Рождение города
О Енисее землепроходцы знали давно: уже в первой половине XVI века в его устье заходили поморские суда - кочи. Целенаправленное освоение русскими территорий, расположенных в бассейне реки Енисей началось в XVII веке. Первым острожным укреплением на Енисее была Новая Мангазея, построенная в 1607 году. В 1619 был построен Енисейский острог, в скором времени ставший главным административным и торгово-помысловым центром края. В скором времени к югу от Енисейска началось строительство ряда острогов, призванных закрепить за русскими и защитить от набегов местных народов осваиваемые земли. В их числе был построен и Красноярский острог. Его основателем был боярский сын Андрей Дубенский. В 1627 году возглавленная им экспедиция, состоящая из 303 человек, отправилась из Тобольска на 16 дощаниках, пяти лодках и одном струге. Летом 1628 года, с большими трудностями и лишениями достигнув намеченного места, отряд приступил к строительству на высоком мысе, расположенном между реками Енисеем и Качей, деревянного острога, положившего начало Красноярску. Первоначально острог выполнял преимущественно военно-оборонительные функции. В задачи его жителей входил сбор ясака среди коренного населения. Также они занимались рыбным промыслом и охотой. Первоначально аграрному освоению окрестностей Красноярска препятствовали частые разорительные набеги местных кочевых племен, однако со временем вокруг острога начали складываться деревни, и он становится важным для края центром земледелия.
Красноярский острог был окружен рвом глубиной в 3 метра и шириной в 10 метров по дну которого был пущен частокол, состоящий из заостренных кольев. На самой высокой точке сопки Кум-Тигей была установлена караульная вышка, с которой открывался хороший обзор окрестностей, дающий возможность предупредить первых обитателей острога о приближении неприятеля. Позднее это место получило название Караульной горы. В XIX веке на нем была построена часовня Параскевы Пятницы. Сегодня это место является одним из главных исторических символов Красноярска, который каждый может увидеть запечатленным на десятирублевых купюрах.
На протяжении всего XVII столетия жизнь в Красноярском остроге была крайне неспокойной. Об этом свидетельствуют летописные источники, описывающие многочисленные разорительные набеги на острог отрядами кыргызов и джунгаров. Ввиду этих обстоятельств его население долгое время оставалось небольшим. Так, в 1699 году оно насчитывало всего 656 человек. В 1690 году Красноярский острог получил статус города.
Красноярск в XVIII веке
Начало XVIII столетия ознаменовалось окончательным закреплением русских в южных районах бассейна Енисея. В то время административным и торговым центром края продолжал оставаться город Енисейск. Однако вскоре он начал уступать свои многие важные функции Красноярску. В то время, наиболее сильный импульс к развитию Красноярска дало строительство сухопутного тракта Ачинск - Красноярск - Канск, осуществлявшегося с 1735 по 1741 годы. Этот тракт стал частью нового транссибирского маршрута, который прошел на несколько сотен километров южнее прежнего "Сибирского пути", значительную часть которого составляли водные участки, делавшие чрезвычайно долгим и сложным сообщение между центральной Россией и ее осваиваемыми восточными рубежами. Данный процесс способствовал постепенной утрате экономического и административного значения располагавшихся на нем ранних форпостов освоения Сибири, таких как Енисейск, Нарым, Тара, Тобольск, Верхотурье и др. Став важным связующим звеном главного транзитного пути Сибири, Красноярск начал активно развиваться как центр торговли и ремесел.
В 1773 году деревянный острог сгорел в большом пожаре, который уничтожил значительную часть городских построек. В основу нового плана застройки, составленного тобольским геодезистом Петром Моисеевым, была положена прямолинейная схема улиц и кварталов, типичная для городов Сибири конца XVIII в. К этому времени в Красноярске стало появляться все больше атрибутов полноценной городской жизни. Так, в 1759 году в городе была открыта Латинская школа. В 1784 году в Красноярске открылась первая в стране уездная публичная библиотека. В 1790 году было основано малое народное училище. Одной из ярких страниц в истории Красноярска стали прошедшие через него крупнейшие научные экспедиции, совершившие многие выдающиеся открытия на территории Сибири. В составе научных экспедиций в Красноярске в разное время побывали Д.Г. Мессершмидт (1720—1727), И.Г. Гмелин (1735), С.П. Крашенников (1735), Г.Ф. Миллер, П.С. Паллас (1771—1773), В. Беринг (1733—1734) и многие другие выдающиеся учёные и путешественники. Красноярск в XIX веке
В 1822 году Красноярск становится столицей Енисейской губернии. За ним окончательно закрепляется роль основного торгового и ремесленного центра края. В городе складывается один из крупнейших центров сибирского казачества. В это время активно развивается благоустройство губернского центра. В 1828 году по распоряжению первого губернатора Енисейской губернии А.П. Степанова в нем был открыт городской сад. В 1838 году состоялось открытие публичной губернской библиотеки. После восстания 1825 года на Сенатской площади, в Красноярске в разное время проживали на поселении девять декабристов. Двое из них (М.Ф. Митьков и В.Л. Давыдов) нашли здесь свое последнее пристанище.
В 1807 году Красноярск вошел в историю первого кругосветного путешествия И.Ф. Крузенштерна. В городе был похоронен один из его участников - Н.П. Резанов. Николай Резанов являлся одним из основателей Российско-Американской компании, осуществлявшей освоение Аляски, был первым чрезвычайным и полномочным посланником Российской Империи в Японии. Он организовал на корабле «Юнона» экспедицию в испанскую Калифорнию, где познакомился с Консепсией Аргуэло — дочерью коменданта Сан-Франциско. Эта страница биографии Резанова послужила основой лирико-драматической поэмы «Юнона и Авось», написанной поэтом Андреем Вознесенским, по мотивам которой была создана получившая большую популярность одноименная рок-опера. В первой половине XIX в. заметно повышается интерес к вопросу изучения и практического использования арктических путей на территории Сибири. В эти годы через Красноярск и другие города Енисейской губернии проходят экспедиции А.Ф. Миддендорфа, шведского полярного исследователя Э. Норденшельда, геолога И.А. Лопатина.
В середине XIX века Енисейская губерния стала одним из крупнейших в России центров по добыче золота. В 1863 году было открыто судоходство на Енисее. Крупнейшими красноярскими пароходовладельцами являлись купцы Н.Г. Гадалов и А.М. Сибиряков. В 80-х годах XIX века было установлено регулярное пароходное сообщение между Красноярском, Енисейском и Минусинском. В 1894 году состоялось открытие первого Сибирского технического училища имени государя Императора Николая II. В конце XIX - начале ХХ веков Красноярск приобретает черты промышленного города. В городе действует около тридцати заводов, среди которых - чугунолитейный, механический, колокольный, 2 лесопильных, 8 кожевенных, 3 мыловаренных, свечной, винный, 2 пивоваренных, 8 кирпичных, паровая мельница, 2 квасоваренных. В 1896 году на железнодорожную станцию Красноярск прибыл первый поезд. В 1899 году был открыт железнодорожный мост через Енисей. Его модель экспонировалась на всемирной выставке в Париже, где наравне с Эйфилевой башней мост получил гран-при и золотую медаль.
Источник: http://www.siberianway.ru/krasnoyarsk/19.html | |
| |
Просмотров: 1859 | | |
Всего комментариев: 0 | |