Друзья из comScore сообщили мне, что в сентябре 2011 года американский пользователь Facebook провел на сайте в среднем 410 минут.
В прошлом году эта цифра составила 287 минут, следовательно, увеличение
составило 42%. Также в сентябре 2011 года на долю Facebook приходилось
14,7% всего времени, проведенного американскими пользователями в
Интернете, что больше, чем у любого другого сайта. Тенденция к росту
аудитории сайта продолжается, поэтому логично спросить: что надоумило
меня рассуждать о начале конца Facebook? Давайте посмотрим.
Одна из вещей, которую усваивает всякий, кто прожил всю жизнь в
Кремниевой долине, — это то, что ситуация меняется очень быстро. Век
некоторых крупных компаний весьма недолог. Когда-то Yahoo! была тем, чем
теперь является Google. Когда-то место Facebook занимала MySpace.
Инновации происходят везде и время не ждет.
Прав я или нет, но на мысль о том, что Facebook достиг своего пика,
меня натолкнул тот факт, что я все реже пользуюсь сайтом. Я бываю на нем
все реже — иногда между посещениями проходят дни и недели. Мало того, я
заметил, что многие из тех, кто состоит в моей сети, тоже стали реже
постить. Возможно, Facebook просто вызвал утомление у потребителей.
Недавно я проводил опрос среди почти 500 учеников старших классов в
Сан-Хосе и — вот парадокс — не у всех из них была страничка в Facebook.
Но, пожалуй, неудивительно, что почти все, у кого она есть, говорили,
что сайт им надоел и они используют его все реже.
Теперь, в зависимости от того, насколько активно вы пользуетесь
технологиями, мысль о том, что Facebook вскоре исчерпает себя, может
показаться неожиданной или ожидаемой. Например, многие опрошенные мною
молодые люди сообщали, что они готовы к чему-то новому. Называйте меня
сумасшедшим, но я твердо верю в то, что пик Facebook либо прошел, либо
вскоре настанет.
Разумеется, все эти мысли возникли у меня в связи с сообщениями о
грядущем IPO Facebook. Но также именно сейчас Facebook приходится иметь
дело с негативными отзывами в прессе
по поводу урегулирования спора о защите личной информации с Федеральной
торговой комиссией. Эти события происходят на разных полюсах спектра и
потенциально могут стать аргументами за или против в дискуссии о
долгосрочной жизнеспособности Facebook.
Если вы завели страничку в Facebook несколько лет назад и припомните,
как пользовались им в начале, то скорее всего окажется, что вы заходили
туда часто и оставались довольно долго. Значительная часть времени,
проведенная в Facebook на этом этапе, когда мы общались с друзьями и
родственниками или находили старых знакомых, была именно тем, что мы так
ценили в этом сервисе. И сегодня многих новичков привлекает именно это.
Но в какой-то момент использование Facebook начинает сводиться к
управлению своим профилем и быстрому просмотру ленты. Что тоже неплохо,
но вряд ли этого хочет Facebook, стремясь сохранить крупный, здоровый
бизнес.
Мне трудно объяснить, почему вначале потребитель пользуется Facebook
активно, а потом все реже и реже, но я считаю, что это имеет
определенное отношение к размеру сети друзей, брэндов, членов семьи,
коллег, знакомых и фан-страниц этого человека. По мере увеличения их
числа Facebook становится перегружен информацией и забит контентом,
который неинтересен или нерелевантен.
А недавние опыты с приложениями, основанными на ином подходе к социальным сетям, постепенно убеждают меня в том, что у Facebook могут быть проблемы.
Одно из этих приложений называется Path. Path существует около года, но
недавно было проведено серьезное обновление, которое сделало его
гораздо более привлекательным.
Основная идея Path состоит в том, что это приложение ограничивает
число людей, которых вы можете «зафрендить», а это означает, что вы
общаетесь только с теми, кто вам действительно близок. Что, по моему
мнению, довольно привлекательно — тот случай, когда лучше меньше, да
лучше. Приложение основано на принципе обмена новостями с близкими
людьми и справляется со своей задачей.
Даже такая сеть, как Xbox Live, созданная для любителей Xbox,
позволяет понять, как люди могут проводить время, общаясь с
единомышленниками.
Быстро растет Pinterest, еще один сайт, который, как говорят, отнимает
у Facebook часть его аудитории. Он использует совершенно новый подход к
интересам, окутывая их в социальный опыт.
Общее у всех этих сервисов то, что они нацелены на нечто
специфическое, а не пытаются удовлетворить всех. Именно это и может
погубить Facebook. Более того, я подозреваю что в Facebook многих людей
смущает необходимость иметь дело с сотнями или тысячами друзей. Поэтому
те сервисы, о которых я упомянул, могут оказаться более притягательными
и, в свою очередь, перетянуть на себя часть аудитории Facebook.
Изучая потребительский ландшафт и тенденции, что является одной из
моих обязанностей в качестве аналитика отрасли, я вижу, что сокращение
использования Facebook является серьезным трендом. Если рассмотреть его в
соответствующем контексте и сопоставить с ежедневно появляющимися
новыми предложениями, то можно понять, почему я задаюсь этим вопросом.
Возможно, Facebook отживает свое.
Конечно, время для выводов еще не пришло, а Facebook может
модернизироваться и перестроиться изнутри. Но в будущем более
сфокусированные социальные сети могут стать интереснее для потребителей.
Бен Баджарин,
директор по аналитике в сфере потребительских технологий и исследованиям компании Creative Strategies Inc.
из Кремниевой долины, занимающейся анализом индустрии информационных технологий
и исследованием рынка
Time, США
Голос России http://www.planetasmi.ru/component/blog/comments/12240/
|