Президиум правительства одобрил законопроект о
микрофинансовых организациях.
Сами микрофинансовые организации (МФО) надеются, что документ позволит
минимизировать риски и откроет доступ к господдержке. Заемщики же ждут
снижения
ставок и упрощения процедур.
Отсутствие закона не означает, что государство совсем не уделяло
внимания
этому сектору. По информации заместителя директора департамента развития
малого
и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ Натальи
Илларионовой, в 2009
году правительство для поддержки микрофинансирования выделило 2 млрд
руб., а в
2010 году эта величина возрастет до 21 млрд руб. По оценке Илларионовой,
эти
деньги начнут приносить эффект со второго квартала 2010 года и позволят
выдать
до 15-17 тыс. кредитов, в среднем по 500 тыс. руб. каждый.
В этом году меняется и линия поддержки. Если в 2009 году подавляющая
часть
средств была направлена в гарантийные фонды, то в текущем году основное
внимание
будет уделено работе с микрофинансовыми организациями. Причем помощь
будет
оказываться МФО второго уровня.
Вызывает большую тревогу сокращение числа банковских офисов, особенно
в регионах. За 2009 год их количество стало меньше на 5,5%. Банки,
пытаясь
оптимизировать свои затраты, закрывают отделения в первую очередь в
малых
городах. В итоге местному малому бизнесу просто негде получать деньги.
Поэтому
реальна опасность, что многие предприниматели, в частности те, кто стал
им
совсем недавно по программе помощи безработным, не смогут получить
нужные им для
развития средства.
Такая макросреда диктует необходимость ускоренного развития
микрофинансирования, поскольку эта сеть в первую очередь должна
присутствовать в
малых городах и на селе. Сейчас до 78% кредитов было выдано жителям
больших
городов. Причем значительная доля микрозаймов была получена
предпринимателями
через сеть московского агентства Микрофинанс. Сюда обращаются те, кто
нуждается
в небольшом кредите (до 350 тыс. руб.). По словам гендиректора агентства
Андрея
Марулева, продуктовая линейка включает как безналичные, так и наличные
продукты,
выдаваемые и предпринимателям, и собственникам бизнеса, а также с
поручительством и без. "Большой популярностью пользуются кредиты без
поручительства, так как данный продукт является практически уникальным.
Предоставить заем без какого-либо обеспечения способны немногие. Мы
можем себе
это позволить", - заявил Марулев.
По его мнению, перспективы развития рынка
микрокредитования очень обширны. Многие банки, стараясь
диверсифицировать риски
по кредитному портфелю, переходят в сегмент микрофинансирования. "Так
сложилось,
что нишу микрофинансирования в Москве занимали только банки, но нам
удалось
внедриться в этот сектор и укрепить свои позиции", - отметил Марулев.
Развитие
МФО необходимо и столице, и другим мегаполисам, особенно для той части
малого
бизнеса, который выпадает из сферы внимания банков по самым разным
причинам, в
том числе и по причине маленького предпринимательского стажа. А сегодня
этот
вопрос становится еще актуальней в связи с программой выдачи субсидий
безработным с целью открытия своего дела. Только по линии Минсоцзащиты в
2009
году такие субсидии получили 120 тыс. человек, по прогнозу, в 2010 году
получат
уже 180 тыс. человек. По оценке специалистов, этих средств хватает на
3-4
месяца, затем наступает финансовый голод. И если денег нельзя будет
получить, то
вновь открытые предприятия закроются. Программа потерпит фиаско, а
затраты на
нее окажутся напрасными.
Одна из главных задач законопроекта - упорядочить имеющийся рынок и
развить на
нем конкуренцию. "Сейчас деятельность микрофинансовых организаций
усложнена тем,
что нет единых правил игры, нет стимулов для развития, нет защиты.", -
полагает
президент Российского микрофинансового центра Михаил Мамута. Статус этих
организаций не совсем ясен, а это увеличивает инвестриски. Принятие
законодательного акта позволит активизировать привлечение инвестиций. По
мнению
экспертов, вступление закона в силу даст прирост кредитного портфеля в
3-4 раза.
За 2009 год в среднем кредитный портфель микрофинансирования
сократился на
15%: со 134 млн руб. до 103 млн руб. Однако с I квартала 2010 года
понижающий
тренд остановился. Более того, у микрофинансовой системы есть
возможность быстро
нарастить объемы выдачи денег, так как пополнение пассивов после провала
в
первом полугодии 2009 года происходит достаточно быстро. Это означает,
что
доверие к этому институту не подорвано и население достаточно смело
несет туда
свои сбережения. В значительной степени это связано с принятием в
августе 2009
года закона "О кредитной кооперации", который помог вывести эти
структуры на
другой уровень, придать им устойчивость, а также появление регулятора в
лице
Минфина.
Для того чтобы в полной мере развить рынок микрофинансирования, по
мнению
Михаила Мамуты, следует реализовать 6 приоритетов. Первый - принятие
соответствующих законов. Второй - создание СРО кредитных кооперативов,
которые
станут консолидаторами этого рынка. Третий - содействие в появлении на
рынке
крупных игроков, так как пока на нем превалируют небольшие организации
(главные
"великаны" обладают капиталом в 1,2-1,5 млрд руб., а большая их часть
обслуживают 100-150 клиентов). Четвертый - содействие регионам в
разработке
программ развития микрофинансирования. Пятый - предоставление
возможности для
новых организаций как можно комфортней чувствовать себя на рынке. Шестой
-
защита прав клиентов, так как не все МФО работают добросовестно.
Недавно проведенное исследование ситуации с микрофинансированием в
окружающем
России пространстве еще раз показало, что в этой сфере нам следует еще
многое
сделать. Кризис больно ударил по мировой микрофинансовой индустрии. В
частности,
во всем регионе от Восточной Европы до Центральной Азии наблюдается
замедление
темпов ее роста. Сильнее всех пострадала Украина, где произошло самое
большое
падение объемов микрофинансирования.
Если сравнивать деятельность наших МФО с зарубежными аналогами, то
выясняются довольно неприятные факты: средний срок кредита у российских
МФО
составляет от 1 до 2 лет, в Восточной Европе и Центральной Азии этот
показатель
достигает 4 лет. Стоимость заимствования у нас самая высокая в регионе, а
сроки
кредитов самые короткие. МФО в Восточной Европе получают финансирование в
среднем по ставке 7-10%, в то время у нас средняя ставка 14-15%. Сейчас у
российских МФО, выдающих небольшие займы, есть три источника привлечения
средств. Это господдержка, деньги, идущие через ВЭБ на поддержку малого
бизнеса,
и кредиты, взятые в банках. Первые привлекаются под 0%, вторые - порядка
11-12%,
третьи - 15-18%. Маржа, позволяющая микрофинансовым организациям
работать не в
убыток себе, составляет 10-12%. Таким образом, самые дешевые деньги
достаются
заемщикам по ставке 10% годовых, самые дорогие - по ставке 30% и выше.
Малый
бизнес рассчитывает, что благодаря законопроекту о МФО снизятся ставки
по
микрозаймам и упростится доступ к получению средств.
Остается острой проблема капитализации. Капитальная база значительной
части
отечественных микрофинансовых организаций была сформирована за счет
средств
международных финансовых фондов. И только 10% этих денег были направлены
в
кредитные кооперативы. Поэтому так важно, чтобы на рынок в самое
ближайшее время
пришли бы новые серьезные игроки.
http://businesspress.ru/newspaper/article.asp?aid=496617 |