Воскресенье, 28.04.2024, 11:55

СДЕЛКА

Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Наш опрос
Вы читаете газеты?
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


00:16
В будние дни на турбазе Норильского обеспечивающего комплекса “Робинзон” собираются исторические женщины.

В будние дни на турбазе Норильского обеспечивающего комплекса “Робинзон” собираются исторические женщины. Вспоминают, как в юности осваивали целину. Как в 44-м, еще детьми, попали в клин между наступлением наших и отступлением немецких войск. Как в 36-м три с половиной месяца добирались от Игарки до Волочанки на оленях и быках. Как их в 30-м году вместе с родите-лями высадили на голый снег на Севере как раскулаченных. Впрочем, повод для встреч приятный – еженедельный отдых на природе и шашлык.

Турбаза “Робинзон” ближе к Талнаху. Резные деревянные домики, мангальницы, спортплощадка, кораблик-песочница, высокие березы и ели, начинает зацветать кипрей – верный признак середины лета. Будний день, солнечно, тихо, чисто – благодать. 
У турбазы “Робинзон” свой Пятница – сторож Владимир. Он рассказывает об удивительной для горожан экзотике: зимой по “Робинзону” скачут белочки, летом на озере совершают заплывы ондатры. Отдыхающие уверяют, что есть на турбазе местечко, где можно увидеть горностаев и ласок. Растет здесь морошка, красная смородина и грибы. В общем, отдых что надо, настоящий. 
В будние дни по договору с руководством НОК сюда приезжают ветераны войны, бывшие репрессированные и ребята из пришкольных лагерей. У каждого свой день, сегодня очередь тех, кто вместе с родителями прибыл на Север не по своей воле. 
Гости турбазы готовятся дегустировать шашлык, который, как и доставку к месту отдыха на автобусах, оплачивает городская администрация. Таким образом, комбинат и город делят поровну заботу о тех, кто такой отдых заслужил. 
Покуда шашлык доходит на вертелах, спецпоселенка Евгения Спиридоновна Бабикова рассказывает, как в 30-е годы ее родителей вместе с четырьмя маленькими детьми высадили на снег в Мурманской области. Ей было два года. Семья пострадала из-за гонений на кулаков – крепких хозяев, на которых держалась экономика России. 
Надежда Ивановна Овченкова из числа детей, репрессированных вместе с родителями в 1930–40-е годы, вспоминает ужасы Великой Отечествен-ной войны: 
– Нас с мамой в 44-м угоняли в Германию с Украины, и мы попали: немцы отступают, наши наступают, а мы посредине реки. Мне было шесть лет. День стал похож на ночь, такая вокруг была стрельба. Сестру Любу убило, а я чудом осталась жива. Меня ранило, но наши солдаты спасли: схватили и в окопы бросили, потом я в госпитале лежала. Сейчас переживаю за Украину, сердце болит от воспоминаний о прошлом, мы тоже в погребах сидели. Слава Богу, что сейчас я здесь, в Норильске. 
На Север маленькая Надежда приехала вместе с мамой в 47-м – к отцу, который, как и многие, после плена был объявлен врагом народа и осужден, а потом отпущен на вольное поселение. Город Надежде понравился, и сейчас она называет его единственным, дорогим, любимым, золотым.
– Норильск меня приютил, выучил, воспитал. Спасибо ему, спасибо комбинату и администрации, которые о нас заботятся и не забыли наших отцов и матерей. Спасибо и низкий поклон работникам турбазы за внимание и заботу, – говорит Надежда Ивановна. 
Я молодая, мне всего 88
В гости к жертвам сталинских репрессий заглядывает Зоя Яковлевна Нардина, заместитель председателя Совета ветеранов Норильска. Она часто составляет компанию историческим женщинам, но сегодня здесь по случаю – отмечает в соседнем домике чей-то день рождения. Зое Яковлевне 88, на голове красиво повязан прозрачный платочек, маникюр, нарядная блузка – посмотреть приятно, послушать интересно. 
– Я с 36-го на Таймыре, – рассказывает Зоя Нардина. – Ребенком сюда приехала вместе с папой-строителем. Восемь лет мне было. Помню, как в 38-м в Волочанку из Норильска мы три с половиной месяца ехали на оленях. Вся бригада, шесть работников, были с детьми, трое-четверо у каждого. А из Игарки до Дудинки три дня добирались на быках. 
В Волочанке Зоя работала в райкоме комсомола, в Норильске – в управлении торговли. Тоже ни капли не жалеет, что вся жизнь прошла на Севере: 
– Люблю Норильск, Дудинку, Авамский район, вообще тундру. Ягоду раньше любила собирать, сейчас здоровье уже немного не то…
Впрочем, самая старшая из исторических женщин тут же кокетливо поправляется:
– Я молодая, мне всего 88.
– Уже на протяжении 13 лет мы приезжаем на турбазу Норильского обеспечивающего комплекса, – рассказывает председатель общественного объединения “Защита жертв политических репрессий” Елизавета Обст. – Каждое лето бываем здесь не по одному разу. Всегда домик нагрет, вода кипит, дрова для шашлыка приготовлены. 
По мнению Елизаветы Иосифовны, в Норильске, как нигде, живут согласно пословице “Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет”.
– Десятки молодежных организаций получили помощь на свои проекты в виде грантов “Норильского никеля”. Не забывают и ветеранов – тех, кто хлебнул горя в годы войны и репрессий, – говорит Елизавета Иосифовна. – В этом году взять хотя бы День металлурга и День города. Не только руководство города, но и исполняющий обязанности губернатора края хорошо знает историю Норильска. Первым делом возложили цветы к Вечному огню и к памятнику репрессированным на “Голгофе”. Этим начался День города. Очень приятно: люди чувствуют заботу.

http://norilsk-zv.ru/articles/dorogoy_lyubimyy_edinstvennyy.html

Категория: Новости Норильска | Просмотров: 810 | Добавил: infa24 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar