Воскресенье, 05.05.2024, 04:39

СДЕЛКА

Наш опрос
Вы читаете газеты?
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей


Новые медиа-2
Если в первом обзоре о новых медиа мы рассматривали значение и попытки концептуализации этого понятия, то теперь поговорим о том, чем именно занимаются организации, специализирующиеся, по их мнению, на исследовании новых медиа. Один из лучших способов определить явление – проанализировать, как с ним работают.

Пятое сословие

Институты, которые обращаются к теме новых медиа, обычно формируются на базе университетов. Оксфордский институт Интернета (Oxford Internet Institute) был создан в 2001 г. в качестве «научного центра по исследованию воздействия Интернета на общество». Его возглавляет профессор Уильям Даттон (William Dutton), который первоначально был политологом, потом занялся коммуникациями, а в итоге стал специалистом по изучению Интернета. Он разрабатывает концепцию так называемого «пятого сословия» (Fifth Estate), а так как он директор, то это определяет всю сферу деятельности и направление исследований института.

Выражение «пятое сословие» отсылает к старой европейской сословной системе, в которой первое сословие было представлено духовенством, второе — аристократией, а третье «простолюдинами», то есть теми, кто не вошел в первые два. Понятие «четвертое сословие» время от времени применяется по отношению к рабочим или иным новым социальным группам. А иногда оно смешивается с понятием «четвертой власти», обозначающим СМИ. В остальных же случаях стали говорить о «пятом сословии». В частности, это выражение может применяться для обозначения блогосферы, а также интернет-сообщества в целом.

Даттон под «пятым сословием» понимает сообщество, которое средствами Интернета строится как сеть сетей. «Некоторые утверждают, - говорил Даттон, что Интернет — это, в сущности, просто новое медиа, сходное с традиционными медиа. Исходя из такой позиции, Интернет следует считать очередной ступенью в эволюции четвертого сословия. Другие считают, что определенные элементы Интернета — например, гражданская журналистика и блогосфера — образуют особое пятое сословие. Но оба подхода привязаны к очень ограниченному взгляду на новые цифровые медиа, согласно которому это просто очередной формат публикации новостей».

В дискуссии о роли Интернета и связанных с ним технологий Даттон выделяет три ступени:

  • Интернет, понимаемый как эфемерное технологическое новшество, фактическое значение которого иллюзорно из-за общей ненадежности средств передачи информации (в противоположность, например, традиционным медиа);
  • Интернет, понимаемый как средство, в пределе приводящее либо к открытости информации и уничтожению иерархий, либо, наоборот, к тотальному контролю институтов над людьми;
  • Интернет как сеть сетей, которая позволяет в разных комбинациях устанавливать связи между индивидуумами и группами.

Первый этап дискуссии пришелся на середину 1990-х гг., когда интернет-пользователей было гораздо меньше, чем людей, никогда не выходивших в Интернет. Сейчас актуальность этого аспекта снизилась, потому что интернет-пользователи, то есть люди, так или иначе использующие различные сети, становятся большинством, и их действия во многом определяются спецификой онлайн-взаимодействий, в результате чего влияние Интернета перестает быть иллюзорным.

Второй этап дискуссии, по мнению Даттона, более актуален, но такой подход он тоже считает некорректным, потому что там подразумевается противопоставление институтов онлайн-сообществу. На самом деле, говорит Даттон, институты и индивидуумы в равной степени представлены в общем «пространстве потоков» (space of flows), в котором они взаимодействуют и влияют друг на друга, что, в свою очередь, приводит к появлению новых форматов взаимодействия. В результате этого, с одной стороны, возникают новые способы получения информации, общения между людьми и приобретения товаров и услуг; а с другой стороны, меняются цели этих видов деятельности. «Благодаря этому пространству потоков, этой сети сетей, Интернет способствует развитию пятого сословия, которое требует всё большей открытости со стороны многих секторов и во всех обществах — от Бирмы до Британии и от пресс-службы до учебного класса». Задача Института Интернета, таким образом, состоит в том, чтобы идентифицировать это пятое сословие и изучать его специфику.

В соответствии с подходом Даттона, Оксфордский институт Интернета организует многочисленные проекты, среди которых - локальные и региональные опросы, позволяющие судить о численности и специфике интернет-аудитории, исследования в области сетевой безопасности, формирования электронных правительств, интернет-присутствия научных и общественных организаций, поисковых возможностей, мобилизации населения с помощью сетей, онлайн-образования и пр.

MIT

Массачусетский технологический институт (MIT), будучи одним из ведущих центров ИТ-разработок, также создает проекты, направленные на исследование гуманитарных аспектов новых медиа.

Проект Media in Transition был создан, прежде всего, в качестве площадки для обсуждения возможностей, открывающихся благодаря новым медиа, и тех потенциальных опасностей, которыми чревато их развитие. Проект возглавляют Дэвид Торберн (David Thorburn) и Генри Дженкинс (Henry Jenkins), оба – литературоведы. В рамках проекта проводятся конференции (раз в два года), а также форумы и онлайн-дискуссии. В 2011 г., например, прошла конференция, посвященная воздействию новых медиа на современную культуру (насколько оно разрушительно или, наоборот, конструктивно).

На форумах обсуждаются более узкие вопросы. Например, воздействие новых медиа на журналистику. В последние два года также затрагивались юридические аспекты гражданской журналистики, статус гуманитарных дисциплин в цифровую эпоху; точки пересечения между устной традицией и цифровой культурой. Следующий форум состоится 22 сентября 2011 г. Там будет обсуждаться вопрос о местных СМИ в цифровую эпоху. Поводом к выбору такой темы стал доклад Федеральной комиссии по связи, в котором утверждается, что хотя информации в Интернете сейчас очень много, местным сообществам не хватает компетентных источников, в которых бы работали профессиональные журналисты.

Проект также уделяет большое внимание научной фантастике. Генри Дженкинс опубликовал множество эссе, в которых он рассуждает о том, как новые медиа отображаются в творчестве фантастов. Кроме того, руководители проекта устраивают семинары с участием самих фантастов, где обсуждается их творчество и идеи.

Другой проект MIT, посвященный новым медиа, называется Comparative Media Studies. Во главе этого проекта тоже стоят литературоведы и лингвисты. Эта программа предполагает сравнительное изучение различных медийных форматов и культурных контекстов в разные исторические периоды. Проект, с одной стороны, предлагает учебную программу для студентов («подготовить студентов к должностям, которых еще не существует»), а с другой стороны, организует исследовательскую работу. В частности, изучается трансформация способов повествования, преподавания и художественного самовыражения под влиянием развивающихся новых медиа. «CMS исследует новые форматы популярного искусства и развлечений – от компьютерных игр до цифрового кино и социальных сетей, которые вокруг них создаются. CMS – это центр для изучения изменений в медийном ландшафте с целью разработать новый лексикон, благодаря которому люди, оперирующие медиа, смогут лучше понять эти новые модальности выразительности».

Центр курирует несколько программ («групп»), сочетающих в себе технические разработки и анализ их применения. Например, группа под названием «Центр гражданских медиа» (Center for Civic Media) занимается «развитием новых инструментов и стратегий по стимулированию гражданской вовлеченности в жизнь локальных сообществ и укреплению социальных связей». Для этого берутся уже испытанные опытом форматы виртуального общественного взаимодействия и применяются на местном уровне с учетом локальной специфики. Группа Education Arcade занимается разработкой обучающих компьютерных игр. Группа Hyperstudio занимается возможностями новых медиа как инструмента для исследований в области гуманитарных дисциплин.

Сингапур

MIT активно сотрудничает с сингапурскими центрами в области новых медиа. В частности, CMS курирует совместный с Сингапуром проект Gambit, исследующий информирующую функцию компьютерных игр. В этом проекте акцент делается не столько на прикладных образовательных задачах игры, сколько на ее просветительских и повествовательных аспектах – например, как с помощью игры рассказать о специфике и проблемах какой-нибудь группы населения.

Большое внимание исследованию новых медиа уделяет Сингапурский центр изучения Интернета (The Singapore Internet Research Centre) на базе Наньянского технологического университета. Как и в случае с MIT, этот центр для обсуждения и осмысления новых технологий при организации, которая эти технологии порождает. Особое внимание здесь уделяется «социальному, культурному, экономическому и политическому влиянию Интернета и других новых медиа в Азии». Помимо исследований в соответствующих направлениях, результаты которых публикуются в виде книг и статей, анонсируемых на сайте, центр проводит различные мероприятия, в том числе семинары и конференции, посвященные обсуждению актуальной проблематики. Недавно, например, прошел семинар, где обсуждались промежуточные итоги исследования, в котором рассматривается рискованное поведение малайских школьников в Интернете. В мае 2011 г. обсуждали влияние социальных сетей и «жасминовых» революций (выступлений в Северной Африке и на Ближнем Востоке, продолжающихся с конца 2010 г.) на положение дел в Азии. Центр также проводит мастер-классы. В марте 2011 г., к примеру, прошел мастер-класс для блоггеров, на котором обсуждались юридические и политические аспекты ведения блогов в предвыборный период.

Национальный университет Сингапура тоже создал программу по изучению коммуникаций и новых медиа. Этот проект задуман как программа междисциплинарных исследований в соответствующей области, и в нем участвуют представители социальных и гуманитарных наук, а также специалисты в области информатики, инженеры, дизайнеры и менеджеры. В плане образования программа предлагает студентам общий курс с возможностью выбрать дальнейшую специализацию (журналистику, связи с общественностью, дизайн, разработку игр и компьютерных интерфейсов и т.д.), а также дополнительные курсы по политологии, социологии, социальной психологии. Исследовательская и просветительская деятельность проекта освещается в его блоге.

Отраслевое и прикладное

Помимо академических проектов, существуют организации, занимающиеся исследованиями в области новых медиа ради оптимизации процессов в тех или иных отраслях. Например, очень популярна тема применения новых технологий в целях рекламы и раскручивания бизнеса. Еще в 1995 г. в Британии появилось издание New Media Age, освещающее практики применения новых медиа для улучшения контакта и взаимодействия с потребителями, а также распространения информации о себе. Там публикуются обзоры новых медиавозможностей, экспертные оценки, данные по популярности и эффективности тех или иных сервисов и тому подобные сведения. Показательно, что значительная часть материалов издания доступна только по платной подписке.

Существует еще более узкоспециализированный проект New Media Trend Watch — сервис, разработанный Европейской комиссией по туризму (European Travel Commission). Он создан для туристических компаний, и его задача заключается в том, чтобы отслеживать интернет-активность жителей разных стран, в первую очередь, с точки зрения их вовлеченности в туристическую сферу. Там же можно найти информацию о том, насколько велика аудитория Facebook в той или иной стране, какие поисковики наиболее популярны, какие там есть туристические агентства и какие тенденции наблюдаются среди населения.

Создаются также лаборатории медийных разработок в сфере электронного образования – например, швейцарская NewMinE Lab, занимающаяся как исследованиями, так и созданием программного обеспечения. Сюда же можно отнести американский проект Sloan Consortium, посвященный развитию онлайн-образования и, соответственно, заинтересованный в исследовании дидактического потенциала новых технологий.

Модный термин

Если ввести в поисковую строку Google фразу "new media”, то первой строкой он выдает ссылку на Википедию, а второй – ссылку на некий New Media Institute. Сайт довольно долго грузится, хотя, казалось бы, никаких тяжеловесных заставок или графики он не содержит. На главной странице находится новостная лента, которая обновляется примерно раз в три месяца и содержит короткие заметки, иногда со ссылками на какой-нибудь материал из крупного IT-издания (например, PC World). Объяснение такой активности следует, вероятно, искать в разделе «вакансии», где предлагают писать для сайта новости на добровольной основе, но обязательно при наличии опыта работы от трех лет. В самопрезентации написано, что NMI – это исследовательская организация, «миссия которой состоит в том, чтобы помочь общественности лучше понять проблематику, касающуюся Интернета и других видов новомедийной коммуникации». Однако деятельность института, по крайней мере согласно данным его сайта, пока в основном сводится к проведению редких вебинаров в духе «как сделать так, чтобы поисковик лучше находил мой сайт». Больше никаких материалов, помогающих понять специфику новомедийной коммуникации, ресурс не содержит.

За ссылкой на New Media Institute в результатах Google следуют другие сайты с не менее внушительными названиями New Media Knowledge/Strategies/Sales/Edge и т.п. Среди них встречаются блоги, интернет-магазины, конторы, предлагающие консультационные или SEO услуги, дизайнерские фирмы и прочие организации, которые имеют не больше отношения к новым медиа, чем аналогичные организации с другими названиями. Это свидетельствует о том, что выражение «новые медиа» может, подобно некоторым другим прогрессивным словам, применяться всего лишь в целях стимулирования бурного интереса к проекту.




Источник: http://polit.ru/article/2011/09/06/media/
Категория: Не много Обо всем | Добавил: infa24 (07.09.2011) | Автор: infa24 W
Просмотров: 1062 | Теги: новые медиа, медиа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar