Суббота, 18.05.2024, 22:21

СДЕЛКА

Категории раздела
Наш опрос
Вы читаете газеты?
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей


ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ ВЫЖИТЬ
ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ ВЫЖИТЬ
Пабст Тереза Ивановна

Родилась в 1932г. в деревне Кинд АССРНП в 1941 г. С семьей была выслана в Красноярский край. С1942 г. отбывала спецпоселение на Таймыре. Работала рыбачкой. Знатный зверовод округа. Живет в Дудинке.

... Выслали нас в деревню Сосновка Красноярского края. На руках у матери Терезы Андреевны Пабст нас было четверо.. Старшей сестре Екатерине исполнилось семнадцать лет, брату Александру — пятнадцать, Давиду — тринадцать. Я была самой младшей в семье. Отец умер в голодный 1933 год. Его я совсем не помню.

В 1942 г на пароходе «Иосиф Сталин» мы прибыли на Таймыр в пос. Потапово.

Поселили нас в конюшне, так как другого жилья не было.

В школу я не ходила, не было одежды. Так я и осталась неграмотной. Много пришлось работать, помогать матери на рыбной ловле, на огородах.

Нашей семье посчастливилось выжить в ссылке, хотя это и было сложно. Многие не выдержали испытаний и погибли от голода, болезней, непосильной работы...

Записано со слов в пос. Потапово, весной 1991 г.
МЫ ВЕРИЛИ, ЧТО ВЕРНЕМСЯ НА СВОЮ МАЛУЮ РОДИНУ...
Ваккер (Гинц) Бригитта Генриховна

Родилась в 1927г. в с. Гуссенбах Автономной Республики немцев Поволжья (далее АССРНП). В соответствии с Указом от 28 августа 1941 г. была выслана в Красноярский край в Шарьтовский район. С 1942г. отбывала спецпоселение в пос. Устъ-Хантайка Дудинского района. Работала рыбачкой, ветфельдшером в оленеводстве. Знатный зверовод Таймыра.

Умерла в 2002 году.



...В 1941 г. мне было четырнадцать лет, брату — шестнадцать. Родители наши умерли. Чтобы продолжить учебу в школе, мы переехали в г. Энгельс к знакомым, которые приняли нас как родных. 31 августа мы отправились в школу на торжественную линейку, но радость наша была омрачена. Директор школы скомандовал: «Немцы, два шага вперед». И с этих двух шагов начались наши мытарства. 2 сентября к домам, где жили немцы, подъехали подводы, погрузили на них необходимые вещи, среди которых не должно было быть деревянных предметов, и мы навсегда распрощались с нашей малой родиной.

В Сибири работала в колхозе наравне со взрослыми: копала картошку, убирала хлеб, была пастухом, нянькой. В июне 1942 года объявили, что семьи, в которых нет малолетних детей, должны на четыре месяца выехать на Север.

24 июня немцев в возрасте от 14 до 30 лет высадили на берегу Енисея. Нас было 105 человек.

Запомнились огромные валуны, речная ширь и незаходящее солнце...

Станок, куда нас привезли, назывался Усть-Хантайка. Было и нем всего четыре дома и магазин. Организовали немецкий колхоз Северный путь». Председателем колхоза стал немец — Владимир Андреевич Шотт. Принялись убирать территорию и строить шалаши для Жилья. Образовали рыболовецкие бригады. 9 июля первая бригада имехала на рыбалку, но рыбаков сразу же постигла неудача.

На Енисее разыгрался сильный шторм, и мы не успели закинуть испод. Донимал гнус. Комаров и мошек был столько, что казалось, их кто-то горстями бросает нам в глаза. От укусов распухали промежности, невозможно было двигаться, заплывали глаза. Спасались, как могли. Мазали грязью ноги, руки. Кожа после такой процедуры трескалась, появлялись цыпки. Ветер, вода и грязь обжигали раны. Когда шторм стих, мы закинули пятисотметровый невод, но поймали всего несколько рыбешек. Так закончилось наше первое крещение.

