В поисках Царь-рыбы
Что нужно в краю далеком питерской интеллигенции? Нужны, конечно же, Царь-рыба... и вдохновение. Хотя, казалось бы, виртуальные сети, интерактивное общение с собратьсями по разуму вполне могут заменить накладное во всех отношениях путешествие на Таймыр, в Сибирь, да мало ли еще куда. Сиди, читай, смотри, впечатляйся. Ан нет! Настоящую творческую душу манит северный ветер странствий, терпкий вкус приключений и непреодолимое желание взглянуть той самой рыбине в глаза.

И вот уже ты смотришь вдаль, поправляешь рюкзак, застегиваешь куртку, целуешь крепко любимую, машешь рукой и прыгаешь в самолет. Он уносит тебя: от Питера, от повседневности, от суеты туда, где «место действия: Наш мир/Земля», а «время действия: XX век»…ПредысторияС Олегом Михайловым - художником из Питера, мы встретились совершенно случайно. Кто-то дал, передал его мобильные позывные со словами: «вот, тебе будет интересно с ним поговорить, да и ему тоже. Он книгу собирается иллюстрировать. По Астафьеву что-то. Прилетел в Дудинку на пару дней. А еще рыбалку любит. У тебя же отец рыбак?!» Да, точно, рыбак. Да еще такой, что поискать надо…

В поисках Царь-рыбы
Из личногоОлег Михайлов — молодой и, как принято сейчас говорить, «перспективный художник» двадцати девяти лет от роду. Закончивший не так давно СПбГАИЖСА им. И.Е. Репина.График по образованию, он любит «художества всякие», а еще «рыбаловку». Занимается настенными росписями; иллюстрирует книги; пытается время от времени, путешествовать; влюблен в ливерпульскую четверку, а именно в Beatles; слушает австралийского рок-идола Ника Кейва; читает Леонида Соловьева; уважает коньяк… и души не чает в своей маленькой дочери Ульяне.В общем, он человек, в чьих волосах запутался северный ветер. Это связано и с тем, что Олег живет, работает в Санкт-Петербурге, и с тем, что отправился искать вдохновение на край Сибири.

Главный герой
Пересеклись мы с художником в кафе. Вечерами всегда забитое до отказа ценителями пиццы, тем промозглым субботним утром оно практически пустовало. Застекольный полумрак графитового неба внутри рассеивался, так как мягкий, обволакивающий свет абажуров этому способствовал. Играла тихая, совсем не навязчивая музыка. И было как-то уютно, по-человечески тепло. Молодого графика узнала сразу (есть все же в людях северной столицы что-то неуловимо утонченное, слегка холодное и спокойно отчужденное). Высокий, чуть небрежный человек - он шел мне навстречу. В его от природы печальных глазах пробежала по карей радужке заметная улыбка, и он спросил сходу: - А вы чай будете?На что я ответила:- Вы, наверное, и есть Олег Михайлов.Так началось наше знакомство - за завтраком неспешный разговор о жизни, творчестве, любимых и друзьях, о том, что заманило питерского романтика в такую даль.- Знаешь, быть художником не так-то уж и просто, - засыпая в горячий бульон горсть гренок, констатировал мой новый знакомый. - Особенно, когда ты только в начале пути. Это не бесконечная череда выставок, презентаций, бокалы шампанского и праздные будни. Реальней нужно смотреть на жизнь. Чаще всего приходится заниматься частными проектами, проще говоря, ремонтами. Ну, ты понимаешь: росписью стен, какой-то дизайнерской работой. Романтики мало, гламурной богемности - тем более. Но это нормально. Особенно, когда с тобой «одним валиком» орудуют классные люди.В нужном месте, в нужное времяПродолжая разговор о практическом применении профессиональных навыков орудования кистью, красками художник приоткрыл завесу жизни питерских издательств.- А вот книга - это здорово. Только если есть возможность всего себя в ней воплотить. Я какое-то время работал с издательством «Азбука». Так оно уж слишком коммерческое. Дают там четкие ЦУ, объясняют, что и в какой технике художник обязан исполнять. Каждый шаг в процессе согласовывается. В общем, получается совершенно не творческая работа: без поиска, без осмысления, без души. В этом режиме у нас «срослось» всего четыре книги. Не выдержал больше. Ушел, - без капли сожаления добавил Олег. - И то, что я познакомился с издательством «Вита Нова» - это большая удача. Несмотря на свою относительную молодость, оно достаточно серьезное. Издает именно художественную дорогую литературу. Ты, наверное, слышала?! Оно известно в наших кругах именно тем, что дает полную свободу художникам. Нет жесткого диктата. И цель оправдывает средства. В итоге, выпущенные книги - это что-то. Лучшие петербуржские графики работают именно с этим издательством.Потом Олег рассказал, как состоялась исторически важная встреча, которая и привела его в итоге на Север:- Наше пересечение с «Вита Нова» в 2007 году произошло. Тогда мой руководитель - профессор Клим Ли - пригласил руководство издательства на отчетную аспирантскую выставку. Они все посмотрели. Им понравилось. А так как разговор шел изначально о книге Виктора Астафьева «Царь-рыба», то я сделал несколько пробных иллюстраций. В общем, они оценили, и я взялся за эту работу. Правда, довольно долго сам проект не запускался, потому что в издательстве выясняли правовую сторону, связывались с вдовой Астафьева в Красноярске. Да, два года прошло. И вот только в июне, наконец, мы подписали договор.Путешествие из Петербурга в…Приятно растянувшийся завтрак в кафе продолжался. Ароматы свежесваренного кофе и прочих гастрономических радостей все больше и больше подпитывали наш диалог. И незаметно разговор сам собой перешел к главному - к вопросу о том, что нужно в краю далеком молодой и «перспективной» питерской интеллигенции. Ведь на Севере Олег Михайлов оказался не из праздного любопытства и даже не по ошибке судьбы. Как раз наоборот. Цель у него была вполне конкретная - с жизнью, творчеством связанная.- Приехал за впечатлениями и натурой, - объяснил Олег. - До этого я уже несколько раз прочитал астафьевскую «Царь рыбу». Но многие вещи были просто непонятны. Хотелось своими глазами увидеть Енисей, половить хариусов, вдохнуть воздух, которым дышали персонажи книги. Захотелось окунуться в то пространство, в котором Виктор Астафьев свой цикл новелл создавал.И новоиспеченный пилигрим рассказал о своих географических «открытиях», которые невозможно было бы сделать, сидя в прелестном, но таком далеком от астафьевского бытия, Питере.- Например, - начал художник, - в книге много вымышленных, как оказалось потом, мест.Показывая свои зарисовки и бесчисленное множество фотографий, Олег Михайлов продолжил: - Вот Чуш - это несуществующий поселок. Так же как и речки Опариха, Сурниха. Нет таких. Но, по крайней мере, Туруханск и Игарка - это две точки на карте, которые точно были, и есть по сей день. Так что, когда уже окончательно было решено «книге быть», я сказал издателям: «еду смотреть». Они меня поддержали «со всех сторон». Ну, я и рванул в Сибирь.А потом Олег будто бы вернулся на пару недель назад. Прокручивая на ноутбуке документальные ролики, он ярко, эмоционально, так что порой мурашки пробегали по коже, рассказал о том, как побывал у друзей в Хакасии; как окунулся на десять дней в туруханскую тайгу; как ловил с местными старожилами хариусов, «выпрыгивающих из воды белым рыльцем вверх»; как в двух метрах от лодки проплывал живой и такой огромный медведь… В общем, поделился художник неподдельной историей человека, который проникнулся всем сердцем «нескончаемостью мироздания» и «прочностью жизни» астафьевских героев. - А еще люди. Они совершенно замечательные здесь. Где бы я ни был, принимали меня всегда, как родного. Повсеместно это встречается. И Сибирь в этом плане меня поразила, - искренне улыбнувшись, добавил еще одно открытие дитя мегаполиса.Места, города, впечатления- Первым пунктом был Красноярск. Там меня встречал издатель Михаил Стрельцов, такой активист литературной жизни. Он меня тут же познакомил с большим количеством красноярских писателей. И там я провел пару дней.К сожалению, водным путем совершить путешествие по Енисею не получилось. Все уперлось в банальное отсутствие билетов на пароход. Но ничего страшного. Получилось даже еще лучше. Время в Туруханске - это, пожалуй, самое яркое впечатление. Деревянный город, тайга, рыбалка - сказочно. Вместо четырех дней я провел там десять. Совсем не хотел уезжать. Но время поджимало, и пришлось. Из Туруханска на вертолете долетел до Игарки. Вот этот город совершенно мрачное впечатление произвел: угнетающее такое место. Повсеместное запустение. Ветер пыль гонял. Гостиница какая-то мерз-кая была. Но опять же, пообщавшись с людьми, от сердца отлегло.Теперь вот я здесь: Дудинка - последний пункт назначения. Как патриотичная единица этого города, я не могла не спросить Олега Михайлова о взгляде на прелести северного порта. Он охотно поделился и этими впечатлениями: - После Игарки город, конечно, нарядным кажется. И музей краеведческий здесь у вас очень хороший. Такого во всей Сибири нет. В общем, все с размахом. Понятно, что «Норильский Никель» рядом…Комментировать последнюю фразу не стала. Менять ее тоже. Но про себя подумала, что до сих пор жутко стереотипично думает о жизни на Таймыре, наверное, каждый первый художник из Питера.Что ж, пусть думает. Пусть путешествует. Пусть возвращается сюда еще и еще раз, не говоря седому Северу, его портам, звенящим далям грустное «прощайте».Он обещал вернутьсяВ поисках Царь-рыбы- Книга выйдет в 2012 году, - поделился планами молодой мастер книжной графики. - Если издательство решится на презентацию в Красноярске, так как Сибирь большая, совершенно не охваченная литературой, то я обязательно сюда вернусь, - мечтательно сказал Олег Михайлов и добавил. - Хотелось бы.ЭпилогРедко такое бывает. Но житель культурной столицы оказался интересным и очень душевным собеседником. Мы еще долго болтали и пили зеленый чай…А утром самолет унес творческую душу обратно в далекий Питер, туда, где его ждали любимые сердца, работа, привычная жизнь и новые свершения.

Анна
ВАРАКСИНА.Фото автора и из архива Олега Михайлова.

Газета "Таймыр", №120, 15.10.2010


Источник: http://infa24.ucoz.ru/publ/6
Категория: Норильск | Добавил: infa24 (18.10.2010) | Автор: infa24 W
Просмотров: 1037 | Теги: Таймыр | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0