Жаркая жизнь Норильска
Зим пять тому назад случилось мне с компанией промысловиков заночевать у приёмщицы охотничьих трофеев в её крошечном, намертво вцепившемся в высокий берег Хеты, домике в Волочанке. Хозяйка явила непременный в таких случаях «северный стол»: отварной олений язык, прозрачный, опалово светящийся сагудай, умопомрачительная «четверная» уха, рыба и мясо во всех видах и плод цивилизации – лимон к чаю. К столу добавлено, между прочим, было: «Кто желает, банька ещё тёплая...». Я «желал».
... Я отпер тяжеленную металлическую дверь баньки – и на миг показалось, что я голым стою на задней площадке маршрутного автобуса, лишь деревянная обшивка, явно из собранных в половодье досок, смягчила это неуютное впечатление. Ну и баня!.. Печальная жертва конверсии – неведомо какой модели «эрэлэска». Как радиостанция оказалась в хозяйстве у шустрой заготовительницы, расспрашивать я не стал. Но этот симбиоз несовместимостей натолкнул на мысли о малоизвестной стороне нашей истории, и явилось желание сложить скромную оду норильской бане.
Лагерь типовой на ... з/к
Март 1936 года. Не прошло и года с начала строительства комбината. «Ввиду проявления случаев заболевания сыпным тифом на территории Красноярского края,– читаем в приказе начальника строительства Матвеева, – и имеющейся отсюда угрозы вспышки этих заболеваний среди населения Норильского ИТЛ НКВД (...) проводить санобработку не реже одного раза в 6 дней с прожариванием вещей и нательных принадлежностей в жаро-натопительной бане». Во всех станках, Боганитке, Амбарной, на дистанциях строящейся железной дороги, гавани Валёк, лагпунктах уже есть «жаро–натопительные». «Проявление эпидемического заболевания буду рассматривать как проявление халатности, самотёка и недооценки всей важности... с вытекающими отсюда последствиями».
«Проявлений» не допустили не только по причине «вытекающих последствий». Тысячи километров, «островное положение» Норильска, холод и вечная мерзлота – станут, и не один раз, спасителями. И ещё, разумеется, бани.
Не в пример немецким педантизму и аккуратизму, с какими строились концлагеря, наши «лаготделения» расползались по земле грязной плесенью, абы как, с натыканными там и сям строениями. Тем удивительнее узнавать, что возводились они по комплексным типовым проектам Академии архитектуры СССР. В том числе и бани. В Норильске дожили они аж до 1960-х, «переоборудованные» ПОНКом (проектным отделом НК) под «бани в/н посёлка». Посмотришь на проект – прямо из учебника по архитектуре из раздела «Русская усадьба ХIХ века»: резные наличнички, точёные крылечки, окошечки да крыши двускатные – прелесть! «Прелесть» рекомендовалась к возведению из «рубленых брёвен диаметром 22–26 сантиметров с внутренней штукатуркой цементным раствором».
Впрочем вначале был хлеб, вернее хлебопекарня: «Первый объект из предстоящих крупных работ, возложенных партией и правительством на наше строительство, закончен... С 20 августа лагерники получают свежий и высококачественный хлеб из собственной хлебопекарни...» (Приказ начальника Норильскстроя № 18 от 20.08.1935).
...а уж следом и «зрелища»... «...на очереди другие объекты: кухня, столовая, овощехранилище, электростанция, баня, жилые бараки». Через десять дней явился и штат (стало быть, завершили «очередные объекты»): «Штат Дудинского лагпункта утверждаю в следующем составе (...) Банщик – 1 ед. Прачка – 1 ед. Повар – 2 ед. Бойцы ВОХР – 15 ед.».
Между «чистыми» и «нечистыми»
Баня не просто баня. «Пропускник» с расчётной численностью «пропуска» в лагерный мир з/к в час. Да ещё и с «комплексом» услуг в технологической банной последовательности: ожидальня, раздевальня, мыльная, парильная, прачечная, где в наличии замочечная, стиральная и сушильная да дезкамера и, наконец, парикмахерская. Из «пропускника» з/к выходил как огурчик. Северный, серенький, в полосочку...
Вопреки устоявшемуся представлению, что в бане все голые, а потому равны, баня лагерная являлась инструментом политического влияния и лагерной иерархии!
Из «Циркулярного письма» о развитии стахановского движения в ИТЛ Норильскстроя: «Снабдить стахановцев добавочным комплектом обмундирования, нательным бельём для переодевания после работы». Вот уж истинно деление на «чистых» и «нечистых»! Режимный банный график – раз в десять дней – не всегда устраивал отдельных чересчур чистоплотных лагерников: «...некоторые сотрудники «приспосабливаются» в служебное время посещать баню и столовую». (Приказ № 38 от 4.02.1936).
