Вступили в силу поправки в Федеральный закон “О безопасности дорожного движения”. Документ обязывает владельцев автотранспортных предприятий установить на машины тахографы. При отсутствии прибора придется платить штраф. “ЗВ” выяснил, как в Норильске внедряется нововведение.
Тахограф – средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости автомобиля, маршруте движения, режиме труда и отдыха водителя. По внешнему виду напоминает магнитолу. Чтобы пользоваться тахографом, водитель должен иметь специальную карту.
Для работы с информацией, содержащейся на тахографе, есть разные карты: руководителей автопредприятия (“карта предприятия”), технического персонала (“карта мастерской”), контролирующих органов (“карта контролера”). Последние могут получить доступ ко всей информации, вставив в тахограф свою карточку и сделав распечатку.
Согласно поправкам к Федеральному закону “О безопасности дорожного движения” с 1 апреля тахографами должны быть оснащены автомобили, имеющие максимальную массу более 3,5 тонны и перевозящие опасные грузы. На предприятиях Норильска работают 94 такие машины, в ближайшее время ГИБДД приступит к их проверке на линии.
С 1 июля такие тахографы должны появиться на пассажирском транспорте, а до 1 сентября – на машинах, имеющих максимальную массу более 12 тонн и служащих для перевозки разных грузов, кроме опасных. К 1 апреля 2015 года автотранспортным предприятиям необходимо оснастить тахографами транспорт для перевозки грузов, имеющий максимальную массу более 3,5 тонны.
Если прибор отсутствует или он не функционирует, водителя и его работодателя могут привлечь к административной ответственности по статье 11.23 КоАП. Штраф для граждан составит от одной до трех тысяч рублей, для должностных лиц – от пяти до десяти тысяч рублей.
Цель нововведения – уберечь водителей от переработки, в результате которой приходит усталость, что увеличивает риск дорожно-транспортных происшествий. По статистике краевой полиции, треть аварий с участием большегрузных автомобилей происходит из-за усталости водителей.
Поправки, поправки
Оснащать машины техническими средствами контроля в России должны были почти 20 лет назад. Что было предусмотрено статьей 20 федерального закона №196 от 10 декабря 1995 года. Однако на тот момент законодатели не определили порядок установки и виды приборов. В июне 2012 года были приняты новые корректировки федерального законодательства, которые в очередной раз обязывали устанавливать тахографы на грузовой и пассажирский автотранспорт.
Документ вступил в силу с 1 апреля 2013 года. Госавтоинспекция уже начала штрафовать водителей и должностных лиц за неисполнение требований федеральных законов. В ответ поднялась волна возмущений: к тому времени в России еще не наладили изготовление и установку тахографов, мало кто успел обзавестись средствами контроля. Через две недели после вступления в силу поправок правительство отправляет на доработку все законодательные акты, касающиеся работы приборов контроля и учета на автомобилях. 21 августа прошлого года Минтранс России выпустил приказ №273 “Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами”. В феврале 2014 года документ одобрил Минюст. Новые требования внесли в Федеральный закон “О безопасности дорожного движения”.
Проблемы решаемы
В Норильске первыми начали устанавливать тахографы в ООО “Норильскпромтранспорт”. Еще до принятия соответствующих приказов и законов в 2012 году организация начала поиск фирм, занимающихся изготовлением и установкой приборов. Оказалось, в России на тот момент их еще не было. Однако сколько угодно было предложений от контор-мошенников, которые даже не могли предъявить лицензии на осуществление данного вида деятельности. Пришлось ждать: лицензированные организации появились только в сентябре прошлого года.
– На данный момент тахографы изготавливают пять организаций: четыре работают в России, одна – во Франции. Прежде чем остановиться на выборе изготовителя, мы изучили в Интернете мнения экспертов, – рассказывает заместитель генерального директора – главный инженер ООО “Норильскпромтранспорт” Дмитрий Гришин. – По отзывам выбрали одни из самых надежных тахографов. Их собирают на крупном российском специализированном предприятии.
Вторая проблема, с которой столкнулись на норильском предприятии, – поиск фирмы-установщика. В стране их немного в связи с тем, что для работы нужно получить несколько лицензий, в том числе от ФСБ. С учетом ажиотажа, который начался за несколько месяцев до вступления в силу нововведений, образовалась огромная очередь на установку.
– Мы заключили контракт с компанией, являющейся на сегодня пионером и лидером в сфере внедрения отечественной тахографии, – продолжает рассказ Дмитрий Гришин. – Компания начала работу в феврале, управилась за месяц. На первом этапе нам достаточно было установить всего 28 тахографов на машины, которые перевозят опасные грузы. Решили не ждать наступления очередных сроков: тахографы сразу установили на 533 машинах. На втором этапе приборы появятся на 30 автомобилях, в основном “пожилых” грузовых машинах.
– На старой технике предполагается полная замена механических спидометров, датчиков скорости на электронные, которые бы отвечали характеристикам современных тахографов, – поясняет начальник производственно-технического отдела ООО “Норильскпромтранспорт” Олег Чурилов. – У нас есть транспорт, у которого спидометры механические и приводы тросовые, – это ЗИЛ, ГАЗ. Цифровой тахограф не рассчитан на работу со старыми механическими агрегатами.
Новое средство контроля оснащено емкой флеш-картой. Раз в 28 дней информацию с нее нужно переносить на хранение на сервер, иначе она обнулится. Информация должна храниться год. Сейчас в “Норильскпромтранспорте” решается вопрос, где и как хранить гигабайты, а то и терабайты информации.
– Есть еще одна проблема, с которой столкнемся не только мы, но и все норильские автотранспортники: в городе нет мастерской или специализированного предприятия по техническому обслуживанию тахографов, – сетует Олег Чурилов. – Ведь даже при замене типа автомобильных шин на машине необходимо изменить соответствующие настройки на тахографе, чтобы вся информация о работе автомобиля соответствовала действительности. Но это может сделать только специалист фирмы или мастерской, имеющей соответствующие лицензии.
Сейчас в случае поломки в Норильск приезжает специалист из Екатеринбурга. Но из-за каждой мелочи не налетаешься, поэтому инженеры “Норильскпромтранспорта” предложили подрядчику организовать представительство в нашем городе – мастерскую по технической поддержке тахографов.
Кому это нужно
– В условиях Норильска нужны ли эти приборы? – интересуемся у Дмитрия Гришина.
– Думаю, не нужны, – отвечает Дмитрий Владимирович. – Это очень важная вещь на материке при междугородних и международных автобусных перевозках, когда два водителя сменяют друг друга. Я сам свидетель одной аварии, которая произошла из-за того, что водитель заснул за рулем.
В Норильске на очень далекие расстояния ездить не приходится. Самая далекая Дудинка, да и то на дорогу туда-обратно нужно восемь часов.
– Руководство “Норильского никеля” выходило на правительство России с просьбой исключить из постановления Минтранса о тахографах те территории, которые являются замкнутыми, как Норильск, где нет междугородних перевозок, – продолжает Дмитрий Гришин. – Изменения не были приняты. Единственное, по просьбе компании из списка исключили спецтехнику, к которой крепится дополнительное оборудование. Ей тахографы совсем не нужны. В части отслеживания режима труда и отдыха для нас это не- актуально: все работает как часы. У нас система мониторинга построена исходя из трудового законодательства. Не бывает такого, чтобы водитель провел за рулем 16 часов.
В машинах есть блок ГЛОНАСС, который по комплектации отдельно входит и в тахограф, подключены датчики топлива и индикаторы его объема. Наша система мониторинга, а также контроля режима работы и отдыха водителей уже отлажена. В этом плане тахограф ничего нового не привнес.
– В принципе, законодатель реализовал хорошую идею. Тахограф – это своеобразный черный ящик, как в самолете, – считает старший госинспектор безопасности дорожного движения норильского отдела ГИБДД Владимир Крутовский. – Теперь не надо подсчитывать по путевке, сколько часов водитель находился в пути. Мы можем конкретно за неделю или месяц посмотреть всю информацию. В случае аварии на распечатке с тахографа любой сотрудник ГИБДД отследит реальную скорость движения на данном участке. Прибор при установке пломбируется, поэтому никто ничего с ним сделать не сможет: тахометр будет все четко фиксировать.
http://norilsk-zv.ru/articles/vsyo_znaet.html
|