08:29
Выйти из экономического тупика поможет малый и средний бизнес

В этом году День российского предпринимательства, который ежегодно отмечается 26 мая, проходит в обстановке, далекой от праздничной. Двукратное увеличение страховых платежей серьезно ударило по мелким и средним предпринимателям, а также по самозанятым, из-за чего более 300 тыс. человек вышли из предпринимательства. Случилось то, о чем предупреждали эксперты Торгово-промышленной палаты: наращивание фискального давления на малый бизнес приведет, с одной стороны, к сокращению предпринимательской активности, с другой – к массовому уходу в тень.

Об этом, в частности, заявил в интервью для ТПП-Информ вице-президент Торгово-промышленной палаты РФАлександр Рыбаков.

– Александр Михайлович, как бы вы оценили нынешнее положение тех, кто работает в сфере малого и среднего предпринимательства?

– К сожалению, никакого позитивного прорыва в этой сфере экономической жизни пока не произошло. Зато с избытком просматривается другое – как только обнажается очередная «дыра» в бюджетных доходах или нарушается балансировка во внебюджетных социальных фондах, тут же возникает соблазн подлатать прорехи за счет малых и средних предпринимателей. Если вникнуть в аргументацию отдельных высокопоставленных чиновников, малый и средний бизнес чуть ли не «с жиру бесится» и вот-вот пополнит ряды «офшорной аристократии».

Разумеется, это не имеет ничего общего с действительностью. Самое тревожное состоит в том, что в посткризисные годы основной социальной группой, пополняющей российский средний класс, становятся отнюдь не собственники и работники малых и средних предприятий, а бюрократы, сотрудники силовых структур и занимающие менеджерские позиции представители госкорпораций. Неудивительно, что на этом фоне в научных трудах и средствах массовой информации все чаще типичным представителем средних слоев, или, по новейшей терминологии, «креативным классом», объявляется не человек-труженик, пытающийся с нуля построить собственное производство материальных благ и социальных услуг, а игрок-спекулянт, подвизающийся на фондовом рынке.

По мнению Торгово-промышленной палаты России такие перекосы в общественной практике неприемлемы. Но главное: государство и бизнес-сообщество должны четко определиться в совместных действиях, что позволит устранить тормозящие факторы на пути развития малого и среднего предпринимательства.

– Какие, на ваш взгляд, нужны меры, чтобы ситуация улучшилась?

– Во-первых, скоординированные усилия государства и предпринимательских ассоциаций следует направить на преодоление распространяющихся в среде малых и средних предпринимателей настроений апатии, уныния и раздражения. Требуется вдохнуть энергию и оптимизм в предпринимательский труд и тем самым разогнать «депрессивный туман», обволакивающий повседневное бытие людей, ступивших на стезю бизнеса.

Особенно это важно в отношении молодежи, зачастую называющей себя поколением «БМП», что в расшифровке означает «без меня поделили». Это констатация такого положения, когда заняты все бизнес-ниши, закупорены все социальные лифты, в результате чего начинающие предприниматели вынуждены действовать в «серых» и «черных» экономических зонах. Необходимо в полной мере осознать социальную опасность такого пессимизма. Это воплощается в новомодных теориях о том, что Россия становится мировым изгоем, запаздывающим с принятием ключевых решений.

Нужно поднять с ведомственного на законодательный уровень наши традиционные программы развития малого и среднего предпринимательства. Следует наделить их статусом федеральных целевых программ, рассчитанных, как минимум, на 5-летний период, а также определить основные показатели, которые должны быть достигнуты по каждому году. Одновременно в федеральных программах необходимо прописать как не подлежащие пересмотру на весь срок действия данных документов налоговые положения и допустимые преференции для отдельных категорий предпринимателей. Тем самым мы сможем, наконец, покончить с шараханьем и бесконечными экспериментами, установить стабильные правила игры с заведомо понятными для каждого бизнесмена результатами.

Актуальность предлагаемых нами мер становится еще более очевидной в свете принятых в апреле текущего года поправок в Бюджетный кодекс, наделивших парламентариев дополнительными полномочиями по влиянию на процесс разработки и финансового обеспечения госпрограмм.

Во-вторых, приоритетной задачей власти и бизнес-сообщества выступает существенное повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства. Важнейшим условием для этого является нормализация положения с кредитованием этого сегмента экономики. Можно совершенно обоснованно утверждать, что ни одна бизнес-сфера в России не испытывает столь острое чувство «денежного голода», как малое и среднее предпринимательство. Проблема приняла хронический характер, а попытки решить ее с помощью микрофинансовых институтов оказались безуспешными, так как бизнес нуждается в длинных и дешевых ресурсах для целей реиндустриализации. По экспертным оценкам, для этого требуется привлечь не менее 3–4 трлн рублей заемных ресурсов.

– А что мешает банкам кредитовать малый и средний бизнес на приемлемых условиях?

– Дело в той нормативной среде, в которой работают банки. К примеру, до последнего времени действовало положение № 254-П Центробанка, которое предписывало коммерческим финансовым учреждениям, выдающим кредиты малым и средним предприятиям, направлять 50% от суммы выданных кредитов в резервы. Как следствие, банки были вынуждены повышать кредитные ставки с тем, чтобы компенсировать потери из-за омертвления средств в резервах. В итоге это выливалось в ставки порядка 16-20%, тогда как крупный бизнес кредитовался под 12%.

Кроме отмены этого несправедливого, явно дискриминационного по отношению к малым и средним предпринимателям циркуляра нас не может не настраивать на оптимистический лад обещание вступающей в следующем месяце в должность председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной обратить внимание на нужды малых и средних компаний и создать для исправления ситуации новые кредитные продукты.

В этой связи, на наш взгляд, будет уместным вспомнить об опыте послевоенной Европы, когда коммерческие банки получали средства на докапитализацию от центробанков своих стран только после того, как раздавали основную массу кредитов производственным предприятиям. Это обстоятельство в немалой степени предопределило то, что стало называться «немецким экономическим чудом».

– Существуют ли другие, помимо банков, источники, которые могли бы дать малому и среднему бизнесу средства для развития?

– Финансовые услуги для малого и среднего бизнеса хорошо развиты в соседней Европе. В частности, нашим финансовым властям было бы полезно присмотреться и к современному опыту, например, Италии, где в условиях снижения банковского кредитования малого и среднего бизнеса, генерирующего до 80% производства страны, правительство пошло навстречу инициативам Конференции промышленных предприятий Confindustria и организовало выпуск устойчиво функционирующими фирмами высокодоходных облигаций.

Несомненный интерес представляет и такое новое явление, как краудфандинг, другими словам, народное финансирование. По имеющимся данным, почти 60% американских граждан, имеющих годовой доход не менее 25 тыс. долларов, готовы инвестировать в стартапы на самой ранней стадии их существования. Эксперты объясняют повышенный интерес рядовых американцев к краудфандингу не только большим количеством успешных стартапов, но и надежной защищенностью инвестиций физических лиц на законодательном уровне.

В России принципы народного финансирования начинают приживаться применительно к творческим проектам и пока обходят стороной технологические стартапы. Палата считает эту тему достойной для обсуждения в рамках Открытого правительства. Кроме того, было бы очень хорошо, чтобы пример краудфандинговой увлеченности продемонстрировали наши соотечественники из «золотой обоймы» списка Forbes, а также наиболее успешные бизнес-вумен, одновременно являющиеся женами чиновников федерального и регионального масштаба. Мы готовы обратиться к ним с соответствующей идеей и надеемся, что к призыву Торгово-промышленной палаты присоединятся все ведущие предпринимательские объединения.

– Как, на ваш взгляд, должна измениться региональная стратегия развития?

– Эти документы нуждаются в обновлении. Как правило, они были разработаны еще до кризиса и в последствии подверглись лишь незначительной корректировке.

Основной упор в обновленных стратегиях, на наш взгляд, должен быть сделан не на пару-тройку мегапроектов, а на создание множества компактных объектов нового технологического плана, инициируемых малыми и средними компаниями. Разве не к этому подталкивают нас уроки последнего времени, в частности, известные всем негативные примеры из Чувашии и Иркутской области, где были организованы производства панелей для солнечных батарей. Пока наши чиновники и бизнесмены принимали инвестиционные решения, искали деньги и преуспели в рытье котлованов под циклопические сооружения, китайские конкуренты успели запустить около десятка относительно небольших производств аналогичного характера и заполонили своей продукцией весь мировой рынок.

