Белорусский политолог, главный редактор журнала «Беларуская
думка» Вадим Гигин рассказал в интервью РИА Новости о том, как
белорусские традиционные медиа сочетаются с интернет-изданиями.
— Каков ваш взгляд на глобализацию и локализацию СМИ на постсоветском пространстве?
— Конечно, глобализация медийного пространства неизбежна. В любом
случае, Маркса мы не опровергнем — в основе лежит базис, а затем
надстройка. Экономика относится к базису, а медийное поле — это все-таки
та надстройка, которая зависит от экономики. Естественно, что за
возникновением такого явления, как глобализация мировой экономики и
транснациональных компаний не моги не возникнуть такие же процессы и в
средствах массовой информации.
Другое дело, что целый ряд вопросов контента понятен только узкой
группе потребителей. Мы в Белоруссии никогда не сможем понять, что
волнует читателя, слушателя, зрителя в Турции, как и турецкий читатель
не поймет того, что происходит у нас. Специфика, даже крупных компаний,
например таких как CNN, Financial Times, в том, что они вынуждены
создавать региональные версии своих изданий. Поэтому не нужно ни какой
процесс идеализировать — как глобализацию, так и местное влияние.
Будущее СМИ, наверно, это нечто среднее. Конечно, будут существовать
мега-корпорации планетарного масштаба, такие как Аль-Джазира, BBC, дай
Бог, чтобы такой корпорацией стало РИА Новости. Ну и, конечно, свою
нишу будут занимать местные региональные новости. В некоторых сегментах
рынка, допустим в радио, кабельных каналах, может быть в печатной
прессе, они будут превалировать.
— Как в Белоруссии традиционные СМИ сочетаются с интернет-ресурсами?
— Вот последние данные, которые министр информации Белоруссии, наверное, будет озвучивать на ФЕАМ.
С 2009 по 2011 год белорусская интернет-аудитория выросла на 31%.
Сейчас у нас количество пользователей интернета составляет по разным
оценкам 6,5-6,8 миллиона человек. В основном они интересуется не
новостями. Если мы возьмем контенты наиболее популярных белорусских
интернет-ресурсов, например tut.by, то новостные запросы составляют
меньшинство.
На мой взгляд, довольно серьезной проблемой Белоруссии является
недостаточное законодательное регулирование интернета. Белоруссию часто
обвиняют в диктатуре, мол, здесь все зажато, а на самом деле даже
привлечь человека к ответственности за ложную, недостоверную информацию,
размещенную в интернете, довольно проблематично. И медиасообщество, и
государство, и бизнес должны в процессе дискуссий, обсуждения, диалога
придти к общей платформе, каким должен быть интернет. Нужно ответить на
вопросы, как должна регулироваться честь, которая отвечает за
распространение информации, как регулировать наиболее оптимально ту
часть, где распространяются товары и услуги. В нашем интернете сейчас
такая мешанина, такой ералаш, что разобраться в этом пользователю
достаточно проблематично. Здесь белорусское государство поступает, на
мой взгляд, достаточно либерально, даже либеральнее, чем поступают
иногда западные коллеги.
— Каково в Белоруссии социальное и медийное влияние социальных сетей?
— На мой взгляд, медийная составляющая соцсетей сильно преувеличена. Я
об этом буду говорить на ФЕАМ. Когда мы говорим про новые медиа, то на
самом деле я не знаю ни одного средства массовой информации, созданного в
соцсети. Это то же сарафанное радио, только с большим охватом
аудитории. Если раньше слухи распространялись из уст в уста, то сейчас
они ровно так же распространяются в сети. Это не средство массовой
информации в том смысле, как мы привыкли это понимать. Да, новости
потребитель теперь часто узнает не из информагентств, но это
непроверенная информация. Значение СМИ традиционных сохраняется потому,
что пользователь будет обращаться к ним за проверенной информацией. Нет
сейчас в твиттере и фейсбуке таких структур, которые бы могли бы
выполнять эту функцию. Поэтому, не надо абсолютизировать роль социальных
сетей.
Также, на мой взгляд, крайне преувеличено политическое значение
социальных сетей. У них есть лишь некоторые функции — это мобилизация,
информирование ну и, наверное, — все. Они не формируют никакие смыслы.
Как правило, они дублируют информацию и дают читателям возможность на
нее отреагировать.
Нужно здраво смотреть на роль соцсетей. Да, эта роль существенная, но
мнения о том, что они убьют традиционные медиа, изменят способы
проведения политики, то, что интернет гарантирует мир от диктатуры — это
такие лозунги, которые можно понять на ранней стадии развития. Мы
все-таки переживаем достаточно раннюю стадию развития этих социальных,
так сказать, медиа.
РИА Новости