Российский Общественный Центр Интернет-Технологий регулярно проводит довольно интересные семинары, посвященные разным аспектам Internet. В данном случае слово "Internet" понималось в смысле "World Wide Web" - хотя WWW является одной из составляющих Internet, именно протоколы Всемирной Паутины сделали Internet популярным, первыми дав пользователю наглядно представленую информацию. На семинаре обсуждались два основных вопроса: "за счёт чего будет жить издатель электронных изданий" и "вытеснят ли электронные издания бумажные". Я изложу свое мнение, которое, впрочем, в значительной степени сложилось под влиянием выступлений участников семинара. Впрочем, на семинаре под "электронным изданием" подразумевалось "издание в Internet", но на самом деле всё это имеет гораздо более древнюю историю. С чего всё начиналось.Ещё на больших ЭВМ (ЕС, СМ) в тайне от начальства хранились магнитные ленты с полунелегальной литературой - там были "Камасутра", тексты песен В.Высоцкого, фантастика, да и просто любая литература, которая не водилась в книжных магазинах. Время от времени это распечатывалось для тех, кто не имел доступа к терминалу, а иногда даже продавалось за деньги. С появлением персоналок всё это перекочевало на дискеты (а позже - на жёсткие диски) машин. Уже тогда встала проблема нескольких русских кодировок - на ЕС использовалась EBCDIC, в которой максимально использовалось совпадение начертания некоторых русских и латинских букв; на СМ-4 была KOI-7, где русские буквы занимали место маленьких латинских; на Unix и Acorn использовалась KOI-8; ну а персоналки использовали cp866. И сегодня на развалах компакт-дисков можно купить CD-ROM с нетленной литературой, но это предназначено для тех, у кого нет доступа к Internet или он дорогой - все эти тексты быстро попадают на WWW#-серверы, не говоря уж о том, что материал для компакт-диска скорее всего взят-то был в Internet. В развитие идеи несетевого электронного издательства выпускаются "книги" на PCMCIA-картах для "крупноэкранных" PDA# Newton и PalmPilot (на самом деле экран у них соответствует определению "карманного компьютера" - просто у Psion и машин с Windows'CE экран ещё меньше за счет выделения места под клавиатуру). Целую библиотеку можно унести с собой в сумке и читать вдали от источников энергии (карманные компьютеры, в отличие от ноутбуков, могут работать сутки от комплекта из четырех пальчиковых батареек). Отличие электронного издания от бумажного.
Что больше всего подходит для переноса в электронный видРасширенные по сравнению с бумажными возможности навигации в электронных документах более всего полезны для справочников. База данных - это ведь тоже в своем роде электронный вариант хранения информации. Большой популярностью пользуются системы типа TechHelp, интерактивные подсказки компиляторов и других рабочих сред. С распространением CD-ROM на них незаметно для широкой общественности перекочевали энциклопедии и справочные системы (типа правовой информационной базы "Гарант"). Легкость копирования и распространения информации по сетям располагает к переводу в электронный вид тех материалов, которые быстро заканчивают свой жизненный цикл - прежде всего новостей и бюрократической документации. Человечество переводит огромное количество леса на газетную бумагу, печатает на ней продукты умственной деятельности журналистов в перемешку с рекламой, а после прочтения всё это выбрасывается. Гораздо удобнее использовать для этого электронные средства как менее ресурсоемкие и гораздо более оперативные. А вот художественная литература вряд ли годится для переноса на электронную основу - чтение с экрана монитора гораздо менее приятно, чем с глянцевой бумаги в хорошем переплете. Ритуал книгочтения содержит в себе такие элементы, как открывание книги, осязание шероховатой поверхности коленкорового переплета, обоняние запаха типографской краски... Также нереален на ближайщее время перенос в электронный вид репродукций картин - качество воспроизведения полноцветного изображения всё ещё весьма далеко от типографского качества. За счёт чего будет жить издатель электронных изданий?Действительно, традиционно расходы по изданию оплачивал конечный потребитель, однако в последнее время это "немного совсем не так". Издание книг по прежнему оплачивает читатель, но вот периодические издания (не говоря уж о таких "бесплатных" средствах массовой информации, как радио и телевидение) уже давно получают основную долю прибыли не от продажи продукции, а от рекламной деятельности. За счет рекламы существуют и крупнейшие WWW-серверы. Есть несколько способов взымания платы с рекламодателей.
