|
Франсуа Жакоб |
Маленькая, но сплоченная профессиональная группа — продюсер и режиссер Франсуа Жакоб, оператор Вук Стоянович, звукорежиссер Элен Мань — прилетает в Норильск во второй раз. Впервые они у нас побывали год назад. В этом году канадцы выиграли на родине грант, и съемки продолжились. Сейчас, когда работа подходит к концу (на следующей неделе съемочная группа уезжает), авторы уже могут сказать, что все прошло благополучно, и все задуманное удалось. Канадцам помогали в организации процесса норильчане: ребята из фотоклуба «Таймыр», операторы, журналисты.
|
Картина будет, как пазл из кусочков, собираться из нескольких сюжетных линий с участием разных персонажей: горняк, режиссер театра, два подростка, потомок строителя Норильска. Она складывается из повседневной жизни героев: их дом, работа, общение с друзьями, тренировки в бассейне и посиделки в библиотеке. Инициатор и главный «двигатель» съемок — Франсуа Жакоб — настолько погрузился в процесс, что теперь слушает русскую музыку, заговорил и начал понимать по–русски и стал немножко норильчанином. Житель Монреаля, франко–канадец, изучающий литературу и снимающий кино, задумал документальный фильм об Арктике еще шесть лет назад. Но север Канады — это маленькие поселки, а Франсуа уверен, что освоение северных территорий — это будущее человечества. Тогда же, шесть лет назад, буквально проводя пальцем по карте в Google Earth, он увидел город, название которого ему ничего не говорило. Что собой представляет Норильск, в Канаде вообще мало кто знает. Раскрасить это белое пятно и решил режиссер.
|
Франсуа ЖАКОБ:
– Конечно, все оказалось намного сложнее, чем я думал, начиная с того, что нам очень непросто было сюда попасть. Норильск — закрытый для иностранцев город, о нем ничего не знают за пределами России. Первоначальная задача, которую я себе ставил, — просто создать его портрет, заполнить это белое пятно и в своей голове, и в головах своих соотечественников.
Но затем я понял, что Норильск — вообще очень важный город для России. Он играл важную роль в истории вашей страны и сейчас занимает важное место в экономике. Конечно, мы не первая иностранная съемочная группа здесь: приезжали съемочные группы National geographic и другие команды, снимали красоты Таймыра, его природу, животный мир, жизнь коренных жителей. В общем, ехали сюда за экзотикой и этнографией. Но сам Норильск, уникальный город, оставался за кадром, был фигурой умолчания.
А я хотел показать не только природу или не только индустрию, а настоящую жизнь здесь, такую, как она есть. Показать людей с их энергией, энтузиазмом, с их пробивной силой, с их тоской и смирением. Показать стойкость его нынешних жителей и храбрость их предшественников. Когда я познакомился с норильчанами, мне захотелось сделать фильм и для них тоже.
Конечно, чтобы понять Норильск полностью, здесь надо прожить лет десять. И все же то, что было для меня лишь параграфом книги, строчками на страницах интернета, сейчас воплотилось в живых людях. Я узнал, что когда–то Норильск был престижным городом, где люди работали с гордостью, что было братство, и все помогали друг другу. Тему города–лагеря, которая сначала казалась мне однозначной, я раскрыл для себя заново, это тема сложная, и мнения людей различаются, она оказалась намного глубже, чем я думал. В общем, здесь я оказался в совсем другой жизни, начал видеть вещи другими глазами, через другую призму.
На выходе у канадцев должен получиться полнометражный документальный фильм. Его рабочую версию уже посмотрели в фотоклубе «Таймыр». Мнение тех, кто видел: фильм очень честный и очень стильный.
|
Александр Харитонов |
Александр ХАРИТОНОВ, фотограф:
– Я думаю, этот фильм будет интересен и любому норильчанину, и любому не норильчанину — всем, кого занимает тема Севера, Арктики и Норильска. Я оцениваю его как высокопрофессиональную работу по режиссуре, свету, звуку. Здесь нет штампов, ребята очень хорошо поняли норильчанина как человека. Это серьезный фильм, который может получить награду кинофестиваля на северную тематику. Я даже скажу, что это будет лучший фильм о Норильске.
Как говорят сами канадцы, их основной расчет — на канадский кинопрокат. Есть интерес и со стороны французского телевидения. Конечно, им хотелось бы заявиться и в российском прокате. Думаю, когда работа над фильмом закончится, мы обязательно организуем его показ и в норильских кинотеатрах.
Светлана ГУНИНА
Фото Александра ХАРИТОНОВА
http://gazetazp.ru/2015/39/8/