Поездка в Норильск, 2010 год (часть 1)
Началось это с того, что в 1987 или 1988 году (в возрасте 6 или 7 лет), рассматривая карту СССР, я нашёл на ней загадочную железнодорожную линию, оторванную от всей остальной железнодорожной сети. В отличие от подавляющего большинства ведомственных железных дорог, Норильская железная дорога обозначалась на общедоступных картах того времени. Норильская железная дорога на карте «Железные дороги СССР», изданной в 1987 году. Норильская железная дорога на карте Красноярского края из «Большой Советской энциклопедии». Обнаружение на картах этой железной дороги меня чрезвычайно озадачило. Как и зачем она появилась в таком отдалённом месте, за тысячи километров от остальных железных дорог? (Линия Сургут — Новый Уренгой, относительно близкая к Норильску (550 километров от станции Коротчаево до Дудинки по кратчайшему направлению), в те годы строилась и на картах обозначена не была.) Как доставляется туда подвижной состав, что по ней перевозят? Об этом я спрашивал отца и деда, мне отвечали, что железная дорога здесь нужна для перевозок между Норильском и портом на Енисее, и вагоны доставлялись на неё по воде. Среди имевшихся дома «залежей» различных туристических карт и схем я нашёл «Схему туристского маршрута «По Енисею. Красноярск — Диксон» (http://sbchf.narod.ru/23/njd_poeniseu.ht железная дорога, было сказано, что «первые поезда по дороге (1938—1939 гг.) шли четыре-пять суток, теперь 110-километровый путь они преодолевают за четыре-пять часов. В 1973 году по всей трассе прошли первые электропоезда. Я был очень удивлён: как такое возможно — 110 километров на поезде за пять суток?! Да и четыре-пять часов для такого расстояния — очень много (об особенностях местного климата я ещё не знал). А тот факт, что по этой дороге, вероятно, ходят такие же электрички, как в Москве, просто поражал воображение. В конце 1980-х годов мой отец часто летал по маршруту Москва — Хабаровск — Москва. Некоторые рейсы были с промежуточной посадкой в Норильске (очевидно, это объяснялось тем, что дальнемагистральных самолётов тогда не хватало, и для перевозок по направлению Москва — Хабаровск использовались в том числе среднемагистральные самолёты Ил-86, которым на данном направлении необходима промежуточная посадка для дозаправки). При промежуточной посадке самолёт находился в Норильском аэропорту около полутора часов, при этом пассажиры были обязаны выйти в здание аэровокзала. Собственно Норильск находится в 50 километрах от аэропорта, поэтому посетить его при промежуточной посадке было невозможно. Но даже короткое пребывание в аэропорту давало массу впечатлений о суровом северном крае, и кое-что мне довелось услышать о нём уже тогда. В начале 1990-х годов я пытался получить информацию о Норильской железной дороге любыми возможными способами. Среди знакомых моих родителей (и «знакомых знакомых») встретились те, кто кто когда-то жил и работал на Севере, им я задавал вопросы касательно Норильска. Бывшая жительница Дудинки сообщила, что из Дудинки в Норильск действительно ходят электрички, практически такие же, как в Москве. Человек, работавший на Тюменском Севере (предположительно в Новом Уренгое), сообщил, что в Норильск построена железная дорога со стороны Тюмени, и Норильская железная дорога больше не является изолированной. Он либо перепутал Норильск с Надымом, либо вообще не представлял, о чём говорит, но тогда я почти поверил этим сведениям (тем более, что практически одновременно узнал о существовании только что построенной железной дороги Новый Уренгой — Ямбург, не обозначенной ни в одной «советской» карте). Позже благодаря объединению данных нескольких источников (в основном публикаций из газет) стало ясно, что Норильская железная дорога по-прежнему изолированная и соединять её с «большой» сетью в обозримой перспективе не собираются. С 1996 года появилось