Правильно заметывать и вытаскивать невод, чинить сети нас научил местный житель, энец Петр Спиридонович Болин.

Ближе к осени стало холоднее, чаще дули северные ветры, но вода еще сохраняла тепло. Чтобы согреться, мы заходили в воду по пояс. Когда же выходили из воды, одежда тут же замерзала. За время короткого отдыха она не успевала просохнуть, и от нее несло сырьем. Рыбалка неводом продолжалась до пятого октября. Рыбачили босиком по 12—18 часов в сутки.

В сентябре завезли последнюю партию спецпоселенцев — немцев, латышей, литовцев, эстонцев. Разместили их на чердаках, в палатках на берегу Енисея. В поселке было уже более пятисот человек. Не хватало жилья. Принялись рыть землянки. Вкапывались в основном в яр. Финны — в яр под кладбищем, немцы, латыши — со стороны реки. Вскоре по Енисею притащили плотоматку. Женщины поднимали лес на берег. Слезное это было зрелище. Обмотанные кто во что мог, они тянули на себе бревна, приговаривая: «Вилс нет кейн, зо лозен вир штейн тагон», что означало — «не хочет идти, пусть стоит». И шаг за шагом двигали тяжелые бревна. Дети подтаскивали рейки, доски, рамы.

1942—1943 гг... Зима, холод, голод. Цинга унесла более половины населения. Только в марте — апреле, по неполным данным, умерло более восьмидесяти человек. Не успевали делать гробы. Днем похоронная бригада увозила гробы с покойниками, ночью умерших сбрасывали в ямы, а гробы возвращали для «очередников». Бывали случаи, когда родственники скрывали покойников, чтобы лишний день получить на него продуктовый паек. Умирали родители, оставались дети. Вымирали семьи. Люди до того ослабли, что не в силах были выносить из землянок осиротевших детей. Тогда освободили одну из землянок и в корзинах сносили в нее сирот.

Весной, когда люди стали выползать из землянок, они были неузнаваемы: бледные, опухшие от голода, черные от копоти, не ходячие от цинги.

Оставшиеся в живых стали обустраиваться. Только отношение к нам было по-прежнему плохое, как к врагам народа. Нас могли загнать в огромнейший деревянный чан, откуда мы должны были выбирать ершей. Без соли рыба пропадала, но нас все равно заставляли ее ловить в любую погоду. Красную рыбу складывали колодцем, а потом закапывали в землю. Но даже протухшую рыбу для еды взять было нельзя. По ночам отдельные «смельчаки» на свой страх и риск эту рыбу откапывали.

Ежемесячно спецпереселенцы должны были отмечаться у коменданта. И каждый раз мы слышали: «Вы здесь — навечно. В случае побега будете расстреляны». А куда было бежать голодным, слабым, раздетым? Мы понимали, что идет война и мы должны хорошо работать...

Мы ждали окончания войны, жили верой в лучшее. В ночь на 9 мая 1945 года мы работали на заготовке дров. Помню, что было очень морозно. Подъезжая утром к поселку, мы увидели бегущую Марию Гроо. Она размахивала красным платком и кричала нам: «Победа! Оставляйте санки, выходите на митинг!» Радости не было предела. Мы мерили, что вернемся на свою малую родину...

Из дневниковых записей Б.Г.Ваккер, 1992г

ТУНДРОВИКИ СПАСАЛИ НАС ОТ ГОЛОДА
Шерер Ирма Кондратьевна

Родилась в 1928г. в с. Альт-Варенбург АССРНП. С1941 г. находилась на спецпоселении в Красноярском крае в Березовском районе, с 1942 г. — на станке Никольском в Таймырском округе. Рыбачила, работала поваром в окружной школе колхозных кадров. Живет в Дудинке.


... Деревню свою мы покидали с последней партией переселенцев. Помню, как мать прощалась с домом, как поправила постель, дернула маятник часов, оглядела комнаты. В одной из комнат горой были навалены красные яблоки из только что собранного урожая. Так запах родного дома навсегда связался в моей памяти с запахом спелых яблок...

