Каким образом происходит процесс построения карьеры в
медиаиндустрии сегодня, какие навыки нужно развивать в себе и как
дорасти до «топовых» позиций в отрасли в условиях формирования нового
типа журналистики и социальных медиа?
Медиарынок стоит на пороге больших перемен. Стремительное формирование
нового «информационного» типа общества порождает новые тенденции
в отрасли. Любые средства массовой информации, фактически, вынуждены
расширять поле своей деятельности и выходить в Сеть, чтобы попросту
не остаться без работы: пользователи прекрасно обходятся без
традиционных источников получения информации, довольствуясь интернетом.
Чтобы остаться на плаву сотрудники традиционных СМИ вынуждены получать
новые навыки, подстраиваться под новые реалии, работать в еще более
ускоренном темпе, ведь зачастую пользователи социальных сетей
значительно опережают по оперативности многих журналистов. Каким же
образом происходит процесс построения карьеры в медиаиндустрии сегодня,
какие навыки нужно развивать в себе и как дорасти до «топовых» позиций
в отрасли в условиях формирования нового типа журналистики
и социальных медиа?
Эпоха перемен
Расширение использования возможностей интернета, развитие мобильных
платформ привело к тому, что традиционные СМИ вынуждены адаптироваться
к новым потребностям потребителей. Основная тенденция на медиарынке —
повсеместная интеграция в digital. В отрасли существуют не только
средства массовой информации, даже рекламные агентства вынуждены
осваивать всемирное сетевое пространство.
Основным конкурентным преимуществом СМИ на рынке стало не только
качество контента, но и оперативность, с которой он появляется в зоне
доступа, а также наличие специалистов, умело работающих в сфере digital.
Изменения касаются и процесса построения карьеры для сотрудников, кроме
того повышается текучка кадров, а компании вынуждены бороться
за каждого хорошего специалиста, некоторые из которых крайне редки
на рынке, так как обладают довольно узким профилем и специфическим
набором навыков.
По мере роста digital-бизнеса компаниям приходится систематизировать
процесс обучения и набора кадров, то есть четко определять для себя:
какой персонал можно переобучить, какой вырастить внутри компании,
а какой придется привлекать со стороны или даже переманивать.
Как выглядит карьера в медиаиндустрии?
Карьера в медиабизнесе зависит от специфики индустрии, в которой занят
человек: в рекламных агентствах, интернет-ресурсах и классических СМИ
карьерные лестницы могут существенно различаться.
Большинство рекламных агентств, особенно крупные сетевые международные
компании, имеют четкую систему, в которой прописано, через какое время
человек может рассчитывать на повышение. Эта система совершенно
прозрачна, она доводится до кандидатов на вводных тренингах или при
непосредственном приеме на работу. Так, человек уже в начале своей
карьеры имеет четкое представление, к чему ему нужно стремиться, чего
он может достичь, и сколько времени ему потребуется, чтобы взобраться
на вершину «лестницы». В классических СМИ, как правило, такие нормативы
тоже прописаны, и если должность человека предполагает дальнейший рост,
ему это сообщается, вместе с условиями перехода на следующую ступень.
С интернет-ресурсами ситуация гораздо сложнее, потому что это
сравнительно новая отрасль, многие процессы в ней еще не отлажены. Здесь
все зависит в первую очередь от компании. В занятых на рынке
компаниях-гигантах, интернет-сервисах социальных сетей или крупнейших
информационных ресурсах определенная процедура, через которую надо
пройти человеку, чтобы достичь успехов в карьере, уже может быть
установлена. В остальном же отрасль представляют маленькие
интернет-проекты, они могут быть очень модными и инновационными,
но все же не предполагают привлечение большого штата персонала. В связи
с этим в такие проекты человек может прийти на начальную позицию,
а через полгода уже управлять отделом. То есть, как правило, в этом
случае нормативы поэтапного карьерного развития не прописаны. Кроме
того, в интернете люди очень часто меняют место работы и даже изначально
могут не планировать долгосрочное сотрудничество с одной компанией. Это
происходит из-за перегрева рынка, потому что настоящих
специалистов на нем мало, а для существующих выбор места работы зависит
в первую очередь от предлагаемого уровня зарплаты, интереса
к поставленным задачам и карьерных перспектив.
Как стать большим и успешным?
Обновленное медиапространство предъявляет и новые требования
к журналистам и редакторам, работающим в интернет-СМИ. Прежде всего, это
оперативность и мультиплатформенность. Эти качества особенно важны для
представителей деловых и новостных изданий. Кроме того, специалист
должен уметь обрабатывать большой объем информации, отфильтровывать ее,
выбирать самое главное.
Если говорить о качествах, которые необходимо развивать в себе, чтобы
добиться успеха в медиа, то это креативность, инновационность, гибкость
и проактивность. Молодым специалистам, занятым в медиаиндустрии,
а особенно, если они работают в сфере digital, необходимо
ориентироваться на опыт ранка западных компаний. Они должны обладать
широким кругозором, постоянно узнавать что-то свежее, следить за новостями и последними тенденциями.
Конечно, решение о том, стоит ли делать упор на свои старые навыки,
оставаясь профессионалом в одной области, или больше внимания уделить
освоению новых особенностей работы, подстраиваясь под изменения рынка,
зависит в первую очередь от самого человека. В отрасли также можно
добиться успеха, если быть хорошим специалистом-экспертом, карьерный
путь таких людей тоже может привести к топовым позициям. Если же
человеку более интересна работа с новыми медиа в полном смысле этого
слова, он должен понимать, что этому фактически сейчас нигде не учат.
Как раз из-за новизны отрасли специалисты, которые могут поделиться хоть каким-то
опытом, сами заняты в ней не больше трех лет. Поэтому удачным решением
будет заняться самообразованием, причем непрерывным. Руководители
компаний сейчас обращают внимание именно на опыт работы в определенной
сфере, профессиональные навыки или знания.
Среднее по всем медиа время восхождения на вершину карьерной лестницы
составляет 5–6 лет, однако этот показатель сильно варьируется
в зависимости от типа организации, в которой занят человек. Как уже было
сказано, например, в рекламном бизнесе зачастую все четко
регламентировано, все сроки перехода на следующую ступень подробно
прописаны, тогда как в интернет-ресурсах, как правило, рост может
оказаться стремительным. Единственное, о чем можно сказать наверняка, —
это то, что хорошие специалисты, которые качественно и своевременно
выполняют свою работу, в любом случае будут продвигаться быстрее.
Человек, халатно относящийся к своим обязанностям, напротив, может
просидеть на одном месте несколько лет, без каких-либо карьерных перспектив.
Несмотря на то что многие компании сейчас стараются набирать молодых
специалистов, уже обладающих определенным набором навыков, необходимых
для работы в новых медиа, это не значит, что все специалисты-«классики»
должны переучиваться. Безусловно, подстраиваться под новые реалии
придется, однако профессионализм в одной отрасли ценится не меньше
способности к постоянному обучению. Сделать блестящую карьеру
в медиаиндустрии можно, начав с самых низов, главное — зарекомендовать
себя, доказать работодателю свою способность мыслить перспективно,
продемонстрировать лучшие качества и навыки, показывая хороший
результат. Чтобы достичь топовых позиций, конечно, придется много
и упорно работать, главное — не забывать, что квалифицированный
специалист будет востребован всегда, независимо от платформы.
Заработные платы в медийной отрасли (типовые позиции)
Галина Спасенова,
партнер, директор департамента «Подбор персонала для рекламного и медиарынка», «Агентство Контакт»
МедиаАтлас |