навязчивое желание попасть на Норильскую железную дорогу. Тогда я уже совершал продолжительные путешествия (в основном бесплатными методами), но попадание в Норильск было осложнено отсутствием наземных путей сообщения. В начале 1997 года я попал в больницу, и в это неприятное время помог выжить и не пасть духом телефонный звонок Антону Кротову (в то время он был редактором сборника расписаний «Все электрички России»), который сообщил, что к нему поступило расписание движения электропоездов Норильской железной дороги — свершилось событие, о котором я давно мечтал. Позднее стало известно, что за предоставление расписания следует благодарить Константина Гришина. В расписании движения электропоездов имелась приписка: «движение осуществляется только зимой». Это обстоятельство удержало меня от того, чтобы немедленно отправиться в Норильск (хотелось проехать на электропоезде, но попасть в Норильск зимой крайне трудно). Тем не менее, на лето 1999 года я планировал поездку в Норильск (автостопом от Москвы до Лесосибирска, далее «впрашиваться» бесплатно на грузовые или пассажирские теплоходы в сторону Дудинки). Ничего нереального в такой поездке не было бы — в 1998 году мной была совершена ещё более дальняя поездка на Сахалин, в ходе которой дважды проехал бесплатно на морских судах (http://n05.narod.ru/poezdkihron.html). Но поездка в Норильск не состоялась: стало известно, что движение электропоездов на Норильской железной дороге навсегда прекращено, контактная сеть демонтирована. Из публикации в журнале «Железнодорожное дело» стало известно, что норильские электропоезда в 2001 году были куплены МПС и вывезены из Дудинки через Красноярск на Свердловскую железную дорогу. Принимаю решение отложить поездку в Норильск надолго, возможно, до 2010 года, рассудив так: всё, что можно разрушить, там уже разрушено, дальше уже некуда (Норильская железная дорога не может быть полностью ликвидирована, без неё невозможно существование Норильского промышленного района), а других районах нашей страны есть большое количество куда более «приоритетных» объектов, то есть тех, которые находятся под угрозой полного уничтожения (Сулюктинская узкоколейная железная дорога, узкоколейная железная дорога Оха — Ноглики и многие другие). Однако я жил в положении «тело здесь — душа там»: Норильская железная дорога была настолько «выстраданным» объектом, что в порядке исключения она была добавлена на «Сайт о железной дороге», куда добавляются описания только посещённых объектов рельсового транспорта. В книге, посвящённой ведомственным и малодеятельным железным дорогам, Норильская железная дорога также была единственным описанным, но не посещённым объектом. Многие дни были проведены в различных библиотеках с целью поиска материалов, связанных с Норильской железной дорогой. Удалось найти некоторые материалы. C появлением веб-сайтов норильских газет «Заполярная Правда» и «Заполярный Вестник» информационная ситуация значительно улучшилась. Норильская железная дорога интересует практически каждого любителя железных дорог. Именно с вопроса о Норильской железной дороге в 1997 году началось функционирование «списка рассылки 1520 мм» — первого сетевого форума по теме железной дороги. Однако из-за дороговизны попадания на Норильской железной дороге реально были единицы (по крайней мере, из числа любителей железных дорог, представленных в Сети), несмотря на то, хотел бы там побывать, наверное, практически каждый. В то же время, я поражался тому факту, что некоторые известные в Интернете люди не просто были в Норильске — но и бывают там чуть ли не ежегодно… Когда наступил 2010 год (в 1999 году, при первом планировании поездки в Норильск, казавшийся очень далёким), решаю, что данное себе обещание надо исполнять, тянуть дальше нельзя. Возраст уже другой, поэтому единственно возможным способом попасть в Норильск теперь являлся