В Сибирь мы приехали 15 октября 1941 г., в день моего рождения. Мне исполнилось пятнадцать лет. Ехали больше месяца в вагонах для скота. В одном вагоне по 20 семей. В дороге многие болели, умирали. Привезли нас в Березовский район, в деревню Горби Красноярского края.

В августе 1942 г. нас отправили на Север. Куда, зачем везут? Нам ничего не объясняли. В Красноярске на станции Енисей мы целый месяц провели в ожидании парохода. Жили под открытым небом, прямо на берегу реки. В течение месяца в сопровождении уполномоченных ходили на работу на военный завод.

Наконец в конце сентября 1942г., на пароходе «Иосиф Сталин» мы прибыли в Дудинку. Выгрузили нас вблизи рыбозавода. Попала я на станок Никольский. Там уже работали немцы, латыши. В октябре * последним рейсом к нам завезли финнов. Организовали артель «Полярная звезда» и стали рыбачить. Председателем артели выбрали Давида Вира, а колхоз им. Кирова возглавлял Болин Петр Спиридоно-вич. Коренные жители помогали нам, спасали. В обмен на табак они отдавали мясо и рыбу, спасая тем самым нас от голода. Я думаю, что на нашем станке меньше умирало людей, чем в других местах, потому, что тундровики находились близко от нас, и мы чаще с ними общались. Хорошие это были люди: Иван Мельков, братья Столыпины Иван и Савелий, Николай Сапожников, Незнайкин Петр. Запомнился мне такой случай. У бригадира Аксенова (имя не помню) случился сильный падеж оленей. Должны его были за это судить. Оленеводом в его бригаде работал немец Иосиф Шейнфельд. Тундровики звали его Оськой. На суде он заступился за бригадира, сказал: «Судите лучше меня. Я — одинокий, а у него — шестеро детей». Осудили Иосифа на пять лет. Никто его больше с тех пор не видел.

Вспоминаю бригадира нашей бригады Алексея Верещагина. Он как мог защищал нас, бесправных, от нападок уполномоченных. В плохую погоду на рыбалку нас не посылал. Одним словом, старался не давать нас в обиду. На всю жизнь я сохранила чувство благодарности и уважения к местным жителям, которые помогали нам в трудное для нас время.

Очень мы страдали от посещения уполномоченных Энгельсона и Микова, отличавшихся особенной придирчивостью и жестокостью. Они следили за каждым нашим шагом. Не разрешали брать рыбу, заглядывали в кастрюли, проверяя не рыбу ли мы варим. Однажды чутьне забили до смерти двенадцатилетнего мальчика только за то, что тот взял немного овса. Это было в первую, страшную зиму, когда люди умирали от голода. Чувство голода было постоянным. Особенно страдали дети. Даже после войны еще варили и ели песцов и горностаев.

С весны 1943 года старушки да женщины, не занятые на рыбной ловле, занялись огородничеством. Редиску, картофель, турнепс выращивали.

После 1948 г. стало ясно, что возврата домой, на Волгу, нет. Многие молодые люди стали обзаводиться семьями. Я тоже вышла замуж. Мужа моего звали Роот Генрих Егорович. Он родом из наших мест. Появились дети: две дочери, два сына. В 1964 году муж погиб, детей помогала воспитывать моя мама, Мария Яковлевна Шерер. Сама она рано овдовела. Мой отец умер в 1930г. На плечи матери легла вся тяжесть ссылки. Скольких своих подруг, раньше времени надорвавшихся, похоронила она!... Сколько горя видела...

Записано в Дудинке в 1992 г.

ЖИЛИ НАДЕЖДОЙ, ЧТО ПОСЛЕ ВОЙНЫ ВО ВСЕМ РАЗБЕРУТСЯ...
Фильберт Луиза Давыдовна

Родилась в 1923г. в с. Кинд Ундервальденского кантона (района) АССРНП. В июне 1941 г. окончила Марксштадское педагогическое училище. В сентябре 1941 г. была выслана в Красноярский край. С 1942 г находилась на спецпоселении в Усть-Енисейском районе. В годы войны рыбачила, работала на Усть-Портовском рыбоконсервном районе. Жила в пос. Усть-Порт. Л. Д. Фильберт с мужем выехали на Волгу в 1996г.


