"Люблю свои ошибки не меньше, чем успехи"
Как вы думаете, существует универсальный рецепт формирования репутации в бизнес-сообществе?
Любая бизнес-репутация формируется прежде всего из опыта
ведения бизнеса, из взаимодействия человека с партнерами,
контрагентами. Успех — неуспех. Хотя кроме успешности присутствует
и субъективный фактор. Это то, чем нельзя просто поделиться с детьми.
Ты можешь оставить им наследство, дать образование, объяснить, как
делать бизнес, но есть нечто, что не передается лишь по твоему желанию.
Это нечто и есть талант бизнесмена — совокупность везения, интуиции
— то, что отличает человека просто успешного от настоящего лидера.
А человеческие качества как-то влияют на его авторитет? Грубо говоря, достиг кто-то
успеха в бизнесе, но как человек — мерзавец, ну, так случилось.
Достаточно ли одного его огромного состояния, чтобы быть авторитетом в бизнес-среде?
Знаете, это ведь понятия очень субъективные. Для большинства он может быть мерзавцем, а для какой-то
узкой группы — добрым, ласковым, нежным, верным и так далее. Но что
хочу отметить: не всегда позитивные качества являются мотором
и двигателем достижения успеха. Психологи говорят, что один из самых
мощных подобных двигателей — глубокие личные комплексы. Поэтому,
конечно, не всегда добрым, чистым и светлым людям способствует успех,
и бизнес в этом смысле не исключение.
А вы, когда начинали бизнес, заботились о своей
репутации? Задавались вопросами: как я буду выглядеть в глазах
партнеров, общества, власти?
Я и тогда не заботился, и сейчас. Мне бизнес нравится, для меня эта
активная игра — смысл жизни. И пока мне это интересно, я буду этим
заниматься, не думая о каких-то внешних факторах.
То есть не было некоего кодекса поведения, каких-то четких правил вроде «не кидать партнера»?
Кинул — не кинул, выполнил обязательства — не выполнил… Это вопрос
очень сложный. И вообще слово «кинуть» немного бытовое. Не все сделки,
которые обсуждаются, в итоге «закрываются». Кто-то может даже после заключения каких-то договоренностей выйти из сделки по каким-то экономическим соображениям. Это как: кинул или нет?
Есть то, что называется «понятийным» договором — который заключается
без бумаг, — и есть юридические договоренности. И если в 90?е было
больше понятийных договоров, то сейчас все перешли на стандарты
российского или западного права. Это нормальный эволюционный процесс.
И одна или две сделки не есть вопрос репутации. Создание репутации
— это длительный период. То есть люди должны отработать 10–15 лет
методом проб и ошибок, успешных и неуспешных сделок. Именно так
и формируется определенная репутация. Потому что неудачные сделки были
у всех. Вот я лично свои ошибки люблю не меньше, чем успехи. Потому что
они показывают ту границу, за которую нельзя переступать. Но ошибки
такие были у всех, и это нормально.
Для вас важно общественное признание или прежде всего признание профессионального сообщества?
Лично для меня важнее всего признание моей команды. Потому что мне важно понимание, что я лидер не потому, что мне что-то
принадлежит, а потому, что я чуть сильнее, чем те люди, которые со мной
работают, что мое мнение для них важнее не как владельца, а как
профессионала. А общественное мнение часто отличается от того, что
о тебе думают профессионалы.
А у вас со временем как-то менялись
критерии, по которым вы для себя определяете авторитет человека? Скажем,
если в 90?е годы для признания достаточно было заработать определенное
количество миллионов, то теперь, похоже, обязательное условие — это,
например, благотворительность, какие-то социальные проекты.
Нет, мои критерии не менялись. Есть одна задача бизнеса, которая
является основной и самодостаточной: бизнес должен быть прибыльным
и эффективным. Люди, работающие в этой компании, должны получать хорошую
зарплату, а компания должна быстро развиваться. Все остальное — личное
дело того или иного человека. У меня, например, есть свой взгляд
на вещи, которые должен делать бизнесмен в стране, где, к сожалению,
много бедных людей. Исходя из этого взгляда, я и действую.
Ваше поколение бизнесу училось с нуля. В СССР не было бизнес-школ
и дипломов МВА, не было четких представлений о том, что можно и чего
нельзя. Как вы думаете, следующее поколение наших бизнесменов будет
более профессиональным, эффективным?
В каждую эпоху появляются талантливые бизнесмены, которые привносят что-то в бизнес-движение. И бизнесмены первой эпохи в части технологичности, в плане знаний, наверное, в чем-то
отстают. Но у них есть гигантское преимущество: они видели советскую
экономику, экономику переходного периода. И жизненный опыт у них,
конечно, больше, и прививка к нестандартным кризисным ситуациям сильнее,
чем у тех, кто эту школу не прошел. И поэтому речь, скорее, идет о том,
что бизнес-сообщество будет обогащаться бизнесменами
новой волны. Но это не значит, что у «old money бизнеса» нет будущего.
Бизнесмены в постоянном движении. Необходимо совершенствоваться. Как
только ты перестал учиться, совершенствоваться — жди беды.
РУССКИЙ РЕПОРТЕР
|