Занесенные ветром
На Таймыр вместе с календарной зимой пришла полярная ночь. Метели и пурги были главными врагами первых норильчан. Малоснежные месяцы — как в этом году — для нас редкость, а заносы, наоборот, закономерность. Когда–то снегопадам было под силу полностью парализовать жизнь заполярного поселка.
Занесенные ветром
Против снежной стихии
Термин «снегоборьба», как уверяют специалисты, исключительно норильское изобретение. Только у нас к снегу относились как к врагу, с которым, чтобы выжить, необходимо бороться. Поначалу норильчане были бессильны против норильских пург: на войну с ними ежедневно выходили до пяти тысяч человек, но победить стихию не удавалось, снежные траншеи достигали 15 метров в высоту, убытки комбината доходили до восьми миллионов рублей в год.
Занесенные ветром
Снежная траншея
Занесенные ветром
Занесенный электровоз



















Больше всего страдала железная дорога: составы сходили с рельсов, локомотивы полностью заносило снегом, погибали машинисты, движение было парализовано. Не успевали норильчане расчистить пути, как начиналась новая пурга, и казалось, конца этому нет. Авральные работы проводились по 15–17 раз за зиму.
Занесенные ветром
Старый город в сугробах. 1944 год
Занесенные ветром
Снегозащитные щиты. 1944 год
















Первые норильские снегоочистители охраняли железную дорогу, остальные пути приходилось расчищать вручную, отвозя снег от дороги на санках. Заградительные щиты набирали сугробы до 30 метров, но полностью не спасали.Занесенные ветромЗанесенные ветром














В 1942 году в Норильске был организован научно–исследовательский пункт по изучению аэродинамики снеговетровых потоков. На следующий год это была уже опытно–исследовательская станция снегозащиты, руководил которой Михаил Потапов, «дед снегодуй» – как его звали норильчане. Он изучал розу ветров и зарисовывал схемы снегоотложений, изобретал новые типы снегозащитных щитов.
Занесенные ветром
Работает снегоочиститель
Занесенные ветром
Снегоборьба. 1959 год















Продолжателем его дела был инженер Владимир Полуэктов. В 1955 году он организовал научно–исследовательскую лабораторию и цех механизированной снегоборьбы (ЦМСБ), где обобщил весь накопленный ранее опыт. Цех сначала входил в состав Центральной автотранспортной конторы, а в 1977 году был преобразован в управление автодорог и снегоборьбы.
Занесенные ветром
Очистка дворов импортным погрузчиком. 1988 год
Занесенные ветром
Снежные горы на Солнечном проезде. 1989 год

































УАДиС активно работает до сих пор, но в его ведении сегодня находятся только промышленные транспортные артерии.
Занесенные ветром
Дудинская дорога. 2008 год
Занесенные ветром
Расчистка железнодорожныхпутей. 1950-е годы
Светлана ГУНИНАФото из архива автора, Норильского городского архиваи личных архивов норильчан

http://gazetazp.ru/2012/180/7/


Источник: http://mssdelka.ru/publ/6
Категория: Норильск | Добавил: infa24 (04.12.2012) | Автор: infa24 W
Просмотров: 1226 | Теги: норильск, снегоборьба | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar