Ирина Полякова, директор департамента корпоративного маркетинга компании 3M Russia:
В условиях экономического кризиса внимание к отделу маркетинга в компании, безусловно, повышается. С одной стороны, первое желание в ситуации падения оборотов и прибыльности - сокращение издержек, и сразу же напрашивается вариант урезания рекламного бюджета. Но не нужно спешить, ведь грамотный маркетинг - это залог долгосрочного процветания компании, и сэкономив сегодня на статье продвижения или маркетинговых исследованиях, можно потерять в будущем стратегическую долю на рынке и сдать позиции более дальновидным конкурентам. Другой вопрос, что если в условиях бурного роста рынка можно было позволить себе вести маркетинговую деятельность на «интуитивном» подходе, то сейчас больше шансов у грамотно просчитанных с точки зрения ROI маркетинговых кампаний, а уж как развивается креатив в малобюджетных условиях! Грамотный маркетинг - это залог долгосрочного процветания компании.В «3M Russia» мы ввели в этом году консолидированный процесс планирования во всех бизнес-подразделениях, где от каждого маркетолога требовался четко прописанный план на ближайший год со всеми финансовыми показателями. Каждый из них рассматривался руководством компании, после чего принималось решение о выделении или не выделении бюджета на маркетинг с учетом степени продуманности и реалистичности планов. Получилась такая «мини-защита» инвестиционных проектов перед «инвесторами».
С другой стороны, именно грамотный маркетинг может (и должен) в условиях кризиса найти пути для выживания и, возможно, даже роста компании. Насколько я знаю, слово «кризис» в китайском языке состоит из двух иероглифов, которые означают «опасность» и «возможность». Это очень показательно с точки зрения маркетинга, ведь наша задача - оценить и, по возможности, снизить риски, а также грамотно использовать новые возможности, появляющиеся на рынке. Если компания диверсифицирована, то это большой плюс для устойчивости, ведь практически всегда падение в одном сегменте компенсируются ростом или, как минимум, стабильностью в другом. В этом случае задача отдела маркетинга заключается в своевременном отслеживании тенденций на рынке, их анализе и предоставлении рекомендаций по перераспределению ресурсов компании. Например, нашей компании именно широкая диверсификация портфеля позволяет переживать всевозможные кризисы уже на протяжении 107 лет. Задача отдела маркетинга - оценить и снизить возможные риски, а также грамотно использовать новые возможности, появляющиеся на рынке.Например, если в кризисных условиях падает производство автомобилей, то, безусловно, этот факт негативно сказывается на обороте нашего отдела материалов для автопрома, зато растет сегмент материалов для авторемонта (ведь многие откладывают покупку нового автомобиля и продолжает ездить на старом авто, которое чаще ломается и, соответственно, требует ремонта). Поэтому очень важно анализировать географию потребителей и инвестировать средства туда, где ситуация в данный момент более благоприятная. В кризис появляются и новые потребности. Скажем, если покупатели в условиях роста экономики ориентировались на престиж и дизайн, то теперь для них более важными будут такие факторы, как долговечность и возможность экономии на расходных материалах. Роль маркетинга - определить эти изменяющиеся потребности и предложить именно то решение, которое сейчас нужно потенциальным клиентам. При этом, желательно предпринять все необходимые шаги для удержания потребителей ДО того, как это сделают конкуренты!
Безусловно, очень важно в кризисных условиях сохранить бренд и репутацию компании. Экономика циклична, кризис закончится, а впечатление от этичного или, наоборот, неэтичного поведения компании останется надолго. А хороший брендинг и репутация, которые обычно строятся годами и даже десятилетиями, могут быть очень быстро потеряны в сложной ситуации, если не уделять этому должного внимания.
Алессандра Росси Дерубей, менеджер по маркетингу компании «Candy Hoover Group»:
Во-первых, департамент маркетинга должен понимать причины кризисной ситуации (какое влияние кризис оказывает на потребителей и на тот сегмент рынка, где находятся интересы работодателя). Основной риск для компании - потерять долю рынка в большей степени, чем это сделают прямые конкуренты, так как потом ее будет очень тяжело восстановить. Поэтому так важно найти решение возможных проблем заранее. Департамент маркетинга должен понимать причины кризисной ситуации.
- Если вы сможете оперативно собрать всю необходимую информацию об интересующем вас рынке (от иностранных исследовательских институтов и/или от собственного отдела исследований), то у вас появится отличная возможность разработать верную стратегию продвижения линии продуктов компании
- В кризисный период необходима активная поддержка продаж, которую департамент маркетинга должен обеспечить всеми необходимыми инструментами. Если спрос на вашу продукцию уменьшится, то розничные сети, в свою очередь, сократят закупку товара у производителя. Поэтому крайне важно убедить клиентов, что стоит покупать продукцию именно вашей компании. Чтобы это сделать, нужно иметь сравнительные характеристики вашего продукта с продукцией, производимой конкурентами, а это как раз то, чем должен заниматься департамент маркетинга.
