Участники рынка хотят инвестиций и саморегулирования
Для роста интернет-экономики в России необходимо инвестировать в
подготовку кадров, инфраструктуру и развитие электронной торговли, а сам
рунет должен быть саморегулируемым. Такие выводы обнародовали вчера
эксперты и участники рынка на конференции "Итоги года. Рунет 2012".
Впрочем, внешнего контроля отрасли, скорее всего, не избежать: уже
существуют черные списки веб-ресурсов, а Госдума вынашивает планы по
принятию комплексного закона об интернете.
По словам директора Российской ассоциации электронных коммуникаций
(РАЭК) Сергея Плуготаренко, KPI рунета должны оцениваться через призму
экономики, вовлеченности населения в IT-сегмент и роста инвестиционной
привлекательности отрасли. Стимулирование развития интернета в России по
вышеуказанным направлениям может привести в течение двух-трех лет к
росту вклада интернет-экономики в ВВП России до 2-3%. Согласно данным
исследования РАЭК и Высшей школы экономики "Экономика рунета 2011-2012",
объем российского сегмента интернет-рынка в 2011 году составил
553,8 млрд руб. и достиг 1% ВВП. Прогноз роста по итогам 2012 года — 30%
(до 720 млрд руб., или 1,5% ВВП). E-commerce остается крупнейшим
сектором с объемом 309,4 млрд руб.
Уже через два года рунет, продолжающий страдать от оттока
интернет-специалистов за рубеж, может столкнуться с острой нехваткой
кадров, предупреждает РАЭК. Для изменения ситуации необходимо создавать
комфортные условия работы интернет-специалистов в России, развивать
систему колледжей и техникумов, стимулировать рынок удаленной работы и
вводить облегченный налоговый режим, перечисляет Сергей Плуготаренко.
"Западные венчурные инвесторы отмечают, что в России не хватает
предпринимателей и менеджеров проектов того уровня, куда они хотели бы
инвестировать",— говорит президент RUSNANO USA Дмитрий Аханов.
По статистике, увеличение средней скорости широкополосного доступа в
интернет в стране в два раза дает рост ВВП на 0,3%, указывают в РАЭК.
Развивать инфраструктуру доступа в интернет в России, по мнению
господина Плуготаренко, необходимо за счет государственно-частного
партнерства в области построения и эксплуатации магистралей и центров
обработки данных. Также государство должно участвовать в стимулировании
конкуренции среди провайдеров и упростить им доступ к электросетям и
инженерно-коммунальной инфраструктуре.
Особое внимание ассоциация уделяет проблемам законодательства, в том
числе реализации 139-ФЗ (закон о черных списках веб-ресурсов), отмечая,
что "не удается избежать ситуаций, в которых нарушаются законные права
добросовестных владельцев интернет-ресурсов, чьи сайты оказываются
заблокированными из-за концептуальных недостатков жестко прописанной
законом процедуры". Среди известных случаев блокировки, вызвавших
общественный резонанс, выделяются, в частности, эпизоды с Lurkmore,
Rutracker, внутренними сервисами Google, игровыми энциклопедиями. Ректор
Российской экономической школы Сергей Гуриев считает одним из главных
итогов 2012 года то, что "политика наконец пришла в российский интернет
всерьез". "Но действия регуляторов еще раз показали, что хотя свобода и
рынок порождают проблемы, но регулирование обходится обществу и
экономике существенно дороже",— полагает он. Принципы саморегулирования
отрасли должны быть положены в основу обеспечения развития инноваций и
безопасности интернет-пространства, убеждены в РАЭК.
Тем не менее Госдума планирует к весне разработать концепцию
комплексного закона об интернете. "Он коснется вопросов юрисдикции РФ,
уточнения понятийного аппарата и урегулирования ответственности всех
сторон взаимоотношений",— заявил на конференции депутат от "Единой
России" Роберт Шлегель. К обсуждению концепции будут привлечены и
представители отрасли, заверил он, добавив, что законопроект может быть
внесен в Госдуму уже в осеннюю сессию 2013 года.
Роман Рожков
КоммерсантЪ