Но в последнее время наметилась смена отношений между участниками информационного обмена. Рассмотрим эти взаимоотношения:
Впрочем, некоторые авторы готовы публиковаться за свой счет, оплачивая место на сервере и ссылки на свою публикацию. Тоже неплохой вариант для электронного издателя, которому тоже надо кормить семью. Потребители могут и сами оплачивать электронные издания. Если отношения пользователя Internet с провайдером складываются на основе предоплаты (а в последнее время - ещё и оплаты по кредитной карточке), то почему бы электронным издателям не воспользоваться тем же способом? Многие научные журналы и библиотеки уже давно бесплатно предоставляют по Internet оглавления и аннотации, а полный текст статьи можно получить после оплаты. Порнографические сайты часто предлагают мягкую эротику для затравки, а если хочется чего-нибудь более крутого или лучшего качества - вступай в клуб и плати членские взносы. Насколько прибыльно электронное издательство и прибыльно ли вообще?Прибыль от электронного издания трудно оценить. Вообще-то на любом предприятии прибыль приносит только отдел продаж, а все остальные - производства, снабжения, информационный - являются убыточными. :-) Электронное издание не продается в розницу, прибыль приносит размещение рекламы на сайте. Конечно, можно учесть долю рекламы, потребленной посетителями конкретно того или иного издания, но в гораздо большей степени наличие электронного издания (или электронной формы издания) влияет на престиж и популярность издательства. Многие фирмы, торгующие сложной техникой, создают сайты технической поддержки полдьзователей. Помимо конкретных ответов на наиболее часто задаваемые вопросы там размещаются статьи, обьясняющие глубинные основы работы систем - для облегчения понимания пользователями сути возникающих проблем. Постепенно такой сайт превращается в электронное издание, не имеющее прямого аналога в бумажном мире. Как правило, он имеет периодическую часть (раздел новостей); периодически, но нерегулярнро обновляющуюся (каталог товаров, прайс-лист); и более-менее постоянную (архив новостей и сборник статей). В Internet возникла ещё одна форма издательства - коллективное творчество. Такими являются "ВзаимоПомощь" и "Форумы" издательства InfoArt, "Конференции" на сервере "Автомобили в России" и многие другие. Ведущий издания задает тему, форму и правила поведения конференции, а участники сами поставляют материал. Со временем это даже может стать достойным бумаги - так в ComputerWeek регулярно публикуются выдержки из "ВзаимоПомощи". Одна из причин, по которой мультипликатор Уолт Дисней (Walt Disney) создал парк развлечений Дисней-ленд (Disney-land), звучала в его устах так: "Делая фильм, торопишься сдать его к сроку, а когда он вышел на экраны, невозможно исправить допущенные в нём оплошности. А парк остается при мне и я всегда смогу поменять в нём что-либо". Примерно то же самое можно сказать о бумажном издании - когда тираж распродан, все опечатки, неудачные обороты речи и неточности зафиксированы прочнее, чем если бы были высечены в камне. Internet-издание всегда можно поменять. После написания и размещения статьи на моем сервере я в любой момент могу вернуться и дописать что-либо с учетом изменений в мире или более глубокого понимания проблемы. Электронное издание уже не является разовым как книга или периодическим как газета - оно меняется по мере поступления новой информации и читатель всегда имеет "последнее издание, исправленное и дополненное. Авторское право на электронные издания.