Сам факт, что системы ДО (дистанционного образования) оказались востребованы российским корпоративным сектором, можно расценить как свидетельство того, что в отечественной экономике происходят существенные изменения. Структурируются сегменты рынка, возрастает конкуренция, повышается культура корпоративных отношений, и, как следствие, начинается борьба не только за природные ресурсы, но и за эффективность производства. Вслед за структуризацией экономических отношений и секторов рынка по нарастающей происходит внутренняя структуризация компаний, упорядочивание производственных отношений и приведение их в соответствии с мировой практикой. Так же как 10–15 лет назад революционной стала повсеместная компьютеризация бухгалтерского учета, в области управления персоналом насущным будет использование специальных компьютерных систем управления персоналом, контроля качества персонала и связанного с этим непрерывного образовательного процесса и повышения квалификации сотрудников.
Цели внедрения СДО в корпоративном секторе
В отличие от вузовского образования, где целью внедрения ДО является предоставление образовательных услуг неким иным, не принятым ранее, способом, в корпоративном секторе целью становится повышение эффективности работы компании в целом. Соответственно можно сформулировать и задачи, которые должны решаться с помощью корпоративной СДО:
- Входное тестирование (при приеме на работу)
- Аттестация территориально удаленного персонала
- Регулярная (плановая) аттестация персонала
- Мотивирование сотрудников к росту профессиональных знаний и навыков (за счет публичного рейтинга, перекрестных опросов)
- Прозрачность карьерного роста
- Контроль качественного состава персонала (централизованное планирование обучения персонала)
Как можно заметить, в корпоративном ДО в значительной степени возрастает важность функций контроля знаний и анализа текущего состояния сотрудников и пропорционально снижаются функции обеспечения доступа или доставки учебного материала слушателям.
Входное тестирование (при приеме на работу) Одна из самых простых задач — решается как с помощью собственной СДО, так и с помощью общедоступных ресурсов для тестирования. В таких отраслях знаний как ИТ-управление уже достаточно давно существуют платные и бесплатные ресурсы (например, www.brainbench.com, на которых можно провести тестирование по уже готовым тестам потенциального сотрудника и принять решение о его профпригодности.
Аттестация территориально удаленного персонала Пожалуй, самая что ни на есть экономически эффективная задача. Ее решение связано с экономией денежных и временных ресурсов, затрачиваемых на командировки сотрудников. К примеру, в конце прошлого года компания L’etoile внедрила систему LMS («системы управления учебным процессом»), сеть магазинов компании покрывает около 60 городов. Аттестация персонала происходит два раза в год. Дополнительно к этому требуется начальное обучение продавцов. В конечном счете организация обучения выливается в колоссальные затраты на поездки тренинг-менеджеров в регионы и поездки сотрудников в учебный центр центрального офиса. Естественным в такой ситуации является желание сэкономить на таких затратах за счет проведения аттестации дистанционным способом. Экономическую эффективность, в этом случае, легко посчитать.
Регулярная (плановая) аттестация персонала В этом случае посчитать сэкономленные деньги несколько труднее. Но если вы ставите процесс работы с персоналом на регулярную системную основу, то понятно, что так же системно должны быть предоставлены и средства.
Мотивирование сотрудников к росту профессиональных знаний и навыков (за счет публичного рейтинга, перекрестных опросов) Кто сегодня не понимает, что правильная мотивация персонала — один из слагаемых успешной работы компании? Мотивация как денежная, так и карьерная. Внутренняя конкуренция за рабочее место и возможность сделать карьеру предполагает постоянное оценивание знаний и умений сотрудника, а также его «кредитную» историю, так называемый «тренд знаний», характеризующий внутренне позиционирование сотрудника, его карьерные амбиции.
Прозрачность карьерного роста Является обратной стороной мотивации к карьерному росту — когда компания не только хочет выяснить кто чего стоит и на что претендует в будущем, но и публично сформулировать относительно четкие критерии того, как следует работать и что уметь, чтобы достичь желаемых результатов в карьере.
