Компания Trada помогает магазинам подбирать ключевые слова в Google,
используя «мудрость толпы». Поисковик уже инвестировал в идею $6 млн http://www.forbes.ru/tehno/internet-i-telekommunikatsii/67231-slova-kotorye-prodayut Представьте,
что вы ищете в интернете галстук. Что вы напечатаете в поисковой
строке? Если вы способны сочинить поисковый запрос, который заставит
людей щелкать по рекламной ссылке рядом с результатами поиска (а это
значит, что вы мыслите как тысячи покупателей такого же товара), добро
пожаловать в американский штат Колорадо к Нилу Робертсону.
На основанный Робертсоном стартап под названием Trada работают тысячи
фрилансеров. Среди них есть и профессионалы из рекламных агентств, и
домохозяйки, и пенсионеры. Trada передает им задания от
интернет-продавцов всякой всячины — от шарфов и обуви до традиционных
головных уборов индейцев, и те ломают голову, гадая, какие поисковые
запросы сделали бы, если бы искали эти товары в интернет. Получившиеся
длиннющие списки поисковых запросов отправляются клиентам, чтобы те
купили под эти запросы контекстную рекламу в системе Google AdSense.
Trada зарабатывает только в том случае, если клиентам удается
сэкономить на получении из AdSense покупателей по ключевым словам. 25%
сэкономленной суммы забирает Trada, 75% — уходит фрилансеру. Если
экономии нет, Trada ничего не получает.
Это работает. Со времени открытия компании в сентябре 2008 года у
Робертсона появилось 400 клиентов. В прошлом году он потратил на
ключевые для них слова $10 млн — около 20% этой суммы превратились в
выручку компании. В этом году он рассчитывает нарастить оборот в 10 раз и
увеличить маржу: для этого придется понять, кто из его многочисленных
фрилансеров — лучшие эксперты по поиску и как наиболее эффективно их
использовать.
Здесь на помощь Робертсону приходит анализ данных. Trada собрала
груду статистической информации о закономерностях поискового поведения
пользователей и конверсии кликов. Спонсировать исследования Робертсона
готова даже Google, чье венчурное подразделение в июне 2010 года
инвестировало в Trada $6 млн, оценив всю компанию в $26 млн.
Робертсон считает, что его компания способствует восстановлению
американской экономики. Он уверен: «Вопрос «Могу ли я найти работу?»
через 10 лет не будет иметь смысла. Все смогут чем-то заниматься в
сети».
Программист Джефф Йин, которого в сентябре 2009 года уволили из
энергетической компании, просидел без дела несколько месяцев, прежде чем
начал, сидя дома, подбирать слова для Trada. В прошлом месяце он решил
прекратить поиски работы: фриланс приносит ему по $4000–5000 в месяц.
Омар Сайед, главный операционный директор онлайн-магазина по торговле
галстуками Ties.com, является клиентом Trada уже год. Он с подозрением
относился к краудсорсингу после неудачного опыта работы с подобными
сайтами в сфере графического дизайна. Но ему понравились условия Trada.
«Мне ничего не нужно было платить, если они не справлялись с заказом
лучше моих ожиданий», — говорит он.
За два месяца сотрудничества с поисковыми экспертами Trada месячные
продажи Ties.com удвоились до $70 000; на оплату ключевых слов компания
потратила $10 000. Недавно Сайед убрал из штатного расписания должность
маркетингового директора с шестизначной годовой зарплатой и собирается
удвоить затраты на поисковый маркетинг.
Ties.com — типичный клиент Робертсона. Выручка этого магазина в 2010
году составила чуть меньше $10 млн. Фирмам такого размера нужно уже
нечто большее, чем самообслуживание, которое предлагают системы
контекстной рекламы, но они еще не могут позволить себе работу с
крупными агентствами по оптимизации поиска, которые работают с бюджетами
от $100 000 в месяц.
«Ни одной рекламной компании не удавалось до сих пор найти способ
работать с малым бизнесом, потому что расходы на индивидуальных
поисковых экспертов слишком велики», — говорит аналитик Wedbush Morgan
Лу Кернер.
Крупные агентства пытались выйти на нижние эшелоны рынка. Согласно
исследованию, проведенному в 2009 году фирмой Borrell Associates,
изучающей воздействие рекламы на широкого потребителя, около 60%
предприятий малого и среднего бизнеса, которые выделяют бюджеты на
поисковый маркетинг через посредников, отказываются от этого в течение
года. Большинство потому, что не видят поддающихся измерению результатов
и думают, что слишком много тратят на людей, а не на слова. По оценкам
Borrell, посредники используют 89–94% денег клиентов на покупку
рекламных слов при бюджете от $50 000 в месяц. А вот меньшие бюджеты
обычно делятся пополам между покупкой ключевых слов и затратами на
персонал.
Робертсон утверждает, что видит возможность зарабатывать в своем
сегменте рекламного рынка не менее $10 млрд в год. Для этого нужно,
чтобы каждое восьмое из 30 млн предприятий малого бизнеса в США тратило
на поисковый маркетинг $3000 в год.
В 36 лет Робертсон уже может считаться предпринимателем-ветераном. В
1999 году он продал свою фирму Service Metrics, занимавшуюся
интернет-аналитикой, за $280 млн — через полтора года после ее открытия.
Правда, следующий его стартап, который помогал клиентам управлять
корпоративным ПО, разорился, «съев» $26 млн инвестиций.
Робертсон говорит, что ошибкой был слишком медленный рост. В Trada он
планирует собрать к концу года более 9000 экспертов на фрилансе и
утроить штат, наняв 100 постоянных сотрудников. Чтобы работать на Trada,
каждый эксперт должен сначала продемонстрировать свои способности в
сочинении ключевых слов (это удается 70% претендентов), но получить
сразу несколько рекламных кампаний сложнее. Алгоритмы, разработанные в
Trada, подсказывают, где лучше всего применить навыки конкретного
человека.
Новый клиент Trada SpiritHoods производит сложные капюшоны из
искусственного меха, изображающие головы животных. Арт-директор компании
Марли Маротта говорит, что готов ради привлечения нового клиента
потратить в Google AdSense $25 — справедливая цена за сделку по продаже
головного убора стоимостью $130. Через несколько месяцев работы с 14
экспертами Trada запросы начинают попадать в точку или почти в точку.
Маротта доволен: «Нам не приходится думать о поисковых запросах, а им — о
поиске работы». |