Бумажное издание достаточно трудно скопировать без потери качества, а скопировать в промышленных масштабах - значит развернуть собственное производство. Скопировать картину ещё сложнее - там играют роль такие трудновоспроизводимые факторы как оттенки цвета и фактура поверхности. Компьютерные же данные копируются один-в-один, для того они и предназначены. Некоторое время производители программ возлагали надежды на CD-ROM, но как только CD-дисководы получили широкое распространение, "пираты" расплодились как никогда раньше. Я считаю, что это - результат неправильной политики производителей программ, но это мы отклоняемся от темы. Изначально книги копировались переписыванием вручную. С изобретением книгопечатания этот способ остался для тех книг, которые цензура не допускала до печати (в качестве примера можно назвать нецензурные "срамные" стихи Баркова, которые ходили по рукам "в списках"). Появление компьютеров и ксероксов облегчило жизнь энтузиастов от копирования, но для промышленных масштабов этим методам недоставало дешевизны и скорости, так что это всё никак не угрожало авторским правам, хотя и не нравилось власть предержащим. С распространением же компьютеров и особенно сетей бедствие приобрело масштабы эпидемии. Для художественной литератыры это не очень страшно - она малопригодна для переноса на компьютер. Для периодических изданий тоже - информация устаревает раньше, чем её успевают растиражировать в достаточном количестве экземпляров. А вот информация, являющаяся рабочим инструментом (программы, базы данных) или средством развлечения (компьютерные игры, картинки, музыка) копируются в Internet просто безбожно. Полиция не успевает закрыть один сайт, как на другом конце света открылся другой; распространителей контрафактных CD-ROM гоняют с места на место как ртуть, вытекшую из градусника - и надо сказать, с таким же успехом. Особо мне хочется отметить некоторые моменты Web-дизайна:
Internet - четвертая информационная революция.
Сейчас в Internet можно найти все, что угодно. Сатанизм, оккультизм, религии различных направлений, порнография, пацифисты, расисты, фашисты, любители домашних животных и растений, автомобилисты, поклонники музыки, не говоря уж о компьютерщиках - все имеют свои сайты в Internet. Власть характеризуется тремя признаками, тремя атрибутами:
Это имеет свои неприятные стороны. Напрмер, в Германии запрещена пропаганда фашизма и даже отрицание холокоста (геноцида евреев) является уголовным преступлением; но немецкие неофашисты основали свою виртуальную страну "ТулЕ" (названную по мотивам древнегерманских мифов), расположенную за границей, и там утверждают свою точку зрения на Вторую мировую войну. Был даже возбужден уголовный процесс против провайдера Internet, через которого происходил доступ в "ТулЕ", но суд разумно ограничился запретом предоставлять германским пользователям доступ к фашистким сайтам - действительно, не может же провайдер осуществлять перлюстрацию всей проходящей через него информации! Однако этот пример наглядно демонстрирует, что Internet делает бессмысленным пограничный контроль над поступающей информацией. Собственно, это главная причина, по которой распространение Internet искусственно тормозится государством в странах Юго-восточной Азии и Ближнего Востока с тоталитарным режимом - Северной Корее, Китае, Кувейте, Саудовской Аравии... Вытеснят ли электронные издания бумажные?Уже много лет ведутся споры на темы "вытеснят ли видео и телевизор кино", а раньше спорили "вытеснит ли кино театр". Ответ на все эти вопросы "нет, но потеснит изрядно". Кино никогда не сможет заменить собой Большой театр (да и Малый Художественный тоже), но оно убило захолустные театры, в которых шли малохудожественные спектакли - в основном, провинциальные. Теперь видео и телевизор теснят кинотеатры (впрочем уже практически установилось равновесие между театром, кино, телевизором и видео). Но никогда просмотр видеофильма в домашних тапках и с банкой пива в руке не заменит поход в кино, а тем более в театр - фактически маленький "выход в свет". Примерно такая же судьба ожидает бумажное издательство. Печатные машины переводят гектары леса в покрытую типографской краской бумагу, бОльшая часть которой выбрасывается сразу после прочтения или немного погодя. Переход на электронные носители неизбежен прежде всего для тех изданий, которым важна оперативность - чтобы человек, заглянувший на сайт, прочел там только что поступившие новости. А многие микротиражные научные издания уже давно распространяются преимущественно в электронной форме - мало у кого есть возможность