Паровоз меняет прописку?
Часть 1: История12 февраля 1936 года считается днём рождения Норильской железной дороги. В этот день пошёл первый поезд по 14–километровой узкоколейке Валёк — Норильск. В этом же году началось строительство узкоколейной дороги Дудинка — Норильск. Официально её строительство было завершено 17 мая 1937 года, на следующий день пошёл первый состав. В некоторых источниках можно даже прочитать, что рельсы сомкнулись именно на мосту через реку Амбарную. Такого, конечно, быть не могло, уверяет Николай Якушин, никто бы не стал стыковать пути на мосту, где сложнее всего соединить две ветки. Известно, что рельсы сомкнулись неподалёку от Амбарки, причём неясно, имеется ли в виду речка или станция.
Часть 2: Паровоз В конце 1980–х годов начальник НЖД Александр Федотович Мороз предложил идею поставить узкоколейный паровоз как памятник строителям Норильской железной дороги. Идея понравилась, и в 1988 году были разосланы «гонцы»: норильчане–железнодорожники, отправляясь в отпуска и командировки, имели наказ — подыскать любой подходящий паровоз. Искали многие, но повезло только ревизору по безопасности движения поездов Петру Шинкарчуку (в то время ещё машинисту–инструктору). Паровозы нашлись в трёх местах: под Воронежем, на детской железной дороге в Киеве и на Одесской железной дороге в городе Гайвороне. Но добровольно с такой стариной расставаться никто не хотел. Наши железнодорожники обратились за помощью к бывшему норильчанину Печинскому (начальнику локомотивной службы НЖД в 1960–х годах), который после Норильска стал замом начальника транспортного отдела Министерства цветной металлургии. Только благодаря его поддержке удалось договориться с Гайворонским локомотивным депо об обмене. За паровоз заплатили как за металлолом, а в придачу дали трактор–экскаватор «Беларусь». Построен найденный паровоз был в 1950 году в городе Бабельсберге паровозостроительным заводом имени Карла Маркса. В Норильске, конечно, Гр–274 никогда не бегал, но был братом–близнецом таких же таймырских «гээрок».
Всё ладно в этих воспоминаниях, да не совсем. Дело в том, что Шинкарчук был командирован в Гайворон с заданием «решить вопрос отгрузки паровоза» зимой 1989 года, а памятник установлен только в 1992 году. (Точная дата — 29 июля 1992 года в 16 часов 25 минут; её называет сам Шинкарчук, она же фигурирует в подшивке «Заполярной правды» за 1992 год). Где же так долго ездил наш паровоз? Поднимаем старые телеграммы, звоним на материк Петру Александровичу, и вот что выясняется.В 1989 году паровоз в Норильск прибыл, ещё с год он простоял в Норильске на ремонте в локомотивно–вагоноремонтном цехе механического завода. Но главная причина задержки не в этом.В начале 1990–х годов в память о строителях железной дороги хотели возвести целый мемориальный комплекс, в котором паровоз Гр–274 был только частью. Рядом с ним должна была находиться огороженная декоративным забором площадка, на ней памятник–стела и символическая изогнутая рельса с выбитыми годами строительства узкоколейки.Но в 1991 году решить вопрос с мемориальным комплексом так и не удалось. В 1992–м ко Дню железнодорожника у Амбарки была сделана насыпь, из обычных рельсов сымитирована узкая колея, поставлен паровоз, под площадку забито свайное поле. Был изготовлен даже макет будущей стелы — его выполнил Константин Пасхалис. Но вопрос повис в воздухе на несколько лет. В феврале 1995 года администрацией Норильска (главой тогда был Анатолий Попов) было решено мемориальный комплекс всё–таки построить и включить его вместе с паровозом в «программу формирования памятных зон исторической среды региона». Но 1990–е были эпохой перемен: менялись градоначальники, и мемориальный комплекс строителям так и «не случился». А макет стелы был автором уничтожен. Часть 3: ПереездТак вышло, что, с одной стороны, паровоз Гр–274 был в списке городских памятников, а с другой стороны, он с 1992 года находился на балансе НЖД, конкретно на подотчёте локомотивной службы. Железнодорожники проводили субботники, выделяли средства на ремонт и покраску. Но в последнее время он вызывал у НЖД всё большее беспокойство: как бы не стал тем одноглазым дитём, за которым не уследили семь нянек.Во–первых, паровоз всё чаще стал подвергаться нападкам вандалов. К 9 Мая его выкрасят, а в июне на его боках уже в любви кто–то признаётся. Табличку памятную оторвали с мясом, «костыль» в бок забили. А машинисты однажды и такую картину наблюдали: какие–то «добры молодцы» катают паровоз туда–сюда по рельсам, развлекаются. А если они его в Амбарку столкнут — кто доставать будет?Во–вторых, рядом с мостом находится мостик через Амбарку, ориентировочно 1940–х годов (тогда его последний раз восстанавливали после разрушительного ледохода). Мост деревянный, гвозди и брёвна давно сгнили, висит буквально в воздухе. Кстати, был на этом мосту и смертельный случай, спасатели могут подтвердить. Фотографировались на мосту двое военных: пока прапорщик отвлёкся, майор «канул в воду» в буквальном смысле. Тело нашли только через неделю. А ведь к паровозу и свадьбы ездят, целыми кортежами на мосту фотографируются.Вот и решили железнодорожники, что у себя под боком сподручнее следить и за паровозом, который, напомним, у них на подотчёте, и за его гостями. На Вокзальную, кстати, уже приезжают первые свадьбы, фотографируются. А вот что делать с аварийным мостиком–памятником — пока неясно. Сейчас он огорожен и ищутся варианты его реставрации. Светлана ГУНИНА***С надеждой на здравый смысл
Светлана Слесарева:– Возможно, не все об этом знают или помнят, но существует Постановление главы города № 175 от 10.02.1995 года, в приложении к которому дан «Перечень памятников и мемориальных знаков в НПР по состоянию на 01.12.94 года». В этом документе (по сути, реестре памятников Норильска) под номером 20 значатся «Мост через реку Амбарную и паровоз серии Гр № 274». Никто не отменял ни перечня, ни соответствующего постановления главы Норильска. Более того — никакого иного документа о памятниках в НПР после 1995 года не появилось. Я надеюсь, что сейчас, в связи с деятельностью вновь созданного Градостроительного совета, вопрос обновления реестра памятников будет решён. В том числе и в аспекте балансовой принадлежности. Тогда мы и войдём в законодательное русло, тогда появится возможность выделять деньги на уход за памятниками, в котором они нуждаются ежегодно. У нас агрессивная среда, и мы прекрасно видим, что за зиму делается практически со всеми объектами культурного наследия. Я не говорю, что Норильск отличается в худшую сторону по сравнению с другими территориями. Плачевное состояние памятников — явление повсеместное.Хотя, конечно, надо отдать должное Норильску: в последнее время ремонтируются памятники регионального значения — дома на Гвардейской и Октябрьской площадях, на Ленинском проспекте. И это не только ремонт, но и реставрация. Это же касается и памятников, обновлённых к юбилею Великой Победы: могил Героев Советского
Подготовила Татьяна КРАМАРЕВА Фото предоставлены Музеем истории НЖД заполярная правда Источник: http://infa24.ucoz.ru/publ/6 | ||||||||
| ||||||||
Просмотров: 1341 | | |
Всего комментариев: 0 | |