Или вот ещё «банный случай»: «з/к Сленев С. Н., завхоз Дудинского ОЛП, напившись пьяным, не выдав хлеб работникам и продуктов на кухню, ушёл в баню». Так в баню же, не в бега!
В приказе о неудовлетворительном ведении горных работ на «серьёзном и ответственном участке» Норильскстроя начальник строительства Матвеев в качестве инструментов поощрения «особо-ударных» называет художественную литературу, радиоприёмник... стирку белья и помывку в бане! Вспомним: первая волна з/к Норильскстроя – мужики, селяне; для них баня по субботам – дело святое... И худо, если ты не «особо-ударный»... Или вот на железнодорожной ветке Валёк – Норильск нет бани и «з/к за 7–8 километров водятся в баню, на что затрачивают весь свой выходной день, вместо того чтобы приспособить на 65-м пикете свою баню, хотя бы временную». Они б «приспособили», так ведь в «особо–ударные» надо...
В октябре 1936-го сплошная проверка всех железнодорожных участков будущей магистрали Дудинка – Норильск: «Целый ряд обследований банно-прачечных предприятий говорит за то, что до сего времени эти предприятия работают из рук вон плохо. Бани и прачечные в своём большинстве не оборудованы и не отеплены.
Банно–прачечные предприятия содержатся грязно, работают нерегулярно и с большими перебоями, отчего и лагерники одеты грязно и завшивлены...» (Приказ № 292 от 28.12.1936). Вша в лагерной среде – хуже фашиста!..
Что-то ода у нас складывается не того... А с другой стороны, где ещё найдётся государство, гордящееся не боящимися грязи транспортными средствами и губительными для врагов дорогами – спутниками побед, неизбывными в веках, как и те, кто их построил?! В каком народе родится художественное произведение, описывающее всеочищающую полезность грязи для развития общества, так называемую «чистую грязь»?! Не удивлюсь, если обнаружится где-то несправедливо забытая диссертация об исторической значимости грязи в развитии российского общества. А иначе как понимать, что бараки сменились домами, а в подъездах и около, как в матвеевских приказах 1936-го, – грязь и вечный мусор под лестницей?! Живуч лагерный менталитет...
В надёжных руках
В 1939-м «банно-прачечные предприятия» переданы под надзор САНО, и дело чистоты и гигиены в ИТЛ, наконец, оказалось в профессиональных руках. Свирепствовавшей в Сибири в том году эпидемии тифа Норильскстрою благодаря энергичным и эффективным мерам медиков удалось избежать. Бань к тому времени насчитывается более 50. Строили бани и по признаку служебной принадлежности: первый отдел Норильскстроя, к примеру, воздвиг (в Дудинке) десятиместную баньку, чтобы, значится, служебные секреты не «утекли», чего доброго, при омовении.
В 40–е годы на смену маленьким баням на «глинобетонных основаниях» по станкам и факториям, где лагерники моются и парятся по–чёрному, приходят «бани–пропускники» на 40–50 з/к в час, размещённые чаще всего на самом производстве. Такой «производственно–гигиенический» принцип сохранится до наших дней, на смену же «пропускникам» придут неведомые сауны.
...В 1946–м в Кайеркане строится баня. В бане предусматривается бучильня, этакий прообраз современных стиральных машин, из оборудования — насосы Альвейлера, задвижки Лудла, радиаторы Помма, вентили Косва, редукторы Струббе, унитазы, простите, Генуя, котлы — звучит как восточная мелодия — корнвальские... Строят баню и после моются в ней в большом количестве осуждённые по статьям «измена Родине» и «низкопоклонство перед Западом», моются и недоумевают: не «поклоняются» ли они в сей скользкий момент загранице? Из «инструментария» нашего — булыги для каменки, да быстро убывающий вокруг Норильска лес на срубы. Впрочем, достаётся всей природе. Так, при строительстве бани в жилом посёлке завода № 25 водозабор предусматривается из ближайшего ручья, слив хозфекальных вод — «в канаву ручья». Любопытно: выше или ниже по течению? Как во времена Древнего Рима: «канализация местная, в ближайший ручей»!
Вольным людям — меньше окон
По первому «генплану» строительства города, разработанному в 1943–м, «бане–бассейну» (сегодняшний бассейн) надлежало красоваться на пересечении нынешних улиц Мира и Ленинградской.