19 июня 1941 г. в нашем педагогическом училище был выпускной вечер, а через три дня началась война, которая перевернула всю нашу жизнь. 31 августа я встречалась со своими будущими учениками, а после обеда узнала известие о том, что немцев переселяют. В этот же день школу заняли солдаты.

Ночью я выехала в деревню к родным. Все были в горе, плакали. 4 сентября вся семья — я, мама, брат — навсегда покинула свой дом...

В июне 1942 г. с первой партией спецпоселенцев нас отправили по Енисею на север. 1 июля высадили нас на Носоновских островах, недалеко от пос. Усть-Порт, прямо на песок. Люди лежали вдоль берега Енисея. Поднялся шторм, и всех прикрыло песком. В поселке оказался магазинчик да рыбоприемный пункт. Домов не было. Решили строить жилье из дерна. Строили в основном женщины и дети-подростки, так как здоровых мужиков забрали в трудармию. С июля до середины октября жили в шалашах. К этому времени организовали колхоз «Рыбак Севера». Стали рыбачить. Нам все время повторяли: «Ваша еда в Енисее». Рыбачили до глубокой осени босиком по снегу.

Первый человек у нас умер 12 ноября. Хоронили его в Лады-гином Яру. Одного молодого заживо заели
вши. В декабре началась цинга. У людей воспалялись десны, суставы. Многие лежали повально. Ходячие как могли помогали больным. Продукты выдавали только до января месяца. Чтобы спастись от голода, люди варили и ели леммингов.

В первую зиму от цинги и голода погибли человек двадцать. Это была самая трудная зима. В марте привезли оленью кровь и хвою. Заставляли всех пить по полстакана этого горького отвара. Тяжело болели моя мама и брат, а я кое-как ходила.

От голода нас с братом спасала мама. Из шерсти, которую удалось вывезти с Волги, она вязала теплые вещи и выменивала их на продукты. Чем только не приходилось заниматься. Заготавливали на Енисее лед, возили на себе торф и уголь. Трудно было, но жили надеждой на то, что после войны во всем разберутся и мы сможем вернуться домой. Думали: «Как же будет Волга без нас?».

В поселке Усть-Порт проживали представители тринадцати национальностей. Жили все дружно.

В 1948 г. нас заставили писать расписку о том, что мы никогда не вернемся на свою родину, что останемся здесь навечно. В 1956 г. многие из спецпоселенцев выехали на родину, остались в основном немцы. Им возвращаться было некуда.

Мне и моей старенькой матери — Терезе Андреевне Карле, часто снятся родная деревня, дом, Волга... Я бы уехала на Волгу, если бы там был дом...

Записано в пос. Усть-Порт весной 1991 г.

ЖИВУ И ПОМНЮ
Кродерс Гунар Робертович

Родился в 1926 году в Риге. В 1941 году вместе с родителями был незаконно выслан в Красноярский край, в 1942 году отбывал спецпоселение на Таймыре в поселках Усть-Енисейского и Хатангского районов, работал рыбаком, плотником, бухгалтером. В 1956 году реабилитирован. Работал собственным корреспондентом и старшим редактором таймырского радио. С1966 проживал в Норильске, где скончался в 1999 году. На скромном надгробном памятнике на могиле Гунара Кродерса строки: «Живу и помню». Так называется его повесть-воспоминание о годах ссылки на Таймыре в период с 1942 по 1956гг. Повесть публиковалась на страницах окружной газеты «Советский Таймыр», в сборнике «Полярные горизонты», №3 за 1990 год. Выдержки из этих воспоминаний мы приводим ниже.


