Google и Boston Consulting измерили экономику Рунета http://www.forbes.ru/tehno/internet-i-telekommunikatsii/67979-internet-sostavlyaet-16-vvp-rossii В
2009 году интернет-экономика России стоила $19,3 млрд и составила 1,6%
ВВП страны, подсчитали аналитики The Boston Consulting Group по заказу
Google. И в относительных, и в абсолютных цифрах это меньше, чем в
крупных западноевропейских странах, несмотря на то что по числу
пользователей Россия уступает на континенте только Германии. Впрочем,
предсказывает исследование, в оптимистическом сценарии к 2015 году вес
отрасли в ВВП страны может увеличиться более чем вдвое.
BCG и Google провели исследования интернет-экономики уже в 10
странах. Данные, которые берут в расчет, учитывают как непосредственно
интернет-услуги, так и оборот сетевого оборудования и оплату доступа.
Главный принцип исследования — стандартные методики, позволяющие
сравнивать данные между странами, объясняет директор российского офиса
Google Владимир Долгов. Сравнения показывают, что интернет в России пока
развит слабо.
Среди исследованных стран лидером по вкладу интернета в ВВП в 2009
году была Великобритания — 7,2%. За ней следуют Швеция, Гонконг и Дания
(6,6%, 5,9% и 5,8%). Среди отстающих — Испания (2,2%) и Италия (1,9%),
которую Россия даже обгоняет, если посчитать ВВП страны без учета вклада
нефтегазовой отрасли. Исключив углеводороды (25% ВВП по данным
Всемирного банка), авторы исследования довели соответствующий показатель
до 2,1%. Эта цифра, считает Долгов, уже позволяет считать интернет
значимой индустрией. В абсолютных цифрах мы отстаем не только от больших
европейских стран, но и от Швеции (26,5 млрд).
Объем интернет-экономики оценивался по расходной части,
складывающейся из затрат потребителей, инвестиций, госрасходов и чистого
экспорта. Вклад потребителей составил $12,6 млрд, инвестиций — $10,5
млрд, госрасходов — $1,5 млрд, экспорта — $1 млрд, а импорт составил
$5,3 млрд. Основной статьей импорта было оборудование. Рекламные доходы
($0,6 млрд, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России) и
оборот b2b (внушительные $82 млрд) в итоговой цифре не отражались, чтобы
избежать двойного учета.
Потребительская часть расходов состояла из затрат на оборудование и
доступ к интернету ($5,1 млрд) и «электронной коммерции» ($7,4), то есть
всех денег, потраченных в результате успешного подключения к сети. Из
этой суммы $1,5 млрд приходится на покупку авиабилетов, говорит соавтор
доклада, старший партнер BCG Владислав Бутенко. По мнению представителя
Ozon Михаила Осина, оценки BCG могут быть даже завышены — интернет-магазин оценивал объем b2c рынка в 2009 году в 160 млрд рублей (чуть больше $5 млрд).
Тот факт, что на товары и услуги в сети граждане России тратят почти
столько же денег, сколько на подключение к сети (в Великобритании,
например, в 5 раз больше), свидетельствует об относительной неразвитости
электронной коммерции, считают авторы. За это приходится платить:
совершая покупки в сети, люди экономят около 7% от цены товаров, или
$0,5 млрд в год.
В отсутствие нормальной электронной коммерции интернет используется в
основном для поиска и выбора товаров, а не покупок. Товары, найденные в
сети и купленные в обычном магазине (ROPO), стоили в 2009 году $16 млрд
— в два с лишним раза больше, чем покупки в интернет-магазинах. В
Великобритании соотношение обратное: онлайн-покупки стоят на 20% больше
ROPO.
Причины отсталости онлайн-торговли — плохая логистическая
инфраструктура, недоверие к платежным системам (как со стороны
потребителей, так и со стороны бизнеса) и недостаточное проникновение
широкополосного доступа в интернет (ШПД), считает Бутенко. Впрочем,
недоразвитость ШПД — это возможность для роста, говорит Долгов. Сейчас,
получается из доклада, Москва и Санкт-Петербург по доступности интернета
гораздо ближе к европейским странам, чем к остальным регионам России.
По мере того как в регионах будет появляться быстрая связь, поведение
потребителей изменится, а рынок вырастет.
Еще одно свидетельство недостаточно развитой инфраструктуры —
распределение инвестиций. В России почти все инвестиции в отрасль
приходятся на крупных телеком-операторов — $6 млрд из $10,5. Доля
инвестиций, которые приходятся на частные компании (не являющиеся
операторами), в России составляет 42%, следует из доклада BCG, тогда как
в Великобритании и Скандинавии — около 70%.
За счет улучшения качества связи, роста государственных расходов и
существенного увеличения потребительского рынка в русском интернете,
вклад интернет-экономики в ВВП страны может дойти к 2015 году до 5%
(опять же без учета углеводородной составляющей). Для этого в
оптимистичном сценарии проникновение ШПД в стране должно дойти до 75%,
потребительская активность — расти на 33% в год, а госрасходы — на 14% в
год. Единственный показатель, который, по мнению авторов исследования,
не улучшится, это чистый экспорт: ввозить оборудования будут только
больше.
Поскольку в расчет интернет-экономики не включались b2b компании,
исследователи отдельно оценили совокупную выручку собственно
«интернет-компаний» — поставщиков инфраструктурных решений,
оборудования, онлайн-сервисов и платформ, а также контентного бизнеса и
сообществ. Все эти компании, которые в докладе именуются
«интернет-стек», заработали за 2009 год $23 млрд и обеспечивали
занятость 130 000 людей. То есть их совокупная выручка недотянула до
выручки Amazon ($24,5 млрд) или заказавшей исследование Google ($23,6
млрд). «Google уже почти 15 лет, — смеется Долгов, — а русскому
интернету… чуть меньше». |