Арктика будет определять развитие будущего Российской Федерации. Об этом говорили участники круглого стола “Новые горизонты развития Арктики” на Красноярском экономическом форуме. Представители “Норильского никеля” изложили свой взгляд на стратегию развития Арктики.
Открывая мероприятие, модератор круглого стола – сенатор от Красноярского края Андрей Клишас отметил:
– В последнее время все вопросы, связанные с Арктической зоной, рассматриваются на самом высоком уровне. Обсуждение идет достаточно эффективно, но остается еще очень много вопросов.
В подтверждение его слов директор департамента развития межрегионального и приграничного сотрудничества Министерства экономического развития РФ Рафаэл Абрамян обозначил основные направления работы. Это и госпрограммы, и освоение Северного морского пути, который является сегодня хребтом Арктической зоны, и северный завоз, и необходимость развития арктического туризма. Однако в первую очередь, по его словам, необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, формирование точек экономического роста.
Суть вопроса
О том, что развитие Арктики должно стать общей задачей и государства, и регионов, и бизнеса, говорили все руководители северных территорий России, члены Государственной думы, Совета Федерации, общественных советов, экологи, представители Норвегии. Веское слово по теме Арктики высказали представители “Норильского никеля”.
Вице-президент ГМК Андрей Бугров отметил, что в ООН рассматривается заявка России на определенный сектор в Арктике, который, как считают в «Норникеле», должен быть экономической зоной РФ. «И если мы когда-нибудь сделаем Северный морской путь частью Шелкового пути и будем способны возить нашу продукцию в Китай через Берингов пролив, это будет большим достижением».
Вице-президент ГМК Елена Безденежных, в свою очередь, акцентировала внимание на том, что ключевые производственные подразделения компании находятся на Крайнем Севере, поэтому ГМК крайне заинтересована в развитии северных территорий. Однако в связи с этим есть ряд проблем.
– Для нас, обладающих уникальной ресурсной базой, важно построение территориального принципа развития, – подчеркнула она. – “Норильский никель” еще в начале 2014 года предлагал создать территорию опережающего развития на Таймыре. По нашим подсчетам, ежегодный вклад потенциально заинтересованных инвесторов в освоение Таймыра в 4,9 миллиарда долларов может дать 7 миллиардов долларов эффекта для ВВП в год. Мультипликативный эффект мы просчитали, применяя цены 2014 года. В 2015 году они, конечно, несколько скорректированы и на нашу продукцию, и на импортозамещение. Однако изменения не слишком глобальные, поэтому для “Норильского никеля”, который планирует вложить до 2020 года только в развитие Норильска и Мурманской области около 800 млрд рублей, важно, чтобы было законодательство, позволяющее каким-либо образом привлекать государственное финансирование.
Как отметила Елена Безденежных, на бизнесе в регионах Крайнего Севера сегодня лежит огромная нагрузка – как по содержанию объектов социальной, так и инженерной инфраструктуры.
– Закрытие никелевого завода и другие экологические проекты потребуют от компании вложения 300 млрд рублей. И если еще законодатели заставят нас платить в двойном размере за размещение отходов, это уже ни в какие рамки не лезет. Поэтому весь прошлый год мы посвятили тому, что доказывали: Таймыр должен быть территорией опережающего развития, что позволило бы привлекать государственные средства – естественно, с отдачей. Эти средства будут вложены не только в развитие нашего предприятия. С развитием бизнеса, как известно, развивается все вокруг.
По словам Елены Безденежных, закон о государственно-частном партнерстве, позволяющий получить от государства инвестиции, необходимые для развития региона и собственного бизнеса, остроты проблемы не снимает.
Согласно ему дотирование будет производиться только после 2019 года, в то время как у нас проекты реализуются сейчас и деньги нужны сейчас. Законодательной базы, которая бы позволила бы привлечь эти средства сегодня, а потом уже отдавать, не существует. Поэтому в этом году мы намерены доказывать, что необходимо внести изменения в существующее законодательство и поддержать бизнес, – сказала вице-президент.
Директор департамента федеральных и региональных программ ГМК “Норильский никель”, член Госкомиссии по вопросам развития Арктики Дмитрий Пристансков отметил, что новый “кластер” мог бы стать форпостом в освоении Арктики и развитии приграничных территорий, основой развития инфраструктурной базы для освоения Северо-Арктического шельфа, а также поддержки эксплуатации и загрузки Северного морского пути.
– Мы обсудили много вопросов, касающихся государственно-частного партнерства, развития Северного морского пути, крупномасштабных проектов “Норильского никеля”. Таких, как закрытие никелевого завода и модернизация Надеждинского металлургического и медного заводов. Реконструкция – совместно с государством – аэропорта Норильск. Проведение оптоволоконной линии связи в Норильск, финансирование которого взяла на себя компания. При этом из 800 млрд рублей, вложенных нами в инвестиционные проекты, 300 миллиардов направлено на экологические проекты. И здесь важен диалог с государством, поскольку развитие Арктики – это набор комплексных мер. Нужно развивать инфраструктуру и привлекать инвесторов. Мы уже подготовили и направили президенту и правительству России наши предложения. Причем мы говорим не только о “Норильском никеле”. Мы говорим обо всех инвесторах в целом.
Вице-президент ГМК Андрей Бугров подчеркнул, что стратегия развития компании тесно связана с освоением северной территории. Потенциал минерально-сырьевой базы Красноярского края уникален. При том что разведано всего 3% месторождений медно-никелевых руд, расположенных на Таймыре.
– Компания “Норильский никель” будет более эффективно добывать сырье. Мы нацелены на компьютеризацию процессов управления. Сейчас этот проект развивается в компании очень энергично. Происходит автоматизация всех производственных процессов. Другое изменение – производство станет более экологичным. Начало этому процессу положено в 2016 году с закрытия никелевого завода. И третье – компания будет иметь более высокую производительность труда и более низкие издержки производства в силу серьезных изменений в технологиях. И конечно, компания по-прежнему будет формировать от 30 до 40% бюджета Красноярского края.
http://norilsk-zv.ru/articles/novye_gorizonty_arktiki.html
|