- Маркетинг всегда должен быть нацелен на перспективу, его задача - определить характеристики товаров, которые в ближайшее время будут востребованы. Такая информация окажет поддержку продажам компании, так как позволит своевременно определить, в чем нуждается рынок.
Елена Башарина, старший менеджер по маркетингу компании EPAM Systems:
В кризисные времена многое зависит от готовности переориентироваться: сменить «занятия стратегией» на «работу у станка». Сотрудники отдела маркетинга могут помочь компании выжить:
- во-первых, перейдя от долгосрочных мер к тем, которые смогут дать эффект в ближайшей перспективе;
- во-вторых, свернув все затратные мероприятия и перейдя на более малобюджетные инструменты.
Наша компания работает в достаточно узком сегменте B2В-рынка, мы занимаемся аутсорсингом разработки заказного программного обеспечения и сопутствующим консалтингом. Поэтому маркетинг изначально был сильно ориентирован на поддержку процесса продаж и точечную работу с целевой аудиторией. Сейчас важно четко осознать, что пришло время «встать к станку».
Но и в нашем случае мы нашли способы оптимизировать свою деятельность, чтобы помочь компании преодолеть сложную ситуацию:
- усилили помощь департаменту продаж в процессе пресейлов (сосредоточились на поддержке процессов прямых продаж);
- увеличили активность в привлечении новых клиентов, создав внутри отдела направление продаж по телефону (как в Москве, так и в других регионах присутствия компании);
- сделали ставку на подготовку и размещение экспертных статей и комментариев в профильных изданиях;
- ушли от спонсирования дорогостоящих мероприятий и масштабного участия в конференциях, то есть практически отказались от инструментов, работающих на создание фоновой осведомленности о компании.
В результате расходы на маркетинговые мероприятия снизились, а отдача от вложенных средств существенно выросла.
Раньше мы потратили бы существенное количество времени и средств на «отлов» представителей интересных нам компаний по различным конференциям и семинарам (ведь даже тщательно отобранное мероприятие еще не гарантирует, что заявившие об участии компании действительно придут). Сейчас, запустив кампанию продаж по телефону по представителям выбранной отрасли, за 4-5 недель мы проконтактировали лично с директорами примерно 100 организаций и получили ценную информацию о состоянии дел в каждой компании, также было назначено несколько личных встреч и получены детализированные запросы о заинтересованности в наших услугах.
Конечно, стратегические вопросы не останутся в стороне, мы вернемся к ним, когда кризис закончится. Но сейчас мы четко понимаем, что пришло время «встать к станку».
Отвечает Римма Кондратьева, младший консультант FMCG, Sales & Marketing компании АНКОР в Санкт-Петербурге.
Многое было сказано еще до нас, в том числе и одна из основополагающих идей: «Чтобы выжить в этом несовершенном мире - совершенствуйся» (Будда Гаутама). На сегодняшний день эта идея должна быть заложена в основу функционирования отделов маркетинга.
Сегодня многие игроки на рынке выбрали следующие пути: Изменение методов маркетинга - основная задача, которая поможет усилить позиции компании на рынке.
- сокращение расходов на маркетинг (урезание бюджета на рекламу);
- реструктуризация службы маркетинга;
- изменение методов/инструментов маркетинга и др.
Следует отметить, что под сокращением расходов на маркетинг в первую очередь подразумевается уменьшение расходов на продвижение, так как многие отделы маркетинга нацелены именно на продвижение продукции компании.
Под реструктуризацией можно понимать изменение организационной структуры маркетинга (отделов маркетинга), в том числе сокращение служб маркетинга по регионам.
Изменение методов маркетинга - основная задача, которая поможет усилить позиции компании на рынке. Маркетологи утверждают, что здесь акцент сместится на:
- отслеживание целевых аудиторий;
- формирование типов ЦА;
- определение новых сегментов и ассортимента;
- ценообразование и конкурентный анализ (в том числе, и конкурентная разведка);
- более активное использование средств интернета, позиционный маркетинг и др.
После чего последует перераспределение ресурсов. Таким образом, можно говорить о том, что роль отделов маркетинга заключается в том, чтобы помогать развитию бизнеса компаний, посредством совершенствования собственных подходов, инструментария и перераспределения ресурсов. | | | |