потом дети у нас восстанавливаются, и мы видим, чему их там «научили». Правда, это в основном касается не технических специальностей, а юристов, экономистов, социальных работников. Зачем их столько? Выбирать профессию надо по призванию, а не из одного желания грести деньги лопатой. В этом большую роль играет позиция родителей. А родители пытаются пристроить свое чадо туда, где якобы учиться легче. Хотя учиться вообще непросто, особенно если это не твое. Чтобы появилась потребность выбирать трудные технические профессии, и на государственном, и на региональном уровнях должна быть соответствующая политика, считает профессор Куровский. Общее дело В свое время, для того чтобы поднять уровень преподавания в вузах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, правительство объявило набор среди опытных доцентов и профессоров со всей страны. Кандидат наук, доцент Хмельницкого технологического института прибыл в Норильск, можно сказать, по призыву партии и правительства. И не жалеет. – Сегодня образовательный процесс в НИИ по общенаучным, общеинженерным и специальным дисциплинам ведут три кафедры, в составе которых 28 преподавателей, 20 из них имеют ученые степени и звания. Под моим руководством три человека защитили кандидатские диссертации, связанные с методикой преподавания в вузах. Виталий Куровский девять лет был деканом инженерно-экономического факультета. Последняя реструктуризация в институте привела к объединению кафедры начертательной геометрии и инженерной графики с кафедрой механики. Заведующий объединенной кафедрой объясняет это малокомплектностью групп и тем, что с возрастом опытные преподаватели уходят на пенсию и уезжают на материк. Кадры стареют, а на смену рассчитывать особенно не приходится. – Чтобы получать в институте деньги, зарабатываемые, например, в Заполярном филиале, преподавателю надо быть доктором наук, профессором. Да и то он только будет приближаться к зарплате в 40–50 тысяч. Получать готовых специалистов все хотят, а вот вкладывать средства – не всегда. Хотя в последние годы мы без помощи комбината не обходимся. Но так и должно быть. Подготовка кадров должна стать общим делом. Я сейчас имею в виду и самих ребят. С них тоже ответственность нельзя снимать. Заполняющие брешь Заведующий кафедрой механики и инженерной графики, член Ученого совета Института повышения квалификации Виталий Куровский является еще ученым секретарем Заполярного регионального отделения Международной академии наук педагогического образования при НИИ. Отделение, входящее в структуру МАНПО, возглавляет ректор Норильского индустриального. В академию входят вузы из Канады, Китая, Финляндии, Швеции, Польши и практически вся сеть бывшего Советского Союза. В ее составе около двух тысяч членов-корреспондентов и академиков, в том числе и Российской академии образования. Именно с ними обсуждает Министерство образования и науки новые образовательные реформы и программы. – Обсуждать-то обсуждают, – замечает Куровский, – а решение с учетом замечаний принимают не всегда. В нашем отечественном образовании было не так уж много проблем. А реформы получились с революционным уклоном. Разрушим до основания... А что затем? Тот же Болонский процесс, которому сильно сопротивлялся ректор МГУ Садовничий, но и он в конце концов смирился. Конечно, есть в этом процессе рациональное зерно. Но главная цель, заключающаяся в том, чтобы готовить специалистов, востребованных в Европе, преждевременна. Разве у нас наблюдается избыток кадров? Учиться так, чтобы можно было продолжить образование за рубежом? В России это еще нескоро смогут себе позволить. А те, у кого есть деньги, и так учат своих детей за границей. Здесь и сейчас профессорско-преподавательский состав Норильского индустриального института заполняет брешь, оставленную развалом старой системы вузовского образования. У норильских школьников есть возможность получить профессию будущего в родном городе. Надо только помочь им не ошибиться в выборе.
Текст: Валентин ПЕТРОВ
источник Заполярный вестник
Источник: http://infa24.ucoz.ru/publ/6 |