Нам же остается только уповать на европейцев, затеявших против китайцев антидемпинговые расследования. Неужели и после всего случившегося мы не поймем, что малые и средние компании способны дать солидную фору в оперативности действий и конкурентоспособности неповоротливым, забюрократизированным экономическим гигантам?

– Какие еще предложения выдвигает Торгово-промышленная палата России?

– Мы считаем целесообразным наделить специальным статусом «участник инвестиционного проекта» все малые и средние компании, которые приступят к созданию в дотационных субъектах федерации инновационных производств. Его обладатели получат возможность в течение 10 лет применять нулевую ставку налога на прибыль в части, поступающей в федеральный бюджет.

Но, как известно, министерство финансов предлагает присваивать такой статус только организациям, работающим на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Несомненно, расширение этой практики за счет депрессивных территорий поможет реанимировать в них промышленное производство и открыть десятки тысяч новых рабочих мест. И тогда как досадное и позорное недоразумение мы будем вспоминать нынешние реалии, когда из года в год «украшает» нашу таможенную статистику массовый импорт обыкновенных колунов из Китая.

Для убедительности сошлюсь на выводы международной консалтинговой группы «Делойт и Туш». Если мы пойдем по пути организации производства низко- и среднетехнологичных товаров на базе отечественных малых и средних фирм, то уже к 2015 году в глобальном рейтинге конкурентоспособности Россия переместится с 20-го на 14-е место.

Проблемы, тормозящие подъем малого и среднего предпринимательства, не могут быть решены без изменения ценовой и тарифной политики соответствующих государственных органов и естественных монополий. Об этом наша Палата постоянно говорит на различных форумах, конференциях и совещаниях. Однако пока дело ограничивается полумерами, не способными радикально изменить ситуацию.

Между тем, по оценкам экспертного сообщества, с которыми согласны и специалисты Палаты, мы уже дошли до критической точки, когда неадекватно высокие расходы на оплату электроэнергии и коммунальных услуг, возложенные на промышленных потребителей, начинают самым негативным образом сказываться на макроэкономических показателях всей национальной экономики. Эксперты Сколково, к примеру, подсчитали, что ежегодные потери роста валового внутреннего продукта из-за вздутых тарифов составляют 450 млрд рублей. Для наглядности замечу, что это почти половина объема дотаций, направленных бюджетом в Пенсионный фонд России.

Палата России в принципиальном плане поддерживает резолюцию, призывающую отказаться на 3 года от индексации на уровень инфляции тарифов на электричество, которая была принята на Московском экономическом форуме в марте.

Мы надеемся также, что в правительстве найдут понимание последние инициативы Минэкономразвития, предложившего для промышленных потребителей снизить годовой уровень роста тарифов на газ в 3 раза – с 15 до 5%. Деловые круги России в подавляющем большинстве поддерживают такое решение. Ведь уже в текущем году, если исходить из паритета покупательной способности рубля и доллара, внутрироссийские цены на газ достигнут европейские. Что же касается Соединенных Штатов, то в плане тарифов на энергоресурсы мы их уже давно догнали и перегнали Америку. А это делает невыгодным выпуск в России большинства товаров обрабатывающей индустрии.

Показательно, что недавно правоохранительные структуры провели выемки документов в ряде аудиторских фирм, предоставляющих информацию регулирующим службам о якобы объективности тарифов сетевых энергокомпаний. Убежден, что Торгово-промышленная палата России и другие предпринимательские объединения готовы незамедлительно порекомендовать не один десяток подлинно независимых, высокопрофессиональных и безупречных экспертных организаций, способных пролить свет на издержки естественных и рукотворных монополий. Не сомневаюсь, что все это в конечном итоге пойдет во благо нашему малому и среднему бизнесу.

Игорь Пономарев,
ТПП-Информ

Категория: Экономика | Просмотров: 894 | Добавил: infa24 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar