Генеральный директор влиятельнейшего
сайта классифицированных объявлений (classifieds) Craigslist.org Джим Бакмастер (Jim
Buckmaster) известен своим необычным подходом к бизнесу: делать всё как
можно проще и не стремиться к максимизации дохода. Дизайн сайта не
менялся с конца 90-х годов прошлого века. Никаких рекламных баннеров.
Всего 24 сотрудника. Craigslist.org посещают 20
миллионов уникальных посетителей в месяц, он занимает 46 место в
рейтинге самых популярных в мире сайтов Alexa
Top 100. 5 мая 2007 года Джим Бакмастер дал интервью журналу
"БизнесУик" (BusinessWeek). Как только не называли генерального директора Craigslist.org Джима Бакмастера:
врагом истэблишмента, коммунистом, социалистическим анархистом.
Традиционных деловых людей принятая в компании бизнес-модель приводит в
замешательство. Однако руководимый им сайт классифицированных объявлений
уже много лет удерживает свои позиции среди наиболее посещаемых
Интернет-сайтов, хотя Бакмастер решительно отказывается от пути перевода
успеха своего сайта в большие деньги. Вот некоторые основные факты, относящиеся к Craigslist. Сайт служит площадкой
классифицированных объявлений для 450 городов. Он публикует более 750
тысяч объявлений о работе в месяц. Всего пользователи самостоятельно
публикуют примерно 14 миллионов новых объявлений ежемесячно. По словам
Бакмастера сайт прибылен с конца 1999 года. Он получает свой доход,
взимая номинальную плату за публикацию объявлений о работе в 7 городах и
за объявления риэлторов в Нью-Йорке. Никакой пользовательской абонентской платы. Никакой баннерной
рекламы. По оценкам аналитиков, сайт заработал в прошлом году 25
миллионов долларов, но совершенно очевидно, что он мог бы зарабатывать
больше - несравнимо больше. Каким образом сайту удалось создать столь преданное сообщество
пользователей? 5 мая в ходе Nantucket Conference, ежегодного съезда
венчурных капиталистов и предпринимателей из Новой Англии, Бакмастер дал
интервью редактору отдела инноваций журнала "БизнесУик" (BusinessWeek)
Джесси Хемпель (Jessi Hempel). Почему вы не предпринимаете больших
усилий по монетизации сайта? Нам много раз говорили, что мы могли бы получать много миллионов
долларов, размещая на сайте рекламные объявления, но наши пользователи
не просят нас о рекламных объявлениях, и поэтому у нас их нет.
Оплачиваемая выдача поисковых систем создавала бы конфликт интересов с
поиском на сайте. Чем лучше поиск на вашем сайте, тем меньше
необходимости в оплачиваемом поиске. Как вам удалось создать столь преданное
сообщество пользователей? Мы с самого начала поняли, что чем больше мы самоустранимся и
дадим пользователям возможность самим делать то, что им нужно, тем
меньше мы будем зависеть от наших сотрудников. Пользователи гораздо
лучше, чем штатный персонал, и в позиционировании сайта, и в помощи друг
другу. Вторая важная вещь - обратная связь. Сайт был приведён в его
сегодняшнее состояние миллионами запросов, поступавшими на протяжении 12
лет. Всё, что вы сегодня видите, - результат действия этой обратной
связи. Сайт выглядит примерно так же, как и в
конце 90-х годов, хотя вы и добавили новые города и категории. Он плотно
насыщен текстом и выглядит очень скучно. Вы никогда не думали о
редизайне? Некоторые люди предлагали сделать редизайн, но, как правило, это
были веб-дизайнеры. На скучный интерфейс можно смотреть, напротив, как
на придающий уверенности по сравнению со всеми диковинными интерфейсами,
которые вы можете сегодня встретить. Мы позволяем использовать в
постингах HTML. Пользователям не нужен захватывающий интерфейс. Они ждут
от интерфейса быстроты, надёжности и лёгкости в использовании. Как вы предотвращаете нежелательные
постинги? Мы приближаемся к 20 миллионам новых объявлений в месяц.
Единственный ответ на некорректные постинги - дать пользователям
возможность помечать то, что они считают некорректным. Если достаточное
число пользователей это слелают, объявление автоматически уйдёт из поля
зрения. Обычно это происходит в течение нескольких минут. Этот процесс
несовершенен, но он несравненно эффективнее по сравнению с тем, что смог
бы сделать централизованный подход с привлечением специального
персонала. Вы недавно одержали победу в судебном
процессе, который может иметь важное значение для свободы слова в
Интернете. Можете рассказать об этом подробнее? Группа адвокатов из Чикаго начала процесс, пытаясь привлечь нас к
ответственности за публикацию ряда объявлений, противоречащих жилищному
законодательству (fair housing laws). Как правило, эти объявления не
воспринимаются как некорректные. Например, в объявлении упоминалась
церковь, и в иске утверждалось, что оно является дискриминационным по
отношению к людям, исповедующим другую религию. Иск был отклонён. Эта
группа атаковала закон, который ограждает провайдеров онлайн-услуг от
ответственности за контент, который публикуют пользователи. Если бы
такого закона не было, то множество сайтов, подобных MySpace, просто не
смогли бы функционировать. Не воспримите это как навязчивость,
Джим, но всё же, разве вы не заинтересованы в том, чтобы извлекать из
сайта больше денег? В этом месте обычно появляются ярлыки типа "коммунист" или
"анархист". Это кажется бессмысленным - делать сайт насколько можно
более полезным и не обращать внимания на денежную сторону дела. Но
генерировать возможно больший доход не является для нас стимулом. Нам
нравится работать в Craigslist. Сайт нравится нашим пользователям, и мы
не вполне понимаем, что бы мы делали с большим количеством денег.
Вероятнее всего нам пришлось бы искать способ их раздать. Но тогда, по примеру Google и других
благотворительных фондов, финансируемых бизнесом, вы могли бы оказывать
больше влияния на мир, разве нет? Мы жертвуем на благотворительность по меньшей мере 1% дохода, но
наши пользователи почему-то не выступают с предложениями о размещении на
сайте рекламы с целью создания благотворительных фондов. Люди
располагают своими деньгами и могут сами направить их на
благотворительность. Мы не собираемся выступать в роли арбитра -
собирать чужие деньги и решать, куда их направить. Важным мотивом в бизнесе является
простота. Как вы трактуете её в своей работе? По траффику мы входим в первые 10 компаний, при этом наш персонал
составляет 24 человека. У других компаний из первой десятки численность
персонала превышает 10 тысяч человек. На заре Интернет-бума все
старались собрать побольше венчурных денег и вложить их в понятное лишь
для посвящённых оборудование и дорогостоящее программное обеспечение.
Это нас никогда не привлекало. Мы с самого начала сделали ставку на
программы с открытым исходным кодом. У нас не было и нет отдела продаж и маркетинга. В основном у нас
работают инженеры. У нас нет собраний. Мы не стараемся максимизировать
доходы. Это просто поразительно, как мало вам нужно сотрудников, если вы
не стремитесь к максимизации доходов. Как насчёт того, чтобы всё же увеличить
число сотрудников? Если бы у вас было не 24, а 50 человек, вы могли бы
поднять качество услуг. Мы планируем нанять ещё технический персонал и сотрудников по
обслуживанию клиентов. Но мы не стремимся к тому, чтобы заработать
больше денег, чтобы мы могли нанять больше людей. Мы не хотим
становиться средней компанией. Нам нравится быть маленькой компанией. Какому опыту можно научиться у вас? У нас нет собраний. Люди могут работать откуда угодно и когда им
хочется. Техническая группа управляется самыми способными людьми. К
счастью, у нас работает несколько блестящих технических специалистов. Ещё один аспект, остающийся обычно вне поля зрения, - как мы
справляемся с быстрорастущим сайтом, сохраняя очень высокую скорость
загрузки страниц. Главная заслуга в этом принадлежит программному
обеспечению с открытым кодом. Тревожит ли вас конкуренция, в том числе
международная? Мы даже не смотрим на то, что делают другие компании. Мы не
стремимся покорить мир или захватить какую-то определённую долю на
рынке. Мы просто делаем то, что ждут от нас наши пользователи. Наши
мысли занимает множество вещей, относящихся к тому, как лучше
обслуживать наших пользователей. Мыслям о конкуренции не остаётся места и
времени. В разных странах есть множество компаний, которые скопировали
нашу модель до того, как мы пришли туда. Пока качество их услуг
соответствует нашему, мы просто присутствуем там в фоновом режиме для
подстраховки на случай, если они вдруг закрутят гайки по отношению к
пользователям. Если бы Вы издавали газету, какой бы она
была? Газеты не особенно любят Вас. Для меня назначение газеты - поставлять читателям
высококачественную и точную информацию. Задолго до моего прихода в
Craigslist я уже чувствовал, что большие газетные синдикаты отходят от
этого и ставят своими главными целями расширение бизнеса и увеличение
прибыли. Если бы я взялся за это, я старался бы вернуться к служению
принципам "четвёртого сословия", и попытался бы уберечь Соединённые
Штаты от той нелепой войны, в которую мы ввязались. Я был очень разочарован тем, как газеты отступились от своего
долга, когда мы затевали эту войну. Я люблю газеты и читаю множество
газет, но это становится трудно, когда вас пытаются увести в сторону от
сути дела. Вы не можете одновременно служить Уолл-Стриту и выражать
общественные интересы. Если бы я мог выбирать, я бы старался служить
обществу и предоставил бы деньгам самим позаботиться о себе. Что, если ваши пользователи сочтут
другой сайт лучшим, и начнут уходить от вас? Если вдруг мы оказались бы настолько неспособными, что не могли бы предоставить пользователям того, что для них важно, то я, наверное, первый стал бы побуждать их уйти. Источник: http://habrahabr.ru/blogs/iproducer/31073/ | |
| |
Просмотров: 1199 | | |
Всего комментариев: 0 | |