В районе Кайеркан закрыли молочную кухню, последнюю в Большом Норильске. “ЗВ” выяснил почему.
Молочная кухня изготавливала кефир и творожки для детей первого года жизни. Бесплатно получить продукцию имели право малообеспеченные семьи.
“Нет денег, нет смысла”
Как сообщил “Вестнику” главный врач КГБУЗ “Норильская городская поликлиника №3” Анатолий Братчик, закрытию молочной кухни предшествовало несколько причин.
– Основная причина – это наше международное законодательство. 1 мая 2014 года вступил в силу технический регламент Таможенного союза о безопасности молока и молочной продукции. Мы его должны в обязательном порядке соблюдать, – рассказал наш собеседник. – В частности, это обязательные требования к упаковке молока и продуктов его переработки: алюминиевые колпачки для кефира, крышки для творога; машинка для запечатывания, этикетная лента, содержащая дополнительную информацию, листок-вкладыш, пакеты для стерилизации, постоянное обновление посуды. Технический регламент предъявляет особые требования к соблюдению технологии изготовления. На это все нужны срочные дополнительные затраты, более миллиона рублей. У нас такие деньги в смете не предусмотрены. Если мы не сможем соблюдать требования таможенного регламента, при любой проверке нам грозят серьезные санкции.
Вторая проблема, склонившая к закрытию, кроется в месте размещения молочной кухни. Она располагалась в трехэтажном здании, площади делила с охранным предприятием, которое планирует съехать в январе. Получается, понадобились бы большие деньги на отопление половины здания в зимний период, что является нерациональным использованием финансовых средств. Администрация Кайеркана подыскивала другое помещение, но подходящего не нашлось.
Третьей причиной стал тот факт, что оборудование, в котором изготавливали кефир и творожок, совершенно устарело. Оно работало с 1991 года и износилось настолько, что даже кнопок и переключателей не осталось, все было запитано напрямую. Оборудование фактически стало опасным для эксплуатации.
– В селекторном совещании краевой Минздрав, учитывая ситуацию, обязал освободить помещение и закрыть молочную кухню. Сказали, что небезопасно и нерентабельно ее содержать, – объяснил Братчик. – Однако сохраняются госгарантии по обеспечению молочными смесями детей первого года жизни из семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума. Разнообразие продукции полностью соответствует всем требованиям: порядка 9–11 наименований, взаимозаменяемые, промышленного производства. Это есть, будет и никуда не денется. Этим давно обеспечиваются семьи Норильска и Талнаха. Схема отлажена: педиатр будет выписывать молочные продукты, семьи их будут получать.
Мы поинтересовались, возможно ли оставить молочную кухню на платной основе. Нам ответили, что это не вариант: нужны большие вложения на ремонт помещения, которое еще нужно найти, и на приобретение оборудования, подходящего по всем требованиям регламента Таможенного союза. Нужны миллионы. Могли бы помочь спонсоры, но их нет.
– В Норильске молочные кухни закрыли в 1997 году. На тот момент сложилась непростая ситуация, когда новое оборудование нужно было завозить из-за границы. К тому же началась свободная торговля, на прилавках появились заграничные промышленные молочные продукты. Тогда из-за этого по России закрылись 80 процентов молочных кухонь. В них пропал смысл: можно в магазине купить смесь или кашу, сразу приготовить и дать ребенку. В нашем случае мы закрыли молочную кухню в силу наслоения обстоятельств, – сказал Анатолий Братчик.
Дефицитные продукты
Новость о том, что закрывается единственная работавшая в городе детская молочная кухня, у молодых кайерканских мамочек вызвала обеспокоенность. Представить, что может быть лучше натуральных продуктов – кефира и творожков – для дополнительного питания детей до года, нельзя, считают они.
– Моей дочке год и семь месяцев. Назначили дополнительное питание в молочной кухне. Пришли, все закрыто. Узнали, что не работает, – говорит Лариса Владимировна. – Альтернативу в поликлинике пока не предлагали. Эта кухня необходима.
– О том, что закрывается молочная кухня, сообщила подруга, – рассказывает бабушка Елена Николаевна. – Я против закрытия молочных кухонь. Детям и творожок и кефирчик нужны. Надо, чтобы открыли, много же деток рождается.
– Сначала нам сказали, что она закрылась на летний ремонт. Когда мы вернулись из отпуска, ребенку исполнился год. Пошли к педиатру, чтобы взять талончик на получение творожков. Нам сказали, что молочная кухня больше работать не будет. Причину не объяснили. Взамен ничего не предложили. За лето на материке мы привыкли к детскому творожку. В Кайеркане подобная детская продукция не продается. Ее можно найти в определенных магазинах Норильска, но это удача, если тебе случится купить хоть одну баночку. Хотелось бы, чтобы кухня заработала. Мне все равно – бесплатно или платно, главное, чтобы было, – объясняет молодая мама Юлия. – Из ситуации никак не выходим. Если муж в Норильске купит одну-две баночки творожка, как-то еще балую ребенка, а так… Молоко обычное кипячу, и все. Я считаю, что в городе кухни нужны. Знакомые рассказывают, что благодаря молочной кухне уже подросшие детки сейчас пьют молоко, едят творог. Те, кто не ели эти продукты в детстве, и сейчас отказываются. Хочу, чтобы мой ребенок и в будущем продолжал есть молочные продукты. С детства пытаюсь к этому его приучать.
http://norilsk-zv.ru/articles/po_ryadu_prichin.html
|