Ночью 14 июня 1941 года в Риге органами НКВД по заранее составленным спискам были «выловлены» тысячи людей, утром посажены в товарные вагоны и отправлены в Сибирь на спецпоселение. Оказалась в эшелоне и наша семья: мать, старший брат Ольгерт, студент-историк, и я, гимназист-старшеклассник. Отцов семейств при отправке «отсортировали», наш попал в Соликамск, больше мы его не видели...

Нас же привезли в Канск. Первый год мы прожили впроголодь в деревне Харлово, работая в колхозе. Там нам торжественно объявили, что срок нашей высылки — 20 лет.

Летом 1942 года нас отправили на Крайний Север. Караван барж, битком набитых «специками», напоминал Ноев ковчег. Вперемешку с русской звучала латышская речь, литовская, финская, немецкая, еврейская, украинская... Куда и зачем нас везут — об этом было сказано четко и недвусмысленно: поскольку мы политически неблагонадежны, необходимо изолировать нас еще надежнее. Теперь, видно, с помощью вечной мерзлоты.

Как все-таки хрупка судьба человека в эпохи исторических водоворотов! Не только социальные группы или сословия — целые народы изгонялись из родных мест. «Во имя добра, столь же прекрасного и человечного, как идеал христианства, уничтожались люди,» — напишет через двадцать лет Василий Гроссман в романе «Жизнь и судьба». Идея была прекрасна и велика, но она беспощадно убивала одних, исковеркала жизнь другим. Она отрывала жен от мужей, детей от отцов...

Наше новое место — расположенная на енисейском левобережье фактория Дорофеевск. Несколько срубленных из плавника избуушек, пекарня, склады, рыбораздел, магазин... Чувствуется ледяное дыхание Карского моря, хотя августовское солнце еще пригревает.

Первое время пришлось ночевать под открытым небом. Поначалу ерзали комарье да мошка, потом стали донимать холода осенних ночей. Чтобы не окоченеть, разводили костры. Довольно быстро соорудили дощатые узенькие бараки — времянки — хоть крыша над головой...

День ото дня становилось морознее. Покинули тундру пернатые. Всё чаще в воздухе порхали снежинки, потом густо повалил сырой снег. Мы переселились в построенные к зиме брусчатые бараки. Их не хватало, поэтому нары пришлось сооружать трехъярусные. На первом «этаже» разместились бабушки, на втором — мамы, на верхнем — молодежь. Сидеть на нарах можно было лишь согнувшись в три погибели. Посредине стояла большая железная печь, так что повернуться было негде.

Темными вечерами сидели с коптилкой. Не имея ни кусочка мыла, долго и безуспешно отмывали почерневшие от копоти лица. Но как ни трудно жилось, все равно надеялись: вот получим хоть какую-то теплую одежонку, будем работать — проживем как-нибудь, пока не кончится война. А там, бог даст, вспомнят о нас...

И тут настигла нас весть, ошеломившая, точно смертный приговор. Собственно, это и был приговор: из 360 спецпереселенцев, размещенных в Дорофеевске, работать на подледном лове рыбы смогут не больше сорока. Для остальных 320 на участке нет рыболовных снастей. Ни о какой другой работе не говорили — ее попросту не было. Нет работы — нет и заработка, а стало быть, и хлеба...

Начиналась первая для нас полярная зима — самая страшная из всех зим, которые были до нее и после. Я старался не вспоминать о ней на протяжении сорока восьми лет... Давило ощущение социальной неполноценности...

Тупик, образовавшийся в Дорофеевске, представлялся тупиком всю оставшуюся жизнь. Казалось, густая темень полярной ночи пришла не откуда-то извне, а от нестерпимой, овладевшей всеми скорби, от цинги, холода, голодухи... Слабость доходила до такой степени, что некоторых лишенцев, отлучившихся ночью по нужде, утром находили в сугробах замерзшими, занесенными снегом...

Больно и жутко было смотреть на маму. Будучи к тому времени уже 16-летним парнем, я обязан, должен был стать для нее опорой, кормильцем. Но я был лишь жалким, растерявшимся, беспомощным свидетелем ее страданий. И теперь, спустя почти полвека, не перестают мучить угрызения совести: как же это я не смог ей помочь, не вытащил из той ужасающей беды?

Покорным взглядом уставившись в закопченный потолок, лежала она целыми сутками. Ни кричать, ни плакать она не могла. Лишь редкий вечер, если не свирепствовал мороз, надев летнее пальтецо, мама выходила «на промысел». Будто провидение кружила она возле рыбацких жилищ и — жутко об этом сегодня писать! — в схваченных стужей помоях выколупывала какие-то отбросы: рыбьи кишки, гнилые листья капусты, подмерзшие величиной с желудь, картофелинки, корки засохшего хлеба...

«Добычу», добавив в нее горсть снега, мама кипятила на печке, а чаще на печной трубе — чтобы не беспокоить отвратительным запахом соседей по бараку, до этого еще не дошедших.

Однажды мама не успела довести свое блюдо до кипячения, возможно, побоялась соседей. Окончилось это тяжким пищевым отравлением. Молоденькая фельдшерица, которую я уговорил прийти, осмотрев маму, покачала головой и ушла, ничего не сказав. Агония длилась трое суток. 30 ноября 1942 года, едва переступив порог пятидесятилетия, мама умерла.

Ушла из жизни латышская актриса Герта Вульф. В историю театра она вошла под фамилией своего мужа Эдуарда Вульфа, выдающегося поэта и драматурга, чьи пьесы и сегодня широко ставятся в театрах Риги...

Фактории Дорофеевск сейчас нет. Только по покосившимся от времени, поросшим лишайником баракам да почерневшим могильным крестам в стороне можно догадаться, что когда-то здесь жили и умирали люди...

МОРЕ ЛЮДЕЙ - РАБОВ
Юрий Янкович

Родился в 1924г. в независимой Латвии, в г. Лиепая. Учился в городах Даугавпилсе и Лиепая.
14 июня 1941 года был арестован отец, а семья — мать, дочь и сын — была депортирована в Пировский район Красноярского края. В июне 1942 года в караване с поволжскими немцами и другими ссыльными оказались на спецпоселении на Таймыре, в Усть-Хантайке, где рыбачил в бригаде со Львом Петри. С 1943 года работал на строительстве Дудинского рыбозавода и Дудинского порта. Живет в Латвии. Сохранил в памяти годы репрессий в подробной записи всех событий и впечатлений в дневнике. Этот дневник приводит в своей книге «Немцы Таймыра» Лев Петри.



10.06.1942.
11а колесном пароходе «Мария Ульянова» по реке Енисею мы из села Галанино были доставлены на речной вокзал г. Красноярска, а затем на правый берег реки в район железнодорожной станции Енисей. Мы были потрясены увиденной картиной: море людей — рабов, ожидающих несколько недель под открытым небом своей участи. Такого редчайшего зрелища мне еще не приходилось видеть.

11.06.1942.
Вечером на палубе большого лихтера № 15, стоящего напротив Красноярского речного вокзала, собрался большой латышский хор, который на четыре голоса исполнял латышские песни над удивленным городом.

12.06.1942.
Караван во главе с буксиром «Валериан Куйбышев» в составе самого большого лихтера № 15 и семи более мелких с репрессированным народом на бортах тронулся из Красноярска вниз по течению Енисея, огласив округу прощальным гудком. Это была первая партия людей, направленных на Таймырский Крайний Север.

13.06.1942.
Караван бросил якорь вблизи города Енисейска. Латыши и их хор оказались все на лихтере № 15. Каждый вечер берега могучей реки слышали голоса этого хора.

22.06.1942.
Игарка. Идет дезинфекция всего каравана. Латыши отметили «Янов день». «Лиговали» всю ночь. В Курейке начался полярный день — без захода солнца.

24.06Л942.
Станок Усть-Хантайка. Караван на якоре. Идет выгрузка первой партии доставленных на Таймыр людей в количестве 105 человек, в том числе и нашей семьи: мама Наталия Викторовна (1896 г. р.), моя сестра Рута и я.

