На встрече обсуждалась текущая деятельность ГМК «Норильский никель», в частности реализация ряда социальных программ.
В. ПУТИН: — Добрый день, Владимир Олегович! Начнем с «Норникеля».
В. ПОТАНИН: — Да, если позволите, — это главная сфера моего внимания сейчас. Хочу доложить, что за прошедшие два года, которые мы реализуем новую стратегию «Норильского никеля», она показала себя исключительно эффективной. Суть ее очень проста: мы сосредоточились на наших российских первоклассных активах и развиваем их на Кольском полуострове, в Норильском промышленном районе и в Забайкальском крае — это наш новый объект.
Эта простая стратегия оказалась настолько жизненной, что нам удается сейчас удерживать самые высокие в отрасли темпы модернизации. То есть у нас более 20 процентов основных фондов ежегодно обновляется. Это выше, чем у наших конкурентов.
Причем интересно, что если, например, в 2015 году многие компании по отношению к 2014 году притормозили немного, оно и понятно, сложная конъюнктура мировых рынков, тем не менее, поскольку ситуация предельно ясная на наших промышленных площадках, то мы даже продолжаем наращивать темп наших инвестиций и около двух миллиардов в год в среднем осваиваем, вкладываем в модернизацию.
Это в свою очередь позволяет нам повысить эффективность извлечения сырья. Поскольку «Норильский никель» действует только по лицензии, то все, что находится в недрах, — к этому мы стараемся относиться как к национальному достоянию: рачительно использовать, максимально эффективно это все добывать. Вот об этом мы стараемся не забывать.
В последнее время мы смогли немного сместить угол нашего внимания на экологические проблемы. Широко известно, что Норильск в этом плане неблагополучный город, и мы сейчас вкладываем серьезные средства в то, чтобы обеспечить модернизацию производства таким образом, чтобы выбросы серы утилизировать полностью. Рассчитываем в ближайшие пять–семь лет собрать до 95 процентов вредных выбросов и очистить наконец норильский воздух от этих примесей, которые плохо сказываются на здоровье.
В. ПУТИН: — А социальные объекты — помните, мы смотрели стадионы и прочее.
В. ПОТАНИН: — Да, конечно, мы и сейчас не снижаем уровня наших инвестиций в социальные объекты, продолжаем достраивать спортивные сооружения, ремонтировать их, реконструировать, отправлять норильчан на отдых, субсидируя перелеты.
Сейчас даже, видя, что некоторые трудности с финансированием различных программ испытывает и краевой бюджет, мы авансируем его в счет налога на прибыль с тем, чтобы стабилизировать ситуацию в крае в целом, и работаем с губернатором в тесном контакте.
Некоторые проекты, которые, как предполагалось раньше, будут делать непосредственно государственные организации, например, прокладывание оптоволоконных линий в рамках программы ликвидации цифрового неравенства, мы сейчас взяли на себя, понимая, что это для нашей компании посильная нагрузка, мы ее можем пока сами нести.
В прошлый раз я докладывал о том, что мы будем самостоятельно строить линию электропередачи до Быстринского горно–обогатительного комбината. В соответствии с вашим поручением впоследствии ее должно выкупить ФСК, но пока мы строим ее сами. Одним словом, там, где мы можем справиться своими силами, мы стараемся ни к региональным бюджетным средствам, ни к федеральным не прибегать.
В. ПУТИН: — Какова сейчас средняя заработная плата на предприятиях?
В. ПОТАНИН: — Примерно 70 тысяч рублей.
В. ПУТИН: — В этом году вы как планируете?
В. ПОТАНИН: — В этом году мы планируем индексировать заработную плату. Причем, если в прошлые годы мы делали это, как правило, один раз в год, то в этом году мы уже индексировали заработную плату в январе и сейчас запланировали в бюджете компании возможность еще нескольких индексаций в течение года, с тем, что если инфляция будет высокие темпы сохранять...
В. ПУТИН: — «Подъедать» доходы.
В. ПОТАНИН: — ...да, возможно, уже где–то весной этого года мы проведем еще одну индексацию с тем, чтобы люди все–таки не так сильно чувствовали, что у них «подъедаются» доходы.
Плюс мы еще сохраняем различного рода программы, например, в сетях продуктовых магазинов, принадлежащих нашей компании, мы на 30 продуктов первой необходимости держим более низкие цены, и это создает в хорошем смысле определенное давление на коммерсантов — они тоже, что называется, не наглеют, а цены держат.
В. ПУТИН: — Вынуждены ориентироваться.
В. ПОТАНИН: — Мы, с одной стороны, держим такие цены, а с другой стороны — для коммерсантов, которые завозят продукты в Норильск, предоставляем перевозки по льготному тарифу. Поэтому у них еще и морального права так сильно завышать цены вроде как нет.
В. ПУТИН: — Понятно. Владимир Олегович, вы упомянули о модернизации. Сколько примерно в этом году планируете вложить в модернизацию?
В. ПОТАНИН: — В этом году около двух миллиардов долларов. Сейчас идет уточнение планов, так как в связи с изменением курса рубля к доллару прежние объемы инвестиций становятся чуть более дешевыми для нас. Поэтому эта сумма может уменьшиться. Но в принципе мы исходим из двух миллиардов долларов ежегодно.
По материалам сайта news.kremlin.ru.
Фото Елены ХУДАНОВОЙ и Владимира МАКУШКИНА
http://gazetazp.ru/2015/42/2/