Россия упрочила позиции в десятке стран с наибольшим
проникновением Интернета. Вовлеченность граждан в глобальную сеть могла
бы стать одним из драйверов развития новой экономики. Увы, прямая связь в
нашем случае не прослеживается.
Сегодня в России 21,7 млн домохозяйств подключены к широкополосному
Интернету по данным J’son&PartnersConsulting. Проникновение
широкополосного доступа (ШПД) уже составляет 39%, а за 2012 год, когда
по прогнозам подключат еще 2,2 млн домохозяйств, достигнет 43%. Страна
находится на шестом месте по количеству пользователей ШПД в мире. В
прошлом году по этому показателю Россия на миллион подключений обошла
Англию.
В будущем рынок российских интернет-продаж будет расти на 30-40% в год,
существенно опережая традиционный ритейл, которому пророчат рост в
5-7%. Однако даже в этом случае с 2010 до 2016 года объем российской
интернет-коммерции увеличитсяпочти вчетверо - с $12 млрддо $43 млрд. Но
даже тогда это в несколько раз меньше британских показателей двухлетней
давности ($192 млрд).
Выходит, не в коня корм? Ведь во все в той же Великобритании, по данным
PricewaterhouseCoopers, на интернет-продажи приходится 10% розницы, а в
России – только 1,6% (что, впрочем, чуть больше, чем в Италии или
Испании). Ясно, что массовое проникновение широкополосного доступа –
условие для развития интернет-экономикинеобходимое, но недостаточное.
Для индустрии интернет-продажважны и другие факторы: в частности,
платежная культура и развитость логистической инфраструктуры,
обеспечивающей доставку товара адресату.
В России многие все еще боятся оплачивать покупки с помощью банковских
карт даже в обычных магазинах, не говоря уже о сайтах. А если вспомнить
качество работы почты, то становится понятно, почему 70% оборота
интернет-продаж приходится на Москву и Петербург, пятая часть – на все
остальные десять городов-милионников, и лишь 10% на всю остальную страну
(данные Агентства передовых информационных технологий).
Между тем распространение ШПД может оказывать положительное влияние и
на развитие коммерческих сервисов, не связанных с доставкой товаров.
Так, количество домохозяйств с ШПД уже сравнимо с количеством
пользователей платного ТВ в стране (24-26 млн, по данным
DiscoveryResearch). Однако лишь около 5% абонентов платного телевидения
используют возможности IP-TV и могут пользоваться всеми его
преимуществами (кино по запросу, интерактивность, pause-live-tv и т.д.).
Остальные же получают контент по старинке: порядка двух третей – по
кабелю, треть – со спутника. Как видно, два рынка цифровых услуг – ТВ и
ШПД – сосуществуют практически в одном пространстве и при этом не
замечают друг друга.
Впрочем, проблема слабой синергии "традиционных" и "интернетовских"
технологий характерна не только для России. Например, по данным
InStat,за 2011 год 53% проданныхв мире smart-телевизоров так и не были
подключены к Интернету. Иными словами, "умные функции" в этих
устройствах, которые создавали, продвигали и продавали именно для
использования на стыке технологий, потребитель до сих пор не оценил.
Александр Маляревский
Прайм