Аналитики прогнозируют обвал котировок акций лидеров отрасли в ближайшие год-два
Проблемы в США давят на рынки в течение последних нескольких дней.
Американские индексы пустились в трехдневное пике. Неуверенно себя
чувствуют все секторы экономики. Но есть в этом бушующем океане островок
благоденствия, которого практически не касаются проблемы внешнего мира.
Тревожная реальность почти совершенно не беспокоит стабильную
виртуальность: интернет-сектор чувствует себя на биржах лучше, чем
какой-либо другой.
Тем не менее, разговоры о том, что скоро в этом виртуальном раю
случится грандиозный взрыв, возникают все чаще. Чем дороже котируются
бумаги интернет-компаний, тем сильнее опасения аналитиков. Некоторые
склонны видеть грядущий «кризис доткомов», подобный тому, что обвалил
рынки США в 2001 году. Вместе с индексом высокотехнологичной
американской биржи Nasdaq 10 лет назад рухнули надежды инвесторов на
бесконечный и безудержный рост интернет-сектора. Спустя десятилетие как
будто все забылось. На той же бирже с тем же феноменальным успехом
торгуются монстры виртуальной реальности.
Повторение 2001 года, по прогнозам большинства экспертов, все-таки
маловероятно. Современные компании — это не одна страничка крошечного
онлайн-магазина с адресом и телефоном, какими были в большинстве своем
доткомы десятилетней давности. Крупные игроки диверсифицируют свой
бизнес, организуя аукционы, создавая операционные системы, сотрудничая с
производителями смартфонов. Но бумаги интернет-монстров все равно будут
дешеветь, считают эксперты, и происходить это будет достаточно быстро.
Почему?
По мнению аналитика по телекоммуникационному сектору Газпромбанка Анны
Курбатовой, состояние, в котором сейчас находится рынок
интернет-компаний, однозначно можно назвать пузырем. Бумаги уже сильно
переоценены.
— Я скептически отношусь к текущей стоимости активов онлайн-медиа.
Больше всего вопросов вызывают международные компании, и Facebook в
первую очередь. Да и наши лидеры отрасли — Mail.ru и Yandex — вряд ли
покажут в ближайшей перспективе более высокие результаты, чем были
заложены в цену их размещения, они окажутся на уровне ожиданий рынка.
Никакого сюрприза для инвесторов не будет, — прогнозирует аналитик.
Если посмотреть на то, как торговались акции крупнейших игроков
сектора, можно увидеть, что их рост не сопоставим ни с одним другим
сектором рынка.
Флагман в мире поисковиков — Google — начинал в 2004 году со $102 за
акцию. Сейчас его бумаги торгуются на уровне $622,52. То же самое
происходит с китайским BIDU. Масштабы у него, может быть, меньше, но это
не помешало его акциям подорожать с $8,1 до $164,26 за шесть лет.
Графики торгов по этим и подобным компаниям за последние несколько лет
похожи на сплошную восходящую, все круче и круче вверх, без малейшего
намека на спад. Facebook, который еще не торгуется вообще, уже
оценивается в $70 млрд, а в перспективе на 2012 год и во все $100 млрд.
Анна Курбатова считает, что нынешние лидеры рынка могут очень быстро
оказаться аутсайдерами именно из-за того, что рост и развитие сектора
опережают все мыслимые показатели:
— Надо учитывать конкурентность этой среды. Любая новая идея может
свести на нет все, чего добились интернет-монстры на сегодняшний день.
Их активы могут подешеветь сразу в разы, а капитализация очень быстро
снизиться. Так же быстро, как она и росла.
Аналитик «Инвесткафе» Илья Рыченков уверен: продолжающийся рост
котировок — чистая спекуляция, она не может продолжаться долго, пузырь
обязательно сдуется.
— Инвестируют в акции интернет-компаний в основном спекулянты, которые
рассчитывают, что успеют их вовремя продать, как только наметится
тенденция к спаду, — рассказывает Рыченков. — А также некоторое
количество «наивных инвесторов», которые погнались за модой.
Заместитель начальника аналитического отдела ИК «Грандис Капитал» Тимур
Хайруллин полагает, что в ближайшем будущем инвесторы все-таки начнут
реагировать на скандальные корпоративные новости, что станет показателем
начинающегося спада на рынке интернета.
— Скандалы с Google или Facebook подрывают лояльность пользователей к
этим проектам. Поэтому вполне возможен вариант, при котором подобные
инциденты негативно скажутся на капитализации компаний. Тем более что
сейчас эти компании торгуются по существенно более высоким
мультипликаторам по сравнению с традиционными бизнесами.
Эксперты сходятся во мнении, что восходящий тренд по интернет-рынку
скоро сменится нисходящим. Но когда именно это произойдет? Илья Рыченков
полагает, что рынки должны дождаться размещения Facebook, после чего
ажиотаж и схлынет.
IPO популярной социальной сети предварительно намечено на 2012 год,
хотя точных сведений об этом еще нет. Это означает, что инвестиционные
консультанты просчитали, что предел роста еще не достигнут и потенциал
есть.
Известия