Контроль качественного состава персонала Позволяет заранее побеспокоится о текущем и, что самое главное, будущем штатном составе, подобрать сотрудников в соответствии с планами развития компании, существующими навыками и знаниями (skills), в случае необходимости подучить персонал. Речь идет фактически о централизованном планировании обучения персонала с учетом стратегии развития фирмы.
Общие требования к СДО
Как для любого относительно типового решения, для LMS следует выделить основные группы требований (критериев оценки). Здесь их получается две. К первой следует отнести общие требования, предъявляемые к любым LMS вне зависимости от того, в какой области они применяются и используются. Что касается второй группы, то, фактически, принимая решение о развертывании систем дистанционного обучения, компания вкладывает деньги в реализацию ДВУХ основных (но специфических для деятельности предприятия) задач:
- повышение Текущего Уровня корпоративных знаний и умений (покупка набора учебных курсов);
- постоянного Контроля Качества знаний и умений персонала (фактически покупка услуги по мониторингу знаний) в целях оперативной упреждающей реакции на будущие возможные требования растущего бизнеса.
Исходя из этого можно сформулировать основные содержательные требования к поставляемой LMS (вернее, к коммерческому предложению, публикуемому компаниями — поставщиками подобных решений).
По пункту 1:
- Поставка в составе LMS готовых курсов
- Возможность простой самостоятельной постановки курсов
- Возможность использовать готовые типовые курсы сторонних организаций
- Низкая стоимость подготовки специальных курсов у сторонних производителей
А также по пункту 2.
- Развитая аналитическая система контроля качества подготовки персонала
- Развитые средства тестирования и сбора статистики (т.к. результаты обучения могут потребоваться спустя продолжительный срок) с функциями, помогающим принимать решения при планировании деятельности по работе с персоналом
- Возможность поиска и подбора персонала внутри предприятия на основе данных и результатов обучения в LMS
В каждой организации, безусловно, есть специфика и принципы решения задач корпоративного обучения, приоритеты работы отдела персонала. Самостоятельно, учитывая важность тех или иных позиций, свойств и требований, можно хотя бы в некоторой степени оценить существующие системы и платформы в части применимости их в деятельности вашей организации.
Сравнительная таблица параметров российских корпоративных СДО
Параметры систем |
Для каких задач |
Training Ware (на платформе eLearinig server)* |
Прометей |
Red Class |
СТ Курс |
xDLS |
Спутник-Доцент |
Web Tutor* |
Bauman Training |
1. В области администрирования LMS |
Контроль персональных данных обучаемых и тьюторов |
|
2.2,2.3 |
Да (учетная карточка, доступная преподавателмя и учебной администрации) |
|
Да |
|
Нет |
Да |
Да |
|
2. В области аналитических возможностей |
|
Training Ware |
Прометей |
Red Class |
СТ Курс |
xDLS |
Спутник-Доцент |
Web Tutor |
Bauman Training |
Наличие статистики по группам слушателей |
|
2.1 |
Да |
|
Да |
|
Нет |
Да |
Да (в версии WebTutor-ВУЗ) |
|
Контроль действий обучаемого |
Все действия обучаемого (заходы в учебный центр, время самообучения/самотестирования, и т.д.) запоминается на сервере. |
2.1 |
Да |
|
Да |
|
Нет |
Да |
Да |
|
Генерация статистического/ графического отчета |
Система способна генерировать отчет с текстовым и графическим представлением на основе запоминания действий обучаемого. |
2 |
Да |
|
Текст. Да/нет Граф. Нет/нет |
|
Нет |
Да |
Да (встроенный редактор отчетов) |
|
Формирование рейтинга |
Расчет рейтинга на базе отчета о ходе обучения. |
2.3 |
Да |
|
Нет |
|
Нет |
Нет |
Да |
|
3. В области режима обучения |
|
Training Ware |
Прометей |
Red Class |
СТ Курс |
xDLS |
Спутник-Доцент |
Web Tutor |
Bauman Training |
Возможность проведения опроса обучаемых |
|
2.2 |
Да (развитая система опросов и анкетирования) |
|
Да/нет (в разработке) |
|
Нет |
Да |
Да |
|
4. В области создания и использования учебных материалов (контента) |
|
Training Ware |
Прометей |
Red Class |
СТ Курс |
xDLS |
Спутник-Доцент |
Web Tutor |
Bauman Training |
Для создания контента нет необходимости в специальных знаниях |
|
1.2 |
Да |
|
Да |
|
Да |
Да |
Да |
|
Импорт/экспорт различных форматов |
Импорт/экспорт различных форматов html, doc, txt и файлов класса мультимедиа. |
1.3 |
Да |
|
Да/нет |
|
Html |
Да |
Да (word, excel, html, rtf, все графические форматы) |
|
5. Система тестирования |
|
Training Ware |
Прометей |
Red Class |
СТ Курс |
xDLS |
Спутник-Доцент |
Web Tutor |
Bauman Training |
Для создания тестов не нужны специальные знания |
|
1.2 |
Да |
|
Да |
|
Да |
Да |
Да |
|
По результатам теста система обеспечивает доступ к дальнейшему обучению |
|
2.1,2.2 |
Да |
|
Да |
|
Нет |
Да |
Да |
|
По результатам теста система определяет группу обучаемого, соответственно успеваемости |
Построение групп рейтинга по результатам обучения. |
2.1,2.2 |
Да |
|
Нет |
|
Да |
Нет |
Да в версии WebTutor-ВУЗ |
|
Автоматическое оценивание теста |
|
2.2 |
Да |
|
Да |
|
Да |
Да |
Да |
|
Автоматическое выставление оценки за тест на основе набранных баллов за тест, учета номера попытки прохождения и пр. |
|
2.2 |
Да |
|
Да |
|
Да |
Нет |
Да |
|
6. Средства создания вопросов для самопроверки (блоков контроля) |
|
Training Ware |
Прометей |
Red Class |
СТ Курс |
xDLS |
Спутник-Доцент |
Web Tutor |
Bauman Training |
К вопросу может быть прикреплено объяснение правильного ответа |
|
2.2 |
Да |
|
Да/нет (в разработке) |
|
Нет |
Да |
Да (возможность указать как комментарий так и ссылку на раздел курса) |
|
Выбор зоны на изображении |
Возможность прикрепить к вопросу картинку, на которой необходимо выбрать правильную область. |
2.2 |
Да |
|
Да/нет (в разработке) |
|
Нет |
Да |
Да |
|
Вопрос на соответствие |
Для ответа необходимо установить соответствие между двумя списками вопросов. |
2.2 |
Да |
|
Да/нет (в разработке) |
|
Да |
Да |
Да |
|
Вопрос на упорядочение |
|
2.2 |
Да |
|
Да |
|
Нет |
Да |
Да |
|
Вопрос - множественный выбор |
Возможность выбрать несколько вариантов из предложенных. |
2.2 |
Да |
|
Да |
|
Да |
Да |
Да |
|
Свободно конструируемый ответ |
|
2.2 |
Да |
|
Да |
|
Нет |
Да |
Да |
|
Вставка пропущенных значений (слов) |
|
2.2 |
Да |
|
Да |
|
Да |
Да |
Нет |
|
7. Среда обучаемого |
|
Training Ware |
Прометей |
Red Class |
СТ Курс |
xDLS |
Спутник-Доцент |
Web Tutor |
Bauman Training |
Персональные файлы и анкета обучаемого |
|
2.3 |
Да |
|
Да/нет (в разработке) |
|
Нет |
Да |
Да |
|
Возможность посмотреть собственный уровень усвоения материала |
|
2.3 |
Да |
|
Да |
|
Нет |
Да |
Да |
|
Сравнительная статистика индивидуального обучения |
Представление индивидуальных результатов обучения в сравнении с группой. |
2.1 |
Да |
|
Нет |
|
Нет |
Да |
Да (рейтинг обучения по каждому курсу) |
|
|