воздушный транспорт. Авиабилеты в Норильск дороги (попадание в Норильск из Европейской части, как правило, стоит дороже, чем на Дальний Восток — в Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск). «Нормальная» цена билета Москва — Норильск — Москва в 2010 году составляла около 20 тысяч рублей. Сходной была цена из других городов. Внутрирегиональные рейсы Красноярск — Норильск тоже очень дороги (если учесть необходимость попадания в Красноярск, это не даст выгоды). В зимнее время иногда можно найти «спецпредложения» авиакомпаний: Москва — Норильск — Москва за 6-8 тысяч рублей, но в «снежное» время поездка не имела никакого смысла. При наличии снега мало что удалось бы сфотографировать: снежный покров многие списанные вагоны покрывает целиком. 15 марта 2010 года удалось взять электронный билет на июнь по спецпредложению от авиакомпании «Россия»: Москва — Санкт-Петербург - Норильск — Санкт-Петербург — Москва за 11600 рублей. Это почти вдвое меньше нормальной цены, но для меня — «нереальная» сумма, из-за чего пришлось «сесть на хлеб и воду». Уже вернувшись из Норильска, узнаю, что авиакомпания «Россия» открыла ещё более выгодное спецпредложение: билет по тому же маршруту на ближайшие дни за 10 000 рублей со всеми сборами. Намного труднее, чем найти деньги, было «заключить сделку с совестью», ведь не имею права на подобные поездки и совершаю гнусный поступок… Чтобы максимально сократить пребывание в Норильске, решаю исследовать железную дорогу в почти круглосуточном режиме, избегая перерывов на сон (благо, полярный день это позволяет). Вечером 20 июня выезжаю в аэропорт «Внуково». В отличие от привычной «Авиановы», где место на борту выбирается при бронировании электронного билета, в авиакомпании «Россия» выбор места остаётся традиционным — на регистрации, поэтому приезжать в аэропорт нужно к началу регистрации, чтобы гарантированно досталось место у иллюминатора. Ускоренный электропоезд сообщением Москва — Аэропорт Внуково. К сожалению, Норильск в сферу деятельности «Аэроэкспресса» едва ли когда-нибудь войдёт… Рейс Внуково — Санкт-Петербург (Пулково-1) выполнял AН148-100 (впервые за два года лечу на отечественном самолёте, хотя летаю не меньше 10 раз год). Самолёт новый, непривычно маленький (трап не используется — его функцию выполняет дверь самолёта, снабжённая ступенями). Впрочем, последующие три перелёта происходили на импортных «А-319». Даже у государственной авиакомпании, какой является «Россия», отечественные самолёты составляют небольшую часть имеющегося парка. На рейсах Москва — Санкт-Петербург часто встречаются встречаются группы пожилых туристов из стран западного мира (Франция, Германия, Япония, Южная Корея и другие). На этот раз примерно половину мест в самолёте занимала группа пожилых южнокорейцев. На взгляд человека, привыкшего к самостоятельным путешествиям, «групповые» западные туристы-пенсионеры выглядят удивительно жалкими и беспомощными (наш средний пенсионер выглядит куда более жизнеспособным), ходят, как маленькие дети, по следам своего гида. Меньше всего хотелось бы когда-нибудь оказаться похожим на них. Самолёт прибыл в Пулково с опозданием на полчаса, когда регистрация на рейс Пулково — Норильск уже должна была закончиться. Между тем, при пересадке (несмотря на наличие прямого билета) пассажир должен выйти через зал прилёта, затем заново пройти регистрацию на следующий рейс и спецконтроль — так же, как если бы этот аэропорт был не промежуточной, а начальной точкой. При «сквозном» билете в случае опоздания авиакомпания обязана переоформить билет на ближайший рейс того же направления. Если бы билеты были разными, взятыми отдельно, пусть и на те же самые рейсы, то в случае опоздания оставалось бы только покупать новый билет, не получив никакой компенсации за неиспользованный — в отличие от железной дороги, где в случае опоздания на поезд можно получить назад часть стоимости билета, в авиации не возвращается ничего (за очень редкими исключениями — так, у некоторых авиакомпаний существуют дорогостоящие «билеты с открытой датой»). В Пулково пришлось пережить несколько очень тревожных минут. Отчасти я сам виноват, что не выбрал более ранний рейс из Москвы (выбрать можно любой из множества рейсов в течение суток). Конечно, в случае опоздания на пересадку в Норильск я бы улетел — но следующим рейсом той же авиакомпании, то есть спустя сутки. А срок пребывания в Норильске и без того являлся предельно сжатым. Однако реально регистрация заканчивалась позднее официально установленного срока (40 минут), и на рейс Санкт-Петербург — Норильск я успел. Аэропорт Пулково (терминал 1). Выход на посадку на рейс до Норильска. http://sbchf.users.photofile.ru/photo/sb До последнего не верится, что событие, которое ждал 20 лет, происходит — лечу в Норильск. Точно ли перронный автобус подвозит именно на это рейс? Не будет ли пункт прибытия перенесён по метеоусловиям? В самолёте командир экипажа объявляет рейс Санкт-Петербург — Норильск, но аэропорт Алыкель иногда закрывается внезапно… Задержки вылета не не было, самолёт был полупустым (на соседних со мной двух креслах пассажиров не было). В такой ситуации многие пассажиры превращают самолёт в «спальный вагон», укладываясь на трёх креслах, но я в самолётах никогда не сплю. К сожалению, полёт почти полностью проходил над облаками. Пересекаем Приполярный Урал. Один из редких в полёте безоблачных участков. http://sbchf.users.photofile.ru/photo/sb После пересечения Урала была практически сплошная облачность. Аэропорт Алыкель работал в нормальном режиме, хотя земля стала видна лишь за несколько минут до посадки: серая тундра, совсем недавно освободившаяся из-под снега (местами встречались снежные «пятна»), многочисленные озёра, многие из которых ещё покрыты льдом. Как сообщил командир экипажа, температура плюс 6 градусов — нормально для этого времени. Приземляется очень плавно, надо отдать должное пилотам (аэропорт Алыкель считается одним из самых трудных). В иллюминаторе видна мокрая бетонная взлётная полоса и пятна снега, а также долгожданная надпись на здании пассажирского терминала. Я действительно в Норильске! Аэропорт оказался неожиданно современным, с телескопическими трапами (в «Пулково-1» их до сих пор не существует). По телетрапу пассажиры попадают на второй этаж здания аэровокзала, спускаются на первый этаж, где проходят паспортный контроль — у каждого прибывшего пассажира сотрудник милиции сканирует паспорт (то же самое происходит и при вылете). Сведения о прибывших и убывших сохраняются в базе данных. Вопросов о цели поездки не задавали. Аэропорт Норильск (Алыкель). http://sbchf.users.photofile.ru/photo/sb http://www.norilsk-zv.ru/articles/i_vzle «Заполярный Вестник», посвящённая аэропорту Алыкель, 2009 год. Норильский промышленный район и окружающий его Долгано-Ненецкий район Красноярского края (бывший Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ) с 2001 года являются территорией, закрытой для иностранцев. Чтобы попасть сюда, обладателю нероссийского паспорта нужно получить пропуск в ФСБ. Пропуск оформляется постоянным жителем Норильска или находящейся здесь организацией, его оформление занимает около месяца. Без пропуска иностранного гражданина не пустят на рейс в Норильск (на регистрации в Санкт-Петербурге сразу спросили, российский ли у меня паспорт). Летом 2001 года, незадолго до «закрытия» региона, в Норильске успел побывать украинский автостопщик А. Дмитриевский — единственный из известных путешественников, добравшийся сюда автостопными методами. Теперь попасть сюда гражданину Украины было бы очень трудно. http://hochuvnorilsk.at.ua, hochuvnorilsk.livejournal.com — сайт и блог жителя Донецка, мечтающего попасть в Норильск. Для осуществления мечты ему недостаточно только наличия денег на билет… Аэропорт Норильск (Алыкель), несмотря на хорошую оснащённость, не имеет статуса международного. Впрочем, на территории, закрытой для иностранцев, трудно было бы ожидать иного. В отличие от других крупных аэропортов, табло вылета и прилёта, большинство вывесок и указателей здесь не продублированы на английском языке. Информация на борту самолётов, следующих в Норильск и из него, также не дублируется на английском языке. Для жителей Норильского промышленного района отсутствие международного статуса аэропорта означает, что летать на отдых в Египет, Таиланд и другие тёплые страны можно только с пересадкой. Нет и рейсов в города Дальнего Востока, маршруты наподобие таких, как Москва — Норильск — Хабаровск, давно ушли в историю. Обычно считается, что Норильский промышленный район закрыт для иностранцев, чтобы граждане Узбекистана и Таджикистана не отнимали работу у россиян. Но он в равной степени закрыт и для граждан всех остальных стран мира (кроме Беларуси). Вероятно, граждан «цивильных» стран не пускают, чтобы они не видели, в каких ужасных условиях здесь живут и работают люди. Численность населения Большого Норильска на 2009 год составляла 203 тысячи жителей (максимальная численность была достигнута в начале 1990-х годов — около 280 тысяч жителей). В собственно Норильске (вместе с Оганером) насчитывалось около 120 тысяч жителей (максимальная численность была в 1982 году — 183 тысячи жителей), в Талнахе — 55 тысяч, в Кайеркане — 27 тысяч, в Снежногорске — около 1 тысячи. По сравнению с другими регионами Крайнего Севера, в Норильском промышленном районе не самое большое сокращение численности населения. Для сравнения: в Чукотском АО численность населения сократилась со 156 тысяч жителей в 1990 году до 49 тысяч жителей в 2010 году, и даже в, казалось бы, благополучном городе Мурманске — областном центре, где климатические условия и экология намного лучше, чем в Норильске — с 468 тысяч в 1990 году до 314 тысяч в 2008 году (все данные из http://www.mojgorod.ru). При современном уровне развития технологий работу предприятий Норильского промышленного района можно было бы обеспечивать при значительно меньшем числе жителей. Численность населения без ущерба для производства может быть сокращена как минимум вдвое. Большинство из нынешних жителей Норильска желали бы уехать на «материк» (под этим понятием здесь подразумевают Европейскую часть страны и юг Сибири), но не имеют такой возможности. Цена средней двухкомнатной квартиры здесь равна цене не самого дорогого автомобиля (около 500 тысяч рублей), за такие деньги на «материке» можно приобрести жильё только в отдалённых и бесперспективных городах и посёлках. «Большой Норильск» состоит из четырёх населённых пунктов: собственно Норильск, Талнах, Кайеркан, Оганер и Снежногорск. До 2005 года Талнах и Кайеркан были самостоятельными городами. Де-факто они остаются таковыми и сейчас — эти города находятся на значительном удалении от Норильска (25 километров), экономически значительно обособлены от него. Талнах — город шахтёров, здесь находятся почти все подземные рудники Норильского промышленного района (Комсомольский, Октябрьский, Таймырский, Скалистый, «Маяк»), а также Норильская ТЭЦ-2. Жители Кайеркана работают в основном на Надеждинском металлургическом заводе и Кайерканском угольном разрезе. Оганер должен был стать третьим городом-спутником Норильска (после Кайеркана и Талнаха). Его строительство началось в 1986 году, поэтому Оганер невозможно найти на многих топографических картах. В то время численность населения Норильского промышленного района постоянно возрастала и к 2000 году должна была превысить 320 тысяч жителей. Дальнейшее строительство нового жилья было решено вести не самом Норильске, а в новом городе-спутнике, расположенном в 8 километрах от него, в более экологически благоприятной местности с меньшим (по сравнению с Норильском) уровнем загрязнения ядовитыми выбросами заводов. В строительстве некоторых объектов в Оганере участовали жители социалистической Югославии, поэтому одна из улиц здесь была названа Югославской. В 1994 году в Оганере была сдана в эксплуатацию Норильская городская больница № 1. Это самое большое и высокое здание Норильского промышленного района, которое видно за десятки километров. http://commondatastorage.googleapis.com/s http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/1/1 http://wikimapia.org/#lat=69.3590833&lon=88.3787441&z=14&l=1&m=s&v=9 — Оганер на спутниковых снимках Из-за географической близости к Норильску и экономической «завязанности» на него Оганер воспринимается скорее как отдалённый район Норильска, а не как отдельный населённый пункт. Официально он всегда был частью Норильска. Снежногорск — это отдалённый и крайне труднодоступный посёлок, отрезанный от внешнего мира. Посёлок расположен в 160 километрах южнее Норильска. Дорог в Снежногорск нет. Попасть туда можно только вертолётом (1-2 раза в неделю вертолётные рейсы из норильского аэропорта малой авиации «Валёк», 1-2 раза в месяц — из Игарки, причём сообщение с Игаркой под угрозой отмены (http://arhivsever.forsite.org/2009/10/30/b сезон ждать своего места в очереди можно больше месяца. Наземным путём в Снежногорск можно попасть зимой на снегоходе вдоль линии электропередачи, соединяющей его с Норильском, но это рискованный маршрут. В период навигации можно добраться до Снежногорска водным путём по реке Хантайка (рейсового сообщения нет). Снежногорск возник в 1963 году в связи с началом строительства Усть-Хантайской ГЭС (пущена в эксплуатацию в 1975 году). В нём проживают в основном работники ГЭС. Это удалённый «островок», по сравнению с которым Норильск показался бы центром цивилизации. http://www.snezhnyi.ru — сайт посёлка Снежногорск http://www.osanor.ru/?id=116 — о Снежногорске (2006 г.) http://gazetazp.ru/2008/132/5 — о Снежногорске (2008 г.) http://wikimapia.org/#lat=68.0894527&lon=87.6873779&z=12&l=1&m=s&v=9 — Снежногорск на спутниковых снимках Город Дудинка (самая западная точка Норильской железной дороги) не входит в состав «Большого Норильска». До 2005 года он был центром Таймырского автономного округа — субъекта Российской Федерации, являвшегося частью Красноярского края (Большой Норильск в состав Таймырского автономного округа никогда не входил, хотя и был со всех сторон окружён его территорией). Дудинка имеет многовековую историю (основана в 1667 году, город с 1951 года). Порт Дудинка — «ворота» Норильского промышленного района (практически все грузы завозятся в него водным путём, наиболее ценные — воздушным). Это относительно благополучный город, численность его населения с 1990-х годов сократилась не сильно (по меркам Севера). Экологическая ситуация здесь намного лучше, чем в Норильске и городах-спутниках. Ранее в Норильском промышленном районе существовал также посёлок Алыкель (при одноимённой железнодорожной станции, не следует путать его с посёлком у аэропорта «Алыкель»). Посёлок был относительно крупным (три девятиэтажных дома и пятиэтажные дома), ныне полностью заброшен. Жителями Алыкеля были в основном военные и члены их семей, хотя посёлок не являлся военным городком. Между Норильском и Дудинкой имеется значительное число воинских частей и военных городков (менее крупных, чем посёлок Алыкель). Многие из них закрыты и заброшены. Посёлок при аэропорте Алыкель, насколько известно, не имеет постоянного населения, существующий в нём пятиэтажный дом служит общежитием для работающих вахтовым методом. Второй пятиэтажный дом в июне 2010 года находился в процессе сноса. Работники аэропорта проживают в Норильске и Кайеркане. Снос пятиэтажного дома у аэропорта Алыкель. http://sbchf.users.photofile.ru/photo/sb ... Первая встреча с Норильской железной дорогой