Вот проект «Поселок ОФ. Переоборудование з/к бани 1 лаготделения под баню в/н поселка». В многочисленно переоборудуемых после 1953–го банях любопытство вызывает изначально большое количество окон: моешься, как в витрине. То ли чтобы з/к как–нибудь не «смылся»–ухитрился, то ли для удобства надзирающих, то ли вопросы нравственности беспокоили начальство лагерное, то ли архитектурно–типовая глупость... Так ли, иначе ли, но окна «вольнонаёмных бань» заложили.
Тлен и огонь уничтожили к сегодняшнему дню почти все деревянного исполнения норильские бани ИТЛ. Жалкие останки «пропускников» можно, постаравшись, обнаружить в районе бывшего совхоза «Норильский», по железнодорожной трассе Норильск — Дудинка, на Далдыкане, в Старом городе, в районе электроремонтного цеха, ВЭС–1...
Сауна как инструмент
Но вот в 1943–м, военном, задумывается баня будущего вольного города Норильска, «Баня на 90 человек с прачечной на 720 кг/см (стирки белья в смену, надо полагать. — В.М.), красавица баня, песня! Кирпичная, двухэтажная (деревянных–то двухэтажек раз–два — и обчёлся), с карнизами, поясами, парапетами, балясинами, с керамическими вставками, балюстрадой под окном — дворец, ей–ей, дворец чистоты! Внутри — колонны, касса не хуже, чем в «Елисеевском», по стенам — портреты вождей (бди!), минералочка после... Ах, кабы хоть одним глазком!
Да, пожалуйста, запоминайте адрес: улица Богдана... да–да, «Лагуна». И по сей день здравствует. Другая, сменив деревянную № 1 (стояла в тылу нынешнего рудоуправления «Норильск–1»), построена на Горной. Теперь их не узнать. Увы, время...
...время повального увлечения, я бы назвал это «саунным сумасшествием», совпало в Норильске с «выбросом» многочисленного финского десанта строителей «Надежды», объектов пищевой промышленности и других. Руководство комбината, профсоюзы поощряли постройку саун и «комнат психологической разгрузки». Директора гордились саунами не меньше, чем победами в соцсоревновании. Впрочем это и было соревнование, и нешуточное, приобретшее, по словам заезжего щелкопера, «нездоровые формы». Что ж, были и «формы»... Это сегодня на предприятиях ЗФ великолепные сауны и бани существуют «просто так» — хоть замойся. А в 1970–е, как в 1930–е, сауна — инструмент поощрения за доблестные труды.
Как бы ни хулили столичные писаки сауны 70–80–х (не наш, скажу я вам, это дух, в смысле пар, не наш), проблемы банной, несмотря на немногочисленность бань, в Большом Норильске не ощущалось: она, как и прежде, стала проблемой производственной, а потому решалась ударно и победно. «Центры» же интересов и мужских, и женских компаний, в какой бы области они ни лежали, «перетекали» (занятие–то мокрое) в сауны, где торжествовал праздник души и тела.
Времяпрепровождение в саунах — глава отдельная, в которую, уверен, есть что добавить каждому читателю. Наиболее увлечённые решительно расставались с ванными, переделывая (сам видел) их под сауны на дому.
Минус задушевность
В 1990–е то ли потому, что мыло по талонам (не размылишься!), то ли веселья заметно поубавилось, движение «саунистов» пошло на убыль, остыло, выражаясь языком любителя бань, как каменка у новичка. В век XXI, век рационализма, формализма и сомнительной нравственной чистоплотности, бани потеряли былую прелесть интимности, дружественности, задушевности, я бы сказал. Ну что это за явление — «корпоративная баня»?! Баня потеряла даже главные свои смыслы — очищение, обновление. Ну да ладно... Самые преданные «саунисты» выстояли. Я знаю и знавал некоторых из них (к их числу не относясь), таких как Павел Иванович Картышев, в шутку ли, всерьёз ли прозываемый друзьями «банным адмиралом».
Ныне преданные поклонники веников и каменки, вернувшись к традициям русской бани, священнодействуют по пригородным заимкам, собираясь, как вольные каменщики–масоны, на добрые парок и беседу. Верю, поминают они между прочим и короткую, но горячую историю норильских бань.
По материалам Архивного отдела
и Музея истории НПР Виктор МАСКИН Фото Владимира МАКУШКИНА
Источник: http://infa24.ucoz.ru/publ/6 | |||
| |||
Просмотров: 984 | |
Всего комментариев: 0 | |