7.07.1942.
Нашу семью поселяют в старую столетнюю землянку на обрыве Енисейского берега, где теперь будет медпункт. Маму, как врача, еще на лихтере назначили заведующей этим медпунктом в поселке. Из Дудинки на боте доставили рыбацкие снасти и лодки.

9.07Л942.
Первый учебный пробный выезд на левый песчаный берег Енисея на рыбалку с 500-метровым неводом. Инструктором был Дмитрий Богданов из Дудинского рыбзавода. Заброс невода был неудачным, а улов малым — только накормить рыбаков (8 чел.) на один день.

10.07.1942.
Выезд на настоящую рыбалку, ночевка с тучей комаров и мошек в избушке с двухярусными нарами и железной печкой.

11.07.1942.
Тоня. Утром на реке начался сильнейший шторм. Бежим спасать лодки и бочки.

15.07.1942.
Тоня. Четвертый день дует сильный норд. Река в беляках. Рыбачить невозможно. Вся сложность нашего положения оказалась в том, что мы всей бригадой при выезде из поселка оставили среди больших камней свои узелки с провиантом. И вот два дня назад рыба закончилась, а хлеба вообще нет. Дмитрий Богданов решил ехать за хлебом в поселок на другой берег (7км) с тремя добровольцами. Трое нашлись: он сам, я и Лева Петри. Он за рулем, а мы с Левой — на веслах. В поселке о нас беспокоились, и когда увидели на середине бушующей реки нашу лодку, все сбежались на берег. Но все обошлось хорошо. Через два часа, получив продукты, наша лодка поплыла назад уже без меня, так как я сильно заболел. К тому же шторм стал заметно слабеть.

26.08.1942.
Усть-Хантайка. Высадили еще 330 человек, в основном немцев и 14 латышей из Сигулды и Латгалии. Я возмущен в адрес властей, что так поздно доставлены люди, да еще с детьми. Видна большая разница между людьми с Запада и спецпоселенцами из Союза: последние, особенно немцы, имеют сапоги, фуфайки, бушлаты, а западники в штиблетах, шелковых платьях, легких пиджаках. Сказывается советский быт и предусмотрительность советских людей.

19.09.1942г.
Усть-Хантайка. Нам опять доставили еще 135 рабов советской власти, в том числе 16 латышей с детьми. На пароходе мама увидела свою подругу Скудру с тремя дочками. Их везли дальше на Север. (Теперь нам известно, что их выгрузили зимовать около Усть-Порта, а весной 1943 года морским путем увезли вокруг Таймырского полуострова в устье реки Хатанги. О ссылке в Хатанге есть книга профессора Я. Бензе «В преддверии ада». Читая ее, все латыши теперь ужасаются).

20.09.1942.
Усть-Хантайка. На плоту приплыли четыре бородача. Оказалось, что это экспедиция Академии наук СССР из Ленинграда. Их забросили в тундру еще весной 1941 года для обследования всей округи Хантайского озера. Их радист утонул. Двое оказались очень музыкальными, и мы вечерами пели симфонии П. И. Чайковского. Продолжаю рыбачить, хотя на животе появились нарывы; у нас нет обуви. Помогаю латышам сооружать землянки на берегу речки.

17.10.1942.
Усть-Хантайка. С последним ботом из Дудинки вернулась мама. Енисей покрылся тонкой пленкой льда, которая скользит вниз по течению. Еще 14 октября 1942 года бот с продуктами не мог причалить к берегу из-за льда, и мы на лодках пробивали во льду ему проход. Холодно. Все немки тепло закутались в свои привезенные одежды, а латышки бегают в своих шелковых нарядах. Нам привезли унты, которые получили некоторые латышки, которые решили их сохранить до весны, когда нас повезут в Ригу и там строем пройдем по ее улицам (наивные люди — в Ригу только несколько из них попадут)...







Источник: http://dudinka.ucoz.ru/publ/17-1-0-133
Категория: Норильск | Добавил: infa24 (12.07.2012) | Автор: infa24 W
Просмотров: 1601 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar