Страна оленья
Страна оленья не обозначена ни на одной карте мира, до конца не открыта и еще недостаточно изучена и описана в современной науке, хотя уже десятки тысячелетий существует она на планете Земля под северными звездами. Сказочная и реальная, та страна, где жизнь без оленя немыслима вечных странников Севера, людей, ежедневно идущих против северного ветра, - ненцев.

Страна оленья
Домашний северный олень на протяжении тысячелетий был и остается основой жизни ненцев. Он - главный герой древних эпосов, мифов и легенд. И потому, наверное, для ненца олень - самое дорогое сокровище, которое дала ему природа. В дошедших до нашего времени древнейших мифах, сказаниях, в ненецких песнях времена печали и голода всегда сменялись временами довольства и благополучия, если у человека в целости и сохранности оставалось стадо. Северный человек еще с древних времен не только приручил и одомашнил дикого оленя, но и сделал это трудовое занятие высоким искусством, символом единства человека и природы. Олень – гордость тундрового человека, основа его материального и духовного благополучия, герой национального фольклора. Жители тундры живут и растут рядом с оленем. Не случайно, наверное, ненцы называют его своим прародителем, а себя считают «ты ню» - дитем оленя. И они едины – человек и животное. Олень, сам живущий в гармонии с природой, и человеку помогает постичь эту гармонию. Когда заболевает животное, его хозяин полностью подчиняет себя заботе о нем. По древним заповедям оленеводов здоровье стада зависит, прежде всего, от правильного выпаса, от верно выбранного маршрута перекочевки, от заботы о важенках весной и осенью. Науку охраны стада и ухода за животными дети оленеводов начинают постигать с младенчества, постоянно находясь рядом с родителями. А сколько же оленей нужно иметь ненцу, чтобы считать себя самым счастливым человеком? Точного ответа на этот вопрос никто не даст. Пусть у ненца будет даже два оленя за душой, но и это для него - великая радость. Молясь богам, находящимся на семи небесах, ненец, в первую очередь, просит благополучия своему стаду. У ненцев издревле существуют разные формы взаимопомощи и вот некоторые из них.Первая – выдача животных на выпас крупными хозяйствами более мелким - «подерпада ты» (по-ненецки) – на поддержку хозяйства друга или родственника. На это богатый хозяин отдавал более бедному от 30 до 40 голов. В основном, эта форма выпаса действует между родственниками. Этот вид кредитования беспроцентный. Олени выдаются при свидетелях на год или полгода, но не более. Приезжает обычно бедный родственник к богатому и обращается к нему с такими словами: «Мне на данное время очень трудно аргишить, не хватает упряжных и грузовых оленей. Дай мне на поддержание несколько необъезженных оленей. Я их приучу к упряжи, буду их беречь. Весной или осенью заберешь их обратно». Умный и экономный человек сразу же соглашается на такую сделку, так как обучение оленей к упряжи очень трудная и кропотливая работа, особенно для тех, кто уже в преклонном возрасте, не имеет сыновей или младших братьев, которые могли бы заниматься этим делом. Но если в назначенный срок олени полностью не возвращены, то хозяин уже накладывает процент. При смерти отца долг остается за наследниками. Такая форма кредитования охватывает, в основном, ездовых быков и некастрированных хоров – производителей. За погибших оленей должник обязан отдать своих. Вторая форма кредита – это выдача оленей на мясо. Бедняк приезжает к богатому и просит у него оленя на еду. Иногда богатый родственник может дать оленя без возврата, но чужие люди обязаны вернуть долг. Бедняки могут в обмен на оленя дать рыбу, шкуру морского зверя, или песцовые и лисьи шкурки. Раздача оленей богатыми ненцами порой достигала значительных размеров. О кредитах отца обязательно должны знать наследники. В случае чего они сами должны напоминать кредиторам о долгах. Летом ненцы, бедняки или середняки, старались охотиться на морских зверей – моржей, тюленей, нерпу. Из шкур животных плели мауты, кастромки для упряжи, а осенью их могли отдать богатому в обмен на оленей. Таким образом, бедняк мог оставить себе несколько оленей, которые уже считались его личными. Так бедняки пополняли свое стадо. Богатому тоже выгодно отдавать на сторону как можно больше оленей. Во-первых, пасти многочисленное стадо летом очень трудно, во-вторых – в чужих руках олень всегда остается живым товаром. По весне богатый ненец мог отдать более бедным до 150 голов. Раздача оленей есть своего рода «страховка» на случай бедствия. Если летом случится мор животных, богатый пойдет к своим должникам и заберет своих оленей.Третья форма кредита оленями – дарение, когда без всякого договора производится обмен между хорошими друзьями. Это своего рода залог добрых отношений и взаимной помощи в трудную минуту. Поэтому хорошего гостя одаривает оленем не только богатый, но и середняк, и бедняк. Они дают оленей богатому с целью получения от них более ценного подарка, а также для налаживания хороших контактов. Люди тундры гордятся своими подарками, при случае демонстрируют их своим родственникам и друзьям. И наконец, четвертая, несколько своеобразная форма кредита – калым. Он, в основном, отдается как приданное жены в виде нескольких десятков, а то и сотни оленей, если богатая невеста. Калым состоит из важенок – производителей и тягловых быков. Стадо оленевода, взявшего замуж девушку, сразу же сокращается в численности. Но зато позже компенсируется обратным получением оленей от сватов при выезде жены в гости к родителям. Женщины также могут брать отданное поголовье оленей в виде одежды от разных родственников, если те брали оленей от калыма. Так одежда и олени постоянно перетекают из одного хозяйства в другое. Эта форма кредита в то же время укрепляет родственные связи и обеспечивает выживание в суровых и непредсказуемых природных условиях Крайнего Севера.Олень – основа жизни северянина, одежда, еда, жилище. Если в пургу человек собьется с пути, олень своего хозяина всегда приведет к человеческому жилью. С древних времен из уст в уста ненцы передают своим детям заповеди, которых следует придерживаться на протяжении всей своей жизни.Устраивая свою жизнь, оленевод должен думать о том, чтобы было хорошо и удобно его оленям, и только потом думать о себе и своих детях. Старики говорят, если сегодня хорошо твоему стаду - значит, будущее своим детям ты обеспечил. Если пропал без вести олень и на протяжении трех дней ты не нашел его – вычеркни его из своей памяти. За поисками одного оленя можешь потерять из поля зрения остальных. И поэтому старайся следить за своим стадом ежедневно. Белый олень очень красив, но он может быть лишь украшением стада. Не позволяй того, чтобы среди твоих оленей преобладали белые, начнут хиреть и исчезать серые и черные масти, которые являются основой любого стада. И если еще к тому же твои «оленухи» стали рожать пестрых оленят - задумайся, все ли в порядке в твоем стаде.Чтобы вырастить оленя и приучить его к упряжи, оленеводу понадобится три года. Если у ненца в стаде до 30 оленей – он безоленный, от 30 до 300 - середняк, а если у него более этого количества животных, он - богатый человек. Если у тебя достаточно оленей – не жадничай, попросит бедняк на еду оленя - отдай безвозмездно, зато весной все твои новорожденные оленята останутся живы. Но не перестарайся, не подрубай основу, корень своего стада, особенно береги менаруев (необъезженных быков), они - украшение и костяк твоего стада. Если к твоему стаду примкнул дикий олененок, постарайся избавиться от него. Из дикого оленя воспитать домашнего можно, но только в третьем поколении. Не принуждай детей и внуков заниматься оленями. Сделай так, чтобы они сами для себя выбрали судьбу оленевода, тогда жить им будет легко.По количеству личных оленей судят о зажиточности, прочности хозяйства тундровика. Даже во времена колхозов и совхозов разрешалось оленеводам держать среди государственных оленей своих, личных оленей, хотя требования к оленеводам в 70-80-х годах были жесткими. Не досчитался утром после окарауливания оленей в стаде – ищи. В случае потерь выясняли причины. За потери требовали расчета личными оленями. Но, тем не менее, по всему Таймыру в былые времена из года в год оленеводы добивались высоких показателей по сдаче мяса государству. И сохранность животных была высокая. В прошлом столетии, во времена социализма, на Таймыре было самое многочисленное поголовье домашнего оленя. И это была заслуга оленеводов, которые, несмотря на холод и стужу, летний зной и полчища комаров и мошкары, трудились на славу.И сегодня всё так же молодые ненцы с наступлением весны ведут свои многочисленные стада против северного ветра, по тем же древним тропам, которые когда-то показали им их отцы и деды. И пусть еще на многие лета по утрам их будит звон оленьих рогов.По материалам газеты "Таймыр" (№102, 03.09.2010)Фото Владимира МАКУШКИНА

Источник: http://infa24.ucoz.ru/publ/6
Категория: Норильск | Добавил: infa24 (05.09.2010) | Автор: infa24 W
Просмотров: 907 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0