На Таймыр вместе с календарной зимой пришла полярная ночь. Метели и пурги были главными врагами первых норильчан. Малоснежные месяцы — как в этом году — для нас редкость, а заносы, наоборот, закономерность. Когда–то снегопадам было под силу полностью парализовать жизнь заполярного поселка.
| Против снежной стихии | Термин «снегоборьба», как уверяют специалисты, исключительно норильское изобретение. Только у нас к снегу относились как к врагу, с которым, чтобы выжить, необходимо бороться. Поначалу норильчане были бессильны против норильских пург: на войну с ними ежедневно выходили до пяти тысяч человек, но победить стихию не удавалось, снежные траншеи достигали 15 метров в высоту, убытки комбината доходили до восьми миллионов рублей в год. | Снежная траншея |
| Занесенный электровоз |
Больше всего страдала железная дорога: составы сходили с рельсов, локомотивы полностью заносило снегом, погибали машинисты, движение было парализовано. Не успевали норильчане расчистить пути, как начиналась новая пурга, и казалось, конца этому нет. Авральные работы проводились по 15–17 раз за зиму. | Старый город в сугробах. 1944 год |
| Снегозащитные щиты. 1944 год |
Первые норильские снегоочистители охраняли железную дорогу, остальные пути приходилось расчищать вручную, отвозя снег от дороги на санках. Заградительные щиты набирали сугробы до 30 метров, но полностью не спасали.
В 1942 году в Норильске был организован научно–исследовательский пункт по изучению аэродинамики снеговетровых потоков. На следующий год это была уже опытно–исследовательская станция снегозащиты, руководил которой Михаил Потапов, «дед снегодуй» – как его звали норильчане. Он изучал розу ветров и зарисовывал схемы снегоотложений, изобретал новые типы снегозащитных щитов. | Работает снегоочиститель |
| Снегоборьба. 1959 год |
Продолжателем его дела был инженер Владимир Полуэктов. В 1955 году он организовал научно–исследовательскую лабораторию и цех механизированной снегоборьбы (ЦМСБ), где обобщил весь накопленный ранее опыт. Цех сначала входил в состав Центральной автотранспортной конторы, а в 1977 году был преобразован в управление автодорог и снегоборьбы. | Очистка дворов импортным погрузчиком. 1988 год |
| Снежные горы на Солнечном проезде. 1989 год |
УАДиС активно работает до сих пор, но в его ведении сегодня находятся только промышленные транспортные артерии. | Дудинская дорога. 2008 год |
| Расчистка железнодорожныхпутей. 1950-е годы | Светлана ГУНИНАФото из архива автора, Норильского городского архиваи личных архивов норильчан
http://gazetazp.ru/2012/180/7/
Источник: http://mssdelka.ru/publ/6 |