В Норильске две недели работал венгерский
кинодокументалист Золтан САЛКАИ. Автор многосерийного фильма «Пешком по
ГУЛАГу» впервые посетил наш город. И сразу понял, что нужно готовить
новую картину.
| Узкоколейная дорога к отвалам на Шмидтихе | Оператор
и режиссер Золтан Салкаи со своей камерой объездил и обошел Магаданскую
область, где был Дальстрой, Полярный Урал — Лабытнанги и Воркуту,
Пермскую область — Соликамский район, Карелию, где строился
Беломорканал, Казахстан — Джезказган и Караганду, ездил на Братскую ГЭС,
фундамент которой тоже строили политические заключенные. В списке
интересов Золтана и тем для его картин также жизнь коренного населения,
природа: он снимал фильмы и про хантов–оленеводов, и о вулканах Камчатки
и Курильских островов. Всего за 20 последних лет им снято больше 50
документальных картин. Золтан — свободный художник, и темы всегда
выбирает сам. Финансирование его съемок чаще всего грантовое: в Венгрии
есть государственный фонд, который объявляет конкурсы на неигровое кино.
Документалистика Золтана, конечно, рассказывает не только о России, но
наша страна интересует его с детства.Золтан Салкаи:–
Я снимаю фильмы про ГУЛАГ уже много лет. Меня часто спрашивают: «Кто в
твоей семье был репрессирован? Почему тебе интересна эта тема?» Но моей
семье повезло пережить XX век безболезненно, у моего интереса другие
корни. Я снимаю свое кино не только потому, что венгры тоже сидели в
тюрьмах ГУЛАГа, важнее другое: ваша и наша истории похожи. У нас в
Венгрии тоже были сталинизм и венгерский ГУЛАГ. В молодости, будучи
комсомольцем, я верил в коммунизм, верил в эту систему. Когда вырос,
понял, что меня обманывали. И теперь я вижу и показываю другим, как все
было на самом деле.Эта тема, я уверен, до сих пор
«болит» и у вас, и у нас, хотя по ней работают немного режиссеров и
операторов. Когда–то я читал рассказы Варлама Шаламова и осознавал, что
не могу представить себе «картинку», где происходил этот ужас: на Луне,
на Марсе, в Сибири — все одинаково далеко. Причем к тому времени я уже
ездил в Сибирь, но тогда она была совсем другая. А ведь если не
представляешь себе «картинку», то и не прочувствуешь происходящего. Как
же это могут понять люди, которые вообще в глаза не видели вашей страны?В
Норильск я приехал впервые, сюда меня пригласила директор Музея истории
освоения и развития НПР Светлана Слесарева. Тут я сразу понял: между
этим городом и всеми остальными — огромная разница. Норильск — это город
«внутри». Здесь обширная тундра, горы, мощное производство, а внутри —
город. И все находится в зданиях, в помещениях, как бы изолированно от
окружающей среды.Я ходил по городу, был в Талнахе,
Алыкеле, видел «Надежду». Благодаря сотруднику музея Станиславу
Степанову пешком сходил на рудник алевролитов, на Шмидтиху, видел
поселок Западный. Для меня огромная удача, что в вашем музее есть такой
человек, как Станислав. Без него я ничего не успел бы посмотреть —
слишком велика территория. Сейчас я готовлю материал для нового фильма. И
мне уже понятно, что двух недель в Норильске — слишком мало. Я
обязательно вернусь сюда еще раз. | Светлана ГУНИНАФото автора и Станислава СТЕПАНОВА http://gazetazp.ru/2012/167/2/
|