Первое упоминание о будущем руднике “Октябрьский” относится к лету 1965 года, когда буровой скважиной в районе озера Сапог были подсечены жильные и вкрапленные руды. Новое месторождение назвали Октябрьским. Такое же имя получил рудник, который ровно через четыре года начали строить для разработки этого месторождения. “Октябрьский” должен был превзойти все талнахские рудники и стать крупнейшим подземным горнодобывающим предприятием страны.
В 1970 году началась проходка первого вентиляционного ствола. 28 декабря 1972-го звено Василия Бриленкова из бригады Анатолия Гончарова приступило к горизонтальной проходке ствола ВС-3 на отметке 800 метров. 22 марта 1974 года шахтостроители выполнили вентиляционную сбойку на рудоспуск между горизонтами 700-го и 800-го метра. Рудник получил воздух, и 31 марта того же года государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь “Октябрьского”. Ее закончили за 57 месяцев, сократив принятые тогда сроки строительства подобных объектов на 31 месяц.
Последний день марта 1974 года стал официальной датой рождения предприятия. А рудник “Октябрьский” за эти годы стал лицом горнодобывающей отрасли Норильска. Горняки, правда, не устают утверждать, что у коллективов других переделов минерально-сырьевого комплекса Заполярного филиала заслуг и достижений ничуть не меньше. Однако именно “Октябрьский” показывают почетным гостям, именно сюда приезжали представительные делегации производственников, народные артисты, космонавты. А в 2002 году на “Октябре” принимали президента России Владимира Путина. С работой рудника глава государства ознакомился, спустившись на глубину 1002 метра. Это беспрецедентное событие зафиксировано в свидетельстве, врученном Владимиру Путину норильскими горняками.
В одной из раздевалок для инженерно-технических работников среди подписанных касок руководителей рудника и компании я видел белую каску с надписью “Президент”… Такую же, но с надписью “Норильский никель” я выпросил в свое время у бывшего директора рудника Батраза Кубалова, когда впервые спускался под землю.
Сегодня на подземные горизонты нас провожал “крестник” Кубалова – заместитель главного инженера шахты №1 рудника “Октябрьский” Сергей Шиленко. Будучи второкурсником Норильского индустриального института, Сергей, уже безнадежно заболевший профессией горного инженера, твердо решил, что будет работать именно на “Октябрьском”. С намерением осуществить свою мечту он пришел в кабинет директора, чтобы попросить Кубалова взять его на практику. Как сейчас вспоминает Сергей Шиленко, директор спросил, уверен ли парень в своем выборе, посмотрел на него долгим взглядом с “исключительно кавказской проницательностью” и после некоторых раздумий дал распоряжение по селектору оформить студента.
Заместитель главного инженера Шиленко считает свою профессию истинно мужской. После института он осознанно выбрал себе “подземную” должность, чтобы увидеть собственными глазами и прочувствовать своими руками работу горняка. На вопрос, не сложно ли ему работать, не пресытился ли он юношеской романтикой, Сергей без раздумий отвечает, что его трудовая биография как раз тот случай, когда работа приносит и моральное, и материальное удовлетворение.
Накануне юбилея Шиленко показывает уже современный рудник. Здесь, на горизонтах “Октябрьского”, убеждаешься в том, что добыча руды превратилась в высокотехнологичный автоматизированный процесс с использованием сложных программных продуктов, цифровых и компьютерных технологий. На горнодобывающем предприятии первостепенное значение имеет кроме стремления еще и объективная необходимость двигаться в ногу со временем в области промышленных технологий, организации и безопасности труда.
Одним из существенных и важных достижений последнего времени стало использование под землей техники с дистанционным управлением, рассказывает наш проводник. Причем ее работа касается не только извлечения горной массы с опасных участков погрузочно-доставочной машиной, но и зачистки забоев, устранения негабаритных кусков породы и некоторых других видов подземных работ.
– Все перечисленные операции еще недавно выполнялись вручную, – говорит Сергей Шиленко. – Но мы следуем принципам строгого соблюдения норм безопасности, поэтому автоматизация производственного процесса в этом плане играет немаловажную роль. В том числе и в повышении эффективности труда.
Совершенствуется и техника, мировые производители из Финляндии, Австралии, Германии, США и Швеции принимают во внимание потребности норильских горняков и вносят конструктивные доработки в поставляемое оборудование. При этом значительную долю в изменениях занимают системы обеспечения безопасности. Работать на новой технике горняки учатся на современных компьютеризированных тренажерах-симуляторах, практикуются на специальном подземном учебном полигоне.
Как рассказал заместитель главного инженера по инженерному обеспечению рудника Борис Плиев, на сегодня протяженность подземных выработок “Октябрьского” составляет около 270 километров. Всего же за 40 лет работы горняки прошли самостоятельно около 700 километров под землей, а в содружестве с шахтостроительным трестом и того больше – около 1000 километров.
Ввиду постепенной выработки запасов богатой руды горное производство на “Октябрьском” перестраивается на добычу других видов сырья – медистой и вкрапленной руды. По словам Бориса Плиева, геологоразведка ведется непрерывно как на поверхности, так и под землей. По предварительным подсчетам, учитывая, что не все еще разведано, запасов богатой руды на “Октябрьском” хватит на 15 лет добычи, медистой – на 30 лет, вкрапленной – лет на 60.
Так или иначе, состав руды, добываемой на “Октябрьском”, оценивается как уникальный. По содержанию отдельных видов металлов она не имеет аналогов в мире, да и сам рудник по производительности входит в пятерку крупнейших на континенте. Если оценивать “Октябрьский” по некоторым другим показателям, то и здесь он вполне способен занять лидирующие позиции и характеризоваться как самый-самый.
http://norilsk-zv.ru/articles/gorizonty_oktyabrya.html
|