КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРОФЕССИИ Менеджер по продажам является связующим звеном между покупателями и торговыми и производящими организациями. Осуществляет поиск покупателей, проводит переговоры с ними, оформляет сделку и передает заказ в отдел заказов. Организует выполнение заказа и контролирует соблюдение сроков и условий. Сдает заказ клиентам. Необходимо для успешной деятельности хорошая подготовка в области менеджмента, экономики, права и социальной психологии. Желательны знание иностранного языка и умение работать на ЭВМ. Необходимо для успешной деятельности хорошая подготовка в области менеджмента, экономики, права и социальной психологии.Желательны знание иностранного языка и умение работать на ЭВМ.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОФЕССИИ Менеджер по продажам является организатором процесса выполнения торгового заказа, связующим звеном между покупателем, с одной стороны, и торговыми и производящими организациями, с другой стороны. Основные средствами и орудиями труда являются оргтехника, средства связи, справочные и рекламные материалы. Профессия повсеместно распространена в сфере оптовой торговли. Выделяют следующие виды специализации менеджеров по продажам в зависимости от вида объекта продажи (специалисту потребуется знание специфики объекта продажи, приемов его представления и организации продаж): - потребительские товары; - продукция промышленного назначения; - услуги. Родственными профессиями к данному виду деятельности можно назвать: 1) Исследовательские профессии, вырабатывающие у специалиста системный подход к анализу рабочей ситуации - математик, программист, физик, химик-аналитик. 2) Экономист, юрист, а также профессии, связанные с менеджаментом и управлением (менеджер по рекламе, менеджер по управлению персоналом, инженер). 3) Профессии, связанные непосредственно с организацией продаж:
• руководитель отдела продаж; • региональный представитель по продажам; • директор по сбыту ( в масштабе региона, в масштабе страны); • менеджер по продукту. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Менеджер по продаже организует процесс продажи товара. Набор функций, которые он выполняет, зависит от специфики объекта продажи, величины и должностной структуры предприятия, в котором он работает. В небольших фирмах менеджеру по продажам приходится выполнять все обязанности, связанные с процессом продаж, в крупных фирмах менеджер по продаже могут заниматься только поиском клиентов, переговорами и заключением сделок. В обязанности менеджера по продаже обычно входит: 1. Поиск покупателя. Это может быть поиск прямого или телефонного контакта с потенциальным покупателем (работа со справочниками, адресными книгами, визиты, телефонные звонки) или организация мероприятий по представлению своих товаров и привлечению внимания потенциальных покупателей (организация презентаций, участие в выставках, представление своей фирмы в компьютерной сети и т.п.). Второе может не входить в обязанности менеджера по продаже и быть обязанностью сотрудников рекламного отдела фирмы. 2. Переговоры с покупателем: • организация встречи с потенциальным клиентом; • создание благоприятного эмоционального фона для делового общения; • выслушивание клиента, получение информации о его потребностях; • выслушивание клиента, получение информации о его потребностях; • на основании этой информации, а также сведений о качествах и возможностях товара, условиях его продажи и послепродажного обслуживания, формирование торгового предложения данному клиенту; • обсуждение торгового предложения, ответ на вопросы и возражения клиента, поиск взаимовыгодных вариантов сделки; • заключение сделки; • создание предпосылок (деловых и психологических) для дальнейшего сотрудничества. 3. Оформление сделки, торгового заказа. Передача его в отдел заказов. 4. Организация выполнения торгового заказа и контроль за соблюдением сроков и условий (эта функция может быть передана сотрудникам отдела заказов или отдела поставок). 5. Сдача заказа клиенту. Эта функция может не входить в обязанности менеджера по продаже. 6. Аналитическая деятельность необходима менеджеру по продаже для более успешной работы и составляет подготовительный этап процесса продажи: • изучение свойств и качеств передаваемых товаров, сравнение их с конкурентными товарами; • изучение потребностей, социального положения, личностных особенностей клиентов, ведение базы клиентов; • изучение документов, отражающих динамику продаж за определенный отрезок времени, составление отчетов.
УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Менеджер по продажам работает в отдельном кабинете или имеет рабочее место в общем офисе. Отличительной чертой работы менеджера по продаже являются многочисленные контакты с потенциальными покупателями. Свою работу менеджер по продаже планирует и выполняет как правило в одиночку и сам несет за нее ответственность.
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К СПЕЦИАЛИСТУ Для работы на внешнем рынке необходимо высшее экономическое образование или юридическое , специализация по объекту продаж и знание иностранного языка. Основными качествами, обеспечивающими специалисту успех в этом виде деятельности, являются: 1. Комплекс личностных качеств и навыков, позволяющих- успешно осуществлять деловое общение и вести переговоры: • общительность; • доброжелательность; • твердый характер; • гибкость поведения; • умение завязать контакт , создать благоприятный эмоциональный фон; • наблюдательность, умение анализировать поведение и высказывания партнера по общению; • умение выделять в излагаемой информации главное, существенное; • творческий подход, умение находить новые, необычные решения; • владение навыками активного слушания; • умение убеждать, аргументировать свою точку зрения, использовать выразительные средства устной речи; • умение планировать выступление; • знание основ психологии общения; • знание делового этикета. 2. Системный подход к анализу ситуации и планированию деятельности (умение учитывать все компоненты ситуации в их взаимосвязи, ставить реальные цели и планировать пошаговое их достижение). Также необходимы знания основ экономики, специфики товаров, продажей которых занимается менеджер, организаторские способности, готовность обучаться и воспринимать новое. Так как работа менеджера по продажам связана с нервно-психическими нагрузками, вызванными материальной ответственностью, интенсивным общением с клиентами, зависимостью успешности работы от неподвластных специалисту факторов - колебаний конъюнктуры рынка, предъявляются требования к состоянию здоровья специалиста. Работа не рекомендуется людям, страдающим сердечно-сосудистыми и нервно-психическими заболеваниями.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Менеджеру по продаже необходимы знания о: • своем товаре, • своей клиентуре, • самом себе. Программа обучения (или самообразования) менеджера должна включать 3 направления: • маркетинг; • управление и организация: • общение применительно к продаже. До 80% учебного времени должно быть отведено на активные методы обучения (обсуждение, деловые игры, тренинги). Нанимая менеджеров по продажам для работы на внутреннем рынке, работодатели, как правило, не предъявляют особых требований к профессиональному образованию кандидата, отдавая предпочтение особым деловым и личностным качествам, позволяющим успешно выполнять профессиональные обязанности. Перспективы развития профессионала: Менеджер по продажам, обладающий ярко выраженными организационными способностями и аналитическим мышлением, способностями к обучению, освоению нового имеет реальную возможность продвижения по служебной лестнице вплоть до должности руководителя компании.
Источник: http://infa24.ucoz.ru/publ/ |