Пятница, 29.03.2024, 00:16

СДЕЛКА

Наш опрос
Вы читаете газеты?
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей


Как бороться с обманом в магазинах

Практика показывает, что с нарушением прав потребителей бороться сложнее всего. Произвол государственных органов, если он действительно был, доказать несложно. Неправомерность действий хулигана или вандала по определению находит свое выражение в таких количествах доказательств, что процедура доказывания сводится к простому перечислению списка материальных доказательств по делу. Намного сложнее убедить продавца в лице администратора (а также парочки менеджеров, взвода кассиров и охранников из ЧОПа) в их неправоте. Если бы энергию, с которой представители магазина стараются выкрутиться и избежать ответственности, направить в правильное русло, уровень качества предоставляемых услуг торговли значительно приблизился бы к желаемому и мы бы уже давно жили в правовом государстве.

Сегодня я расскажу вам про то, какие подводные камни ждут вас в предприятиях розничной торговли. Я не собираюсь, что называется, срывать покровы - подобные действия я оставляю за так называемыми правозащитниками, значительная часть которых в стремлении заработать популярность нередко забывают о своем предназначении.

Говоря об обмане, я ни в коем случае не имею в виду сравнительно привычные сердцу каждого русского человека уловки, которые заставляют вас отдать несколько больше денег ни за что: к этому привыкли обе стороны, участвующие в проблеме, и паразитизм потихоньку превратился в симбиоз. Те деньги, которые магазин теряет на кражах, совершаемых несознательными гражданами, неплохо окупаются при помощи обвесов (это целая наука!), отсутствия мелочи (а также нежелании принять кассами эту самую мелочь), на кассе и тому подобных приемов - сравнительно безобидных.

Речь идет о значительно более серьезных вещах: о том, как вас унижают за ваш же счет.

Обман и унижение сравнительно честных граждан начинается непосредственно при входе в торговый зал. Именно там вас встречает парочка охранников, указывают на вашу сумку (по чистой случайности у вас в руках объемная спортивная сумка с весомыми в денежном плане материальными ценностями) и просят сдать ее в камеру хранения. Выслушав категоричное утверждение о неизбежности этой процедуры, Вы идете в камеру хранения, ожидаете, когда подойдет ваша очередь, наконец, сдаете вашу сумку пожилой женщине, получаете ключ с номерком (краем глаза замечаете табличку "администрация магазина не несет ответственности за сохранность вещей, сданных в камеру хранения".

Далее у вас есть два варианта: либо вы, совершив покупки, благополучно меняете ключ на сумку и возвращаетесь домой, забыв об инциденте, либо, расплатившись, приходите за своими вещами - а их, собственно, в наличии нет. После этого вы, доверившись тексту таблички (и заодно подталкиваемые добродушными взглядами охранников), вздыхаете и уходите домой.

Хорошо, если все пройдет по первому варианту и гораздо хуже, если по второму. В любом случае думать нужно было раньше - еще в тот момент, когда сдавали сумку в камеру хранения. Дело в том, что вас обманули: вы вовсе не обязаны были этого делать.

С точки зрения обывателя ничего особенного при сдаче сумки в камеру хранения не происходит. С точки зрения юриста, происходит следующее: как только вы сдаете свою сумку в камеру хранения и получаете пластиковый жетон с номером ячейки, вы заключаете договор хранения. Тот самый жетон, который вы только что получили, является вполне весомым доказательством заключения этого договора. Основание - ст.886 ГК РФ и ч.2 ст.887 ГК РФ.

Соответственно, подобная линия поведения работников магазина однозначно и несомненно приводит к следующим последствиям. Все, перечисленное ниже, относится как к классическим камерам хранения с бабушкой в роли главного гаранта неприкосновенности ваших вещей, так и к новомодным ячейкам с полуавтоматической системой доступа к содержимому.

Во-первых, вас не имеют право не пустить в магазин только на основании того, что вы не сдали свою сумку в камеру хранения. Обоснование противоправности поведения работников магазина можно найти в ст.426 ГК РФ ("коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами"). Соответственно, не пустить вас в торговую зону не имеют права даже в том случае, если вы откажетесь запаивать свой багаж в прозрачную пленку. Подобные услуги также нередко навязываются населению.

Во-вторых, заставляя вас сдать сумку в камеру хранения, юридически магазин принуждает вас к заключению договора хранения. В ст.421 ГК РФ законодатель четко и недвусмысленно указал, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, и что принуждение к заключению договора не допускается.

В-третьих, если вы все-таки сдали сумку с чем-то ценным в камеру хранению, помните о том, что табличка с текстом "администрация магазина не несет ответственности за сохранность вещей, сданных в камеру хранения" незаконна. Согласно ч.1 ст.891 ГК РФ хранитель обязан принять все предусмотренные законом меры, чтобы обеспечить сохранность вещи, сданной на хранение

В случае, если магазин не сбережет вашу вещь - тем хуже для него: согласно ч.1 ст.901 ГК РФ именно магазин отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение. Вполне логичным будет возникновение у читателя вопроса о том, в каком размере несет магазин ответственность за подобные действия. Спешу обрадовать: все это законодатель указал в в ч.2 ст.902 ГК РФ, а именно - "при безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются: 1) за утрату и недостачу вещей - в размере стоимости утраченных или недостающих вещей; 2) за повреждение вещей - в размере суммы, на которую понизилась их стоимость".

Справедливости ради замечу, что в последнее время в крупных сетевых супермаркетах подобных случаев все меньше и меньше: то ли правосознание граждан нашей страны слегка подросло, то ли проверки Роспотребнадзора надоели руководству, однако результат налицо. Впрочем, это не мешает работникам магазинов делать вид, что никакой ответственности за сохранность сданной на хранение вещи они не несут. Опять же, Россия - это не Москва: на территории страны пока, к сожалению, преобладают те магазины, которые еще не научились быть относительно честными.

Впрочем, в столице нашей Родины процветает несколько иная схема, которая, в общем, с обманом покупателей не связана - скорее, покупателей банальнейшим образом унижают, ну и заодно тратят ваше время.

К примеру, на выходе из любого магазина одной известной торговой сети, торгующей хозяйственными товарами и стройматериалами, работники магазина очень любят долго сверять кассовый чек с тем, что вы выносите из помещения магазина. Учитывая профиль магазина, можете себе представить, сколько времени это занимает: покупая все, что нужно для ремонта или строительства, граждане предпочитают приобретать максимальное количество товара, дабы сократить количество визитов в магазин. Нередко на одного покупателя приходится две, а то и три тележки, набитые пакетами с цементом, штукатуркой, грунтовкой, банками с краской, упаковками ламината и килограммами силового провода. Представляете, сколько времени занимает сверка содержимого тележек с простынями чеков - а на заднем плане неизбежно толкутся товарищи по несчастью, ожидающие проверки.

Иногда сверка товаров и чека происходит чисто формально, однако в некоторых магазинах работники частенько страдают комплексом "мелкого должностного лица", отыгрываясь на ни в чем не повинных покупателях за свои несчастья.

Собственно, подобного рода мероприятия, систематически проводимые сотрудниками администрации магазина, незаконны. Поэтому, если вы цените ваше время и желаете побыстрее оказаться дома с покупками, примите к сведению следующее.

В соответствии со ст.34 "Примерных правил работы предприятий розничной торговли", работники предприятия самообслуживания при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи. Собственно, именно на основании этой статьи работники магазина не имеют право развлекаться указанным выше методом. У вас есть неплохой способ сэкономить свое время - просто процитируйте данную статью работнику магазина, который желает провести проверку того, что вы купили, а если не поможет - просто напишите об этом в жалобной книге, в обязательном порядке указав ваш адрес. Результат может оказаться феерическим.

Кстати, нередки бывают случаи, когда вы отовариваетесь в одном магазине, уже идете домой и по пути решили что-нибудь докупить. Вы идете в магазин, и при входе в торговый зал работники магазина, увидев в ваших руках сумку с рекламой другого предприятия, просят предъявить содержимое. В этом случае можете посылать тех, кто это делает, в направлении заката (ну или восхода - как вам больше нравится): в соответствии все с той же ст.24 Правил работники магазина не должны требовать от вас при входе в торговый зал предъявления приобретенных в других предприятиях торгового обслуживания товаров. Соответственно, требовать сдачи тех же товаров в камеру хранения они также не имеют права. Максимум, что они могут - просто вас попросить об этом.

Сдавать вещи в камеру хранения - это ваше право, а не обязанность. Если у вас товар крупногабаритный и с ним неудобно ходить по торговому залу - смело пользуйтесь услугами камер хранения.

Как видите, зная свои права, вы сможете не только при необходимости сэкономить время, избежав не очень приятной процедуры общения с сотрудниками предприятия розничной торговли, но и в случае, если из камеры хранения случайно испарится ценная для вас вещь - вы сможете защитить себя. А это дорогого стоит.

Берегите себя и защищайте свои права.



Источник: http://www.newsland.ru/News/Detail/id/377890/cat/87
Категория: Разное | Добавил: infa24 (26.06.2009) | Автор: infa24 W
Просмотров: 1186 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar