Компания «Норильский никель» продолжает освоение
Северного морского пути. Сегодня из Дудинского порта должен выйти
дизель–электроход «Заполярный», который повезет норильский металл
прямиком в Китай.
Это уже второй рейс дизель–электроходов компании через Арктику в
Юго–Восточную Азию. Ровно год назад первым по этому пути без
ледокольного сопровождения прошло судно–близнец «Мончегорск». Как писала
тогда «Заполярная правда», общее ходовое время «Мончегорска» (без учета
стоянки в портах) до Шанхая и обратно составило 41 сутки. Если сравнить
с обычным маршрутом, которым наш металл доставляется в Азию, то есть
через Суэцкий канал, общее ходовое время в этом случае примерно
равняется 84 суткам. Таким образом, прямой путь из России в Китай более
чем в два раза экономит время доставки металла потребителю. Опыт
«Мончегорска» доказал возможность и выгодность такого маршрута, и теперь
этот путь повторит «Заполярный».Рейс необычен тем,
что судно без ледокольного сопровождения идет из Арктики в субтропики
вдоль северных и восточных берегов Евразии. В пути «Заполярный» пройдет
мимо мыса Челюскин в море Лаптевых, потом через пролив Санникова в
Восточно–Сибирское море, и через пролив Лонга в Чукотское море. После
этого через Берингово море, Тихий океан, Охотское и Японское моря
дизель–электроход придет в Китай. А в ноябре судно этим же маршрутом
вернется обратно. | Дмитрий Борейша | Как
рассказал «Заполярке» капитан дизель-электрохода «Заполярный» Дмитрий
Борейша осень — это идеальное время для такого плавания. В августе —
сентябре в Арктике максимально раскрытый и разреженный лед, а в южных
морях уже не такая жаркая погода, и, соответственно, не столь высока
температура забортной воды, которая необходима судну для охлаждения. В
ноябре, когда «Заполярный» отправится в обратный путь, в Арктике
начнется пора начального ледообразования. Наибольшее скопление льдов
ожидается в проливе Санникова. Но судно, имеющее, как и четверо других
его братьев, ледовый класс Arc–7, вполне подготовлено к такому
путешествию.«Конечно, нам роднее Заполярье, –
говорит капитан, – и судно наше зачастую чувствует себя лучше во льдах,
чем на чистой воде. Тихоокеанский регион — это тайфуны и штормы, и нам,
возможно, их не избежать. Мы готовимся к этому, особенно в части крепежа
груза.В рейсе, естественно, используем опыт
«Мончегорска», который уже прошел этим путем. Впрочем, ледовая
обстановка заранее непредсказуема, и на обратном пути маршрут будем
выбирать по ходу следования. Но нам обеспечат полный прогноз ледовой
обстановки по Севморпути, который предоставит Арктический и
антарктический научно–исследовательский институт в виде карт и снимков
со спутника».Кроме того, дизель–электроход
«Заполярный» впервые в истории Дудинского порта пройдет процедуру
оформления пропуска через государственную границу в Дудинке. Раньше
необходимые документы оформлялись в Мурманском и Архангельском морских
портах, а также, чтобы «закрыть» пересечение границы и оформить груз,
суда заходили в еще один российский порт, например в Находку, на что
уходили лишние сутки. Теперь, после открытия международного пункта
пропуска через государственную границу в Дудинке «Заполярный» сэкономит
время и на этом.Из Дудинки в Китай «Заполярный»
повезет девять тысяч тонн меди и никеля, произведенного переделами
«Норильского никеля». Обратно в Дудинку он доставит продукцию для
комбината, например, контейнеры типа ISO–CX, которые вполовину меньше
обычных. В так называемых контейнерах–«половинках» удобнее
транспортировать норильский металл.Фото Владимира МАКУШКИНА
заполярная правда
|