Получить полис ОСАГО сейчас в Норильске почти невозможно. Страховые компании либо отказывают в услуге из-за отсутствия бланков, либо предлагают страховку с “нагрузкой”. В итоге люди ставят машины “на прикол” или ездят, рискуя быть оштрафованными за отсутствие “автогражданки”.
– Нет ОСАГО – нет проблем, – смеется Дмитрий, владелец “Тойоты”. – Бланков сейчас нет во всех страховых компаниях. Их четыре на территории, обращался во все. В результате записывают в очередь, обещают, что бланки на днях будут. Но уже больше двух месяцев ничего нет. Езжу без страховки. Хотя нельзя, снимут номера. Но машина мне нужна по работе, поэтому приходится нарушать закон.
В городском управлении потребительского рынка и услуг однозначно заявляют, что отсутствие бланков – незаконный повод для отказа в оформлении полисов ОСАГО.
– У страховой компании существует обязанность заключить с вами данный договор, когда у них на руках заявление и полный пакет документов. Если вам отказывают, то необходимо для начала обратиться в страховую организацию с письменным обращением. Если в течение 30 дней реакции не последовало, это повод для обращения в суд, – говорит Вера Андреева, главный специалист-юрисконсульт отдела по защите прав потребителей УПРиУ администрации Норильска.
Так же следует поступить и в случае, если вместе с ОСАГО потребителю навязывают ненужные дополнительные услуги.
– Я страховал свой автомобиль на материке, в итоге к полису ОСАГО пришлось дополнительно застраховать квартиру и жизнь, хотя я этого не планировал, но страховщик сказал, что или так, или никак, – рассказывает Евгений, владелец автомобиля “Рено”.
Деньги за дополнительную страховку можно вернуть. Однако потребителю нужно будет доказать, что его вынудили заключить договор страхования. Это могут быть показания свидетелей, видеозапись или же письменная претензия. Времени хождения по судам и прочим инстанциям тоже будет потрачено немало. Но тут уже автовладельцу самому необходимо решить, стоит ли овчинка выделки и не придется ли после всех этих хождений воспользоваться страховкой “по здоровью”.
Помочь ничем не могут
Со своей стороны, страховщики говорят, что в случае с бланками ничем помочь не могут. Бланки ОСАГО – государственного образца и распределяются между страховыми компаниями Российским союзом автостраховщиков. В филиалы страховых компаний, которые находятся в том числе в Норильске, их стали присылать в разы меньше, чем раньше.
– Мы готовы вас застраховать, но у нас нет бланков. И это общероссийская проблема. Вы, конечно, можете подать на нас в суд. Но смысл? Если вы приходите в магазин за хлебом, а там его нет, то вы же не идете в Роспотребнадзор жаловаться, а идете в другой магазин или ждете, когда хлеб завезут. Так же и тут, – ответили нам по телефону в одной из страховых компаний.
Если же смотреть в корень проблемы, то ОСАГО просто невыгодно страховым компаниям. Сегодня действует несколько видов обязательного страхования, в том числе обязательное медицинское страхование и ОСАГО. И если первое для гражданина России бесплатно и финансируется государством, то ОСАГО имеет фиксированную цену и, по идее, должно быть выгодно страховщикам как коммерческим предприятиям.
– Страхование для страховщика – это деятельность, которая должна приносить прибыль, а не убытки. Но из-за того что нет единой системы расчета ущерба, из-за того что появились “черные” адвокаты, помогающие гражданам не просто вернуть ущерб, а получить прибыль за счет страховщика, и ремонтные мастерские, готовые выписывать чеки, в несколько раз превышающие сумму ремонтных работ, из-за того что каждый второй автовладелец имеет страховой случай по ОСАГО, ущерб которого в несколько раз превышает стоимость страховки, это не просто не приносит прибыли, но и является для нас убыточным видом страхования, – поясняют представители норильской страховой компании.
Согласно закону РФ, полис должен быть выдан страховой компанией в одной из точек продаж в субъекте Федерации, то есть в Красноярском крае. Так что обращение в суд правомерно только в том случае, если вам отказали не только в Норильском филиале, но и в Красноярском.
На контроле у прокуратуры
К слову, для законопослушных автовладельцев некоторые страховые компании предоставляют бонус по оформлению ОСАГО.
– Учитывая то, что за пять лет я ни разу не был виновником ДТП, смог получить страховку без особых проблем. В сентябре перешел из одной страховой компании в другую, так как слышал много нелестных отзывов насчет первой, а пару месяцев назад оформил ОСАГО. Так что жалоб не имею, – говорит Алексей, владелец “Тойоты”.
Тем же автовладельцам, которые столкнулись с отказом в получении полиса или навязыванием дополнительных услуг, нужно обратиться в отдел по защите прав потребителей УПРиУ (Кирова, 21, пятый этаж, в среду и пятницу с 9.00 до 17.00, в четверг с 14.00 до 17.00 или по телефону 34-32-50), где их проконсультируют и помогут оформить жалобу и, если понадобится, заявление в суд.
Пока же ситуацию взяла на контроль прокуратура. Жалобы норильчан будут рассмотрены в антимонопольном органе Красноярского края, чтобы там оценили действия головных офисов подразделений страховых компаний. В прокуратуре надеются, что в крае смогут выяснить, не вступили ли страховщики в сговор и не нарушается ли антимонопольное законодательство. На проверку отведено 30 дней. Срок может быть продлен.
http://norilsk-zv.ru/articles/net_osago__net_problem.html
|