произошла в нескольких шагах от пассажирского терминала. Платформа, на которую когда-то прибывали электропоезда в аэропорт, была расположена практически вплотную к нему, для пассажиров пересадка была очень удобной (намного удобнее, чем в «Шереметьево» и «Внуково»). Но «Аэроэкспресс» Норильском едва ли когда-нибудь заинтересуется… Иду по железной дороге около 6 километров в сторону станции Алыкель — до пересечения с автодорогой на Дудинку. Движение здесь очень редкое, путевое развитие — минимальное. Рядом с железной дорогой проходит автодорога, и в проезжающих машинах, очевидно, думали, что какой-то ненормальный решил идти пешком в Норильск (до него почти 50 километров, до ближайшего обитаемого места, Кайеркана — 25 километров). Cпустя примерно 40 минут подул «газовый» ветер с одного из металлургических заводов Норильска, стало трудно дышать. Путевое развитие станции Аэропорт Норильской железной дороги (ныне считается частью станции Алыкель). http://sbchf.users.photofile.ru/photo/sb Демонтированные стрелки. Примерно в 1 километре севернее аэропорта было путевое развитие, здесь производилась выгрузка балласта (?). Ныне стрелки демонтированы. Вид в южном направлении, в сторону станции Аэропорт. http://sbchf.users.photofile.ru/photo/sb «Аэропортовая» ветвь была зафотодокументирована почти на всём протяжении. От переезда в Алыкеле решаю ехать на попутных автомобилях в Дудинку. Остановилась вторая попутная машина — «КамАЗ» с порожним контейнером, следовавший из Норильска в порт Дудинки. Примерно через 10 километров приходится останавливаться, случилась серьёзная неприятность — крепление контейнера оторвалось, он сильно сместился относительно грузовой площадки и едва не упал на дорогу. Автодорога Норильск — Дудинка примерно в 10 километрах западнее Алыкеля, вид со второстепенной дороги. «КамАЗ» со сместившимся контейнером в ожидании помощи. крупное изображение Опасную ситуацию помог ликвидировать водитель порожнего «КамАЗа»-самосвала, он подтолкнул контейнер кузовом, вернув его на место. Затем контейнер прикрутили кусками толстой проволоки. Автодорога Алыкель — Дудинка полностью асфальтирована, однако на ней наблюдается «волнистость» из-за оттаивания вечной мерзлоты. Поэтому на дороге существует ограничение скорости 50 км/час. Большинство водителей легковых машин им пренебрегают и едут со скоростью 80-90 км/час, но на грузовой машине быстрее ехать нельзя, за исключением последнего участка перед Дудинкой, недавно отремонтированного и идеально ровного. Вдоль дороги нет постоянно обитаемых населённых пунктов, но встречаются воинские части. В одной из них находится огромная радиомачта, с которой, быть может, видны одновременно Дудинка и Норильск. Автодорога Норильск — Дудинка на подходе к мосту через реку Косая. крупное изображение Автодорога Норильск — Дудинка. Вдали — город Дудинка. крупное изображение Дудинка, бывший центр Таймырского автонономного округа — довольно приятный город, существенно отличающийся от Норильска по месторасположению (холмистые берега Енисея), и особенно — по составу воздуха. Хотя численность населения города — 24 тысячи жителей (в начале 1990-х годов — 32 тысячи жителей), здесь есть девятиэтажные и двенадцатиаэтажные дома. В Европейской части России и на юге Сибири это было бы удивительно — здания выше пяти этажей существуют в крупных городах, либо в тех населённых пунктах, которые имели перспективы значительного роста (новые города при АЭС и крупных заводах). Например, в Вологодской области дома выше пяти этажей есть только в Вологде и Череповце, хотя в регионе насчитывается ещё 14 городов. Очевидно, здесь самый дорогостоящий этап строительства здания — постройка свайного фундамента (почти все дома в Норильском регионе стоят на сваях), поэтому пятиэтажная застройка обходится не дешевле девятиэтажной. Дудинский порт, доступный для морских судов любого класса, в начале июня примерно на две недели прекращает приём судов, так как его причалы оказываются под водой. Вода затапливает и железнодорожные пути, развёрнутая протяжённость которых составляет много километров. В данный момент высокая вода уже спадала, но пути оставались частично затопленными. На припортовой территории создаётся запас грузов, поэтому грузовое движение на железной дороге в период затопления порта сохраняется. Дудинка. Участок железной дороги, пролегающий вдоль берега Енисея. Портовые краны выведены на весеннюю стоянку (на период затопления причалов). крупное изображение Река Енисей у Дудинки. Морские суда стоят на рейде в ожидании спада воды и освобождения причалов. крупное изображение Улица в Дудинке. крупное изображение Дудинский порт. Куски льда на берегу показывают, каким был максимальный уровень воды. Железнодорожные пути уходят под воду (к причалам, которые ежегодно затопляются). крупное изображение Вид от порта в сторону станции Дудинка-Сортировочная. Одна из немногих в Дудинке автоматических стрелок. крупное изображение Приблизительно там же. Вид на портовые краны, отогнанные на стоянку на период затопления причалов. крупное изображение Иду из порта по железной дороге на станцию Дудинка-Сортировочная через бывшую станцию Дудинка-Пассажирская, от которой отправлялись электропоезда на Аэропорт и Норильск (сохранилось здание вокзала и платформа, оказавшаяся в стороне от путей). Окрестности бывшей станции Дудинка-Пассажирская. Вагоны электросекций Ср, использованные в качестве фрагментов здания. крупное изображение Сохранившийся трафарет на этом же вагоне. «Н» — Норильская железная дорога. Бывшая станция Дудинка-Пассажирская, от которой когда-то отправлялись электропоезда. Слева — бывший вокзал. Вид со стороны порта в сторону станции Дудинка-Сортировочная. крупное изображение Головной вагон электропоезда ЭР2Р-7038 в Дудинке. крупное изображение На станции Дудинка-Сортировочная — первое общение с норильскими железнодорожниками. Хотелось бы предупредить тех, кто считает, что Норильская железная дорога — подходящее место для того, чтобы проехать в локомотиве: с такой целью приезжать сюда не стоит. Дисциплина на дороге очень строгая (вплоть до того, что для короткого выхода на пути для фотографирования «раритетных» вагонов мне необходимо было надевать сигнальный жилет). В экстремальных условиях, когда закрыты автодороги, бывает так, что в кабинах тепловозов доставляют в больницу людей, нуждающихся в срочной помощи, но для этого нужна санкция руководства дороги. Без неё проехать в локомотиве не проще, чем на сети общего пользования. Мне в конечном итоге удалось уехать в тепловозе, но после нескольких часов переговоров, предъявления четырёх наименований своих книг (с собой я взял столько книг, сколько можно было провезти в самолёте без необходимости сдавать вещи в багаж, все книги были подарены железнодорожникам). Также пришлось предъявить на досмотр все личные вещи. Наконец разрешение было получено. Уезжаю поездом, следующим в Норильск (за полчаса до него отправился поезд с грузом песка, следующий на Юбилейную). Станция Дудинка-Сортировочная. Табличка на здании поста ЭЦ. Станция Дудинка-Сортировочная. Вагон электросекции, служащий станционным зданием поста Порт и выведенный на временную стоянку (место, где он находится постоянно, затоплено водами Енисея). крупное изображение Табличка на этом же вагоне. Головной вагон электропоезда ЭР2-7038 «на задворках» станции Дудинка-Сортировочная. крупное изображение Станция Дудинка-Сортировочная. Нечётная (восточная) горловина. Вид с востока, со стороны станции Алыкель. крупное изображение Автор на станции Дудинка-Сортировочная. Фотография сделана с помощью автоспуска. Источник: http://community.livejournal.com/ru_railway/1061827.html | |
| |
Просмотров: 3988 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | |
0
| |