собрать в библиотеке множество книг и журналов по нужной тематике при том, что каждая публикация требуется редко, но срочно. К тому же найти нужную статью в электронном хранилище гораздо легче, чем в бумажном. Но вот кто может не бояться перехода на электронные носители - это издатели вечных (или хотя бы просто долгоиграющих) духовных ценностей. Нельзя сравнить поиск нужной информации с помощью компьютера и наслаждение хорошей книгой - её запахом, тяжестью, шелестом страниц... Да и качество изображения на мониторе (за исключением, пожалуй, особо дорогих моделей) пока не идет ни в какое сравнение с полиграфическим. Впрочем, мы тут выходим к вопросу, который почти не был затронут на семинаре: Чем определяются темпы перехода к электронным насителям?На этот вопрос ответил ещё Николай Васильевич Гоголь - дураками и дорогами. Насчёт дураков я распространяться не буду - а то ещё обидится кто-нибудь; а вот в качество наших линий связи не ругал разве что немой. Обсуждать здесь проблемы связистов и тех, кто пользуется их услугами, не входит в мои планы. Впрочем, карманные компьютеры не нуждаются в проводах, хотя и она не помешает - большинство из них умеют работать с Internet, в т.ч. и по сотовому телефону. Также для перевода изданий в электронную форму нужна достаточно обширная аудитория, т.е. достаточное количество пользователей. Пока что для доступа к Internet используется персональный компьютер с ненадежной операционной системой, ориентированной больше на работу с локальным диском, чем с Сетью; а в качестве портативного большинство пользователей предпочитают тяжелый неудобный ноутбук, который не что иное, как обычный настольный, втиснутый в маленький чемоданчик. Простому пользователю не нужны все эти возможности по настройке операционной системы и приложений - ему нужен компьютер, простой в обращении, как телевизор. И такой компьютер есть - Сетевой Компьютер. Точнее, это целое семейство компьютеров с разными (несовместимыми) процессорами и разной архитектурой; обьединяет их то, что они созданы для работы в Сети. Как всё гениальное, идея Сетевого Компьютера не нова - ей более десяти лет. Впрочем, Internet'у более двадцати. Операционная система - в ПЗУ, там же - необходимые приложения; остальное, если надо, можно подгрузить из сети. Никаких проблем с инсталляцией и настройкой программ - хотя боюсь, что без этого опытный пользователь почувствует себя не в своей тарелке, примерно как советский человек, уехавший на Запад чувствовал себя среди наполненных товарами магазинов, в которых не было очередей. Ну и кроме того, инерция привычки тоже играет немаловажную роль. До полной смены поколения, не изучавшего компьютер смолоду, привычка людей читать с листа, а не с экрана компьютера, обеспечит долгое и относительно безбедное существование традиционным издателям и полиграфистам. А даже после полной смены поколения дети всё равно будут учиться читать по бумажным книгам - вряд ли компьютеры станут настолько дешёвыми и безопасными, что их можно будет давать малышу. Так стоит ли заниматься бумажным издательством или уже пора переходить на электронное?Ответ - "да" на оба варианта. Рынок бумажных изданий растет, и тот, кто почувствовал тенденцию спроса, всегда найдет на нём свою нишу. Рынок электронных изданий растет ещё быстрее, но работа на нём требует наличия специальных знаний, которые есть отнюдь не у каждого. Многие издания успешно сочетают оба способа (пока в основном это относится к компьютерным изданиям). Несмотря на опасения, что возможность получить журнал через Internet отобьет охоту покупать бумажное издание, электронный вариант скорее служит рекламой бумажному. Некоторые журналы публикуют в Internet оглавление и анонсы статей последнего номера и полную версию всех более ранних: хочешь читать свежий номер - покупай. Так что в ближайшие пять лет, я думаю, оба способа издательства будут даже не бороться, а скорее дополнять друг друга. Примечания
Источник: http://epikoiros.narod.ru/public/e-izdat.htm | |||||||||
| |||||||||
Просмотров: 1281 | |
Всего комментариев: 0 | |