Сергей Черницын, журналист
Уже несколько лет на журналистику оказывает самое активное влияние
блогосфера. Сама профессия журналиста оказалась под угрозой.
Действительно ведь - зачем издателю тратить средства на создание
профессиональной редакции, если можно бесплатно или за очень небольшое
вознаграждение использовать для формирования той или иной тематической
картины разнообразные сообщения блогеров?!
Еще 5-6 лет назад российские СМИ с подозрением относились к
блогосфере. В большинстве редакций доступ к блоговым площадкам был
запрещен наряду с доступом к стремительно набравшему популярность сайту
«Одноклассники». А на сегодняшний день все профессиональные издания
стремятся максимально использовать в своей работе «блогерский ресурс».
Споры о том, сможет ли блогер заменить журналиста в новостной
журналистике, уходят в прошлое.
Каждый нашел свое место: блогер - моментальный передатчик информации,
журналист – расследователь на месте события, блогер – источник
ярко-окрашенной эмоциональной субъективной точки зрения, журналист чаще
систематизатор мнений и оценок в связи с новостной историей.
Итак, медиасреда изменилась и к прошедшим изменениям адаптируется
аудитория. Изучение информационных предпочтений жителей России приходит
последние пару лет к уверенному выводу: ТВ-зрителей становится заметно
меньше, «Интернет-серферов» ощутимо больше. Что дальше? Кажется, что «15
лет истории коротких сообщений: пейджер, мэйл смс, facebook, Twitter» в
повседневной коммуникации приводят к интересным последствиям. Сегодня
аккаунт в Twitter уже есть почти у каждого профессионального СМИ: до 140
знаков о самом главном или интересном. Что завтра? Скорее всего –
полноформатная профессиональная лента коротких новостей. Вместо
«желтого», привлекающего внимания заголовка и, часто, соответствующего
лида – квинтэссенция события в одном простом предложении из подлежащего,
сказуемого и, возможно, прилагательного. Вместо 4-5 абзацев по 2-3
предложения для каждой новости в «новостной ленте» - 1 абзац, максимум
из 3-х коротких предложений. Слишком много информации (в том числе и
псевдоинформации) несет сегодня каждый новый день, чтобы читать больше!
Это касается именно формата новостей. Аналитика, интервью, разнообразные
тематические бэкграунды, безусловно, остаются и развиваются в своей
нише, которую сегодня все активнее осваивают печатные издания.
Одновременно с постепенным переходом новостей в так называемый формат
«tweet» возможно прогнозировать и дальнейшее «тематическое нишевание»
(распределение потока новостей по все более узким специальным
тематическим разделам). Это позволяет пользователю новой новостной ленты
четко определять и формулировать свою потребность и не потеряться в
потоке информации.
Если данный прогноз верен и «новостная ситуация» будет развиваться в
«tweet-направлении», значительно возрастут и профессиональные требования
к журналисту. Сложно сделать информативное и интересное интервью, очень
непросто выдать новость из 5-7 предложений, сумев рассказать обо всем.
Но – намного сложнее понять и выяснить Главное и Важное, а затем это
Главное и Важное суметь сформулировать в 2-х, максимум 3-х простых
коротких предложениях. И непременно сделать это интересно! А если еще
необходимо цитирование?! Очень непростая задача. Так что журналист,
работающий в «tweet-формате», должен быть не только умен, быстр и
прекрасно владеть стилистикой. «Tweet-журналист» должен великолепно
разбираться в освещаемой теме – уметь понимать самую суть происходящего,
ключевые факторы развития события, темы. Понимать и коротко
формулировать. Аспирантский уровень, не меньше:). А это снова делает
журналистскую профессию «автора новостей» невероятно интересной!
Так что ждем перемен: «Tweet-новости» и «Tweet-журналистика» уже совсем рядом. Кто будет первым?
http://media